Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:38, реферат
Через долг утверждается нравственная ценность, присущая каждому человеку как разумному и потому нравственному существу. Поэтому этику Канта вполне можно также назвать этикой личностной автономии, индивидуальной свободы и ответственности. Она является первой и, возможно, единственной научно-философской концептуализацией морали, целиком замыкающей ее на личность. Кант обогатил европейскую культуру и философию представлением о нравственном достоинстве как основном личностно-образующем признаке человека.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Об обязанностях перед самим собой…………………………….…..4
1.1 Об обязанностях жизни в отношении душевного состояния………….…7
Глава 2. Об обязанностях по отношению к другим людям…………………..8
2.1. О дружбе……………………………………………………………….…..12
2.2. О враждебности……………………………………………………….…….14
2.3. Об обязанностях, проистекающих из права человека…………….……...15
2.4. О справедливости………………………………………………….……….16
2.5. О невиновности………………………………………………………….....16
2.6. О мести………………………………………………………………….…..17
2.7. О ревности и возникающих из нее недоброжелательности и зависти…17
Глава 3. Об обязанностях к нечеловеческому……………………………….19
Глава 4. О воспитании и образовании соответственно возрасту…………..20
Глава 5. О конечном назначении человеческого рода………………………22
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………………...24
2.7. О ревности и возникающих из нее недоброжелательности и зависти
Люди оценивают себя двумя способами: сравнивают себя с совершенством или с другими людьми. Хорошо, если он сравнивает себя с идеалом; если же сравнение идет относительно других людей, то очень часто человек может прийти к противоположным результатам, чем когда оценивает себя соответственно идее совершенства. Потому что все зависит от того, какими качествами обладают те, с кем он себя сравнивает. При сравнении с идеалом он проигрывает и должен приложить усилия, чтобы приблизиться к идеалу. Если же он сравнивает себя с другими, то может все-таки быть лучше, потому что те, с кем он себя сравнивает, могут оказаться хуже него.
Есть два способа сравнения себя с совершенством других: либо я пытаюсь достичь совершенства, которым обладает другой, либо преуменьшить его. Таким образом, я или увеличиваю свое совершенство, или принижаю достоинство другого и поэтому всегда буду лучше его. Поскольку последнее удобнее, то люди предпочитают уменьшать совершенства другого, вместо того, чтобы увеличивать собственные. Это и является причиной ревности. Когда люди, сравнивая себя с другими, находят у них совершенства, то по поводу каждого из найденных ими совершенств другого будут испытывать чувство ревности и стараться его совершенства преуменьшать, с тем чтобы возвысить собственные.
Ревность – естественное чувство; но это не извиняет нас за то, что мы культивируем его. Ревность – это вспомогательное средство, движущая сила, если мы еще не обладаем максимами разума; тогда, когда мы уже обладаем ими, мы должны ограничивать ревность именно при помощи разума. Ревность особенно свойственна лицам одинакового сословия и профессии. Женщины ревнивы между собой относительно лиц другого пола.
Недоброжелательность – это то, когда человек раздосадован превосходством других. Мы чувствуем себя униженными из-за счастья другого, поэтому недоброжелательны к нему.
Самыми ужасными тремя пороками являются неблагодарность, зависть и злорадство. Когда они достигают своей высшей степени, то превращаются в дьявольские пороки.
Неблагодарность. Все люди бывают сконфужены оказанными ими благодеяниями, потому что человек становится обязанным тому, кто оказал ему благодеяние. Но каждый стыдится быть обязанным. В этом уже заключается зачаток неблагодарности. Если человек, испытавший благодеяние, горд и своекорыстен, то будет и неблагодарным, потому что из гордости стыдится быть обязанным кому-то, а из своекорыстия не хочет оказывать ему такое же благодеяние; поэтому он будет упрям и неблагодарен.
Зависть крайне отвратительна, так как человек в таком случае хочет не только быть счастливым, но быть счастливым лишь один. Человек этот желает таким образом наслаждаться своим счастьем, чтобы все вокруг него были несчастны.
Злорадство заключается в том, что человек получает удовольствия от неудач других, например, когда человек создает атмосферу враждебности в браке или еще где-нибудь и радуется, наблюдая несчастье другого.
Наша забота состоит в том, чтобы порядочно вести себя, и тогда весь мир может говорить все, что угодно.
Глава 3. Об обязанностях к нечеловеческому
Если действия животных исходят из того же принципа, что и действия людей, и действия животных являются аналогом человеческих, то у нас есть обязанности по отношению к животным, поскольку этим самым мы способствуем выполнению долга по отношению к самому человечеству. Для того, чтобы не уничтожить это самое человечество, человек должен проявлять добросердечность уже по отношению к животным, потому что человек, жестоко относящийся к животным, окажется таковым и по отношению к людям. Чем больше человек наблюдает за животными и их поведением, тем больше он их любит, особенно, когда видит их заботу о потомстве. Наши обязанности по отношению к животным являются косвенными по отношению к человечеству.
Обязанности по отношению к духовным существам могут быть только отрицательными. Нельзя втягивать себя в общение с подобными существами. Все действия такого рода приводят к тому, что делают человека фанатичным, мечтательным и суеверным, и направлены против человеческого достоинства, для которого характерно здравое использование разума. При занятиях такого рода здравое использование разума невозможно. Если бы такие существа даже существовали и все утверждения о них были бы правдой, то мы все равно не знаем их и не можем с ними общаться.
Глава 4. О воспитании и образовании соответственно возрасту
Возраст делится на детский, когда человек еще не может содержать себя; юношеский, когда человек может содержать себя и воспроизводить свой род, который не в состоянии содержать; мужской, когда человек может содержать себя, воспроизводить свой род и содержать его.
Чтобы человек
соответствовал и природе, и гражданскому
обществу, необходимо воспитание с
точки зрения и природного, и гражданского
состояния. Выработка правил поведения
– это главная цель, благодаря
чему человек формируется в
Искусство или обучение может быть как положительным, так и отрицательным. Негативное в образовании – это то, что предотвращает заблуждения; положительное же – умножение знаний. Негативное как в обучении, так и в образовании – это дисциплина, позитивным является доктрина. Дисциплина должна предшествовать доктрине. При помощи дисциплины формируется темперамент и сердце, а характер – доктриной.
Дисциплина – это принуждение, значит, она противостоит свободе, а свобода – человеческая ценность. Поэтому дисциплине нужно подвергнуться ровно до той степени, чтобы свобода была все-таки сохранена.
Если ребенка рано подвергать дисциплине, он растет прямо со всеми, если этот момент упущен, он становится уродливым, подобно тому дереву, которое растет одно в поле. Первая дисциплина заключается в повиновении. Впоследствии она может применяться с разными целями, например, для развития тела, темперамента, если он вспыльчив, ему необходимо оказать сильное сопротивление; если ленив, то также нельзя уступать; повиновение употребляется также и при воспитания характера, особенно ему необходимо противодействие, когда проявляются злостность, злорадство, склонность к разрушению и мучительству. Самое отрицательное в характере – ложь и фальшивый нрав. Фальшь и ложь – пороки характера и свойства труса. При воспитании необходимо обращать внимание на то, чтобы эти свойства подавлялись.
Перейдем теперь к доктрине или обучению. 3 вида: обучение в опыте, с помощью рассказа и с помощью доводов разума. Обучение опытом – основа всего. Ребенка не следует обучать большему, чем он сможет наблюдать сам и найти подтверждение в опыте. Обучение с помощью рассказа уже предполагает наличие понятий и рассуждений. Обучение с помощью доводов разума сначала должно быть только эмпирическим, оно должно строиться в зависимости от возраста.
Воспитание по возрасту различают как воспитание ребенка, юноши и мужчины. Воспитание всегда предшествует и является подготовкой к следующему возрасту. Воспитание, подготовляющее к юношескому возрасту, состоит в том, чтобы все объяснять из своего основания, в детском воспитании этого быть не может. Детям представляют вещи таким образом, как они есть. Юноша уже должен иметь гражданские обязанности. С их помощью у него формируются понятия гуманности и приличия. Юноша уже способен действовать, исходя из принципов, у него культивируются религия и мораль, он сам совершенствует свой нрав. Честь выступает у него в качестве фактора дисциплины, в то время, как ребенок дисциплинируется лишь с помощью повиновения. Третий период в воспитании – тот, когда юноша готовится стать мужчиной. 16 лет – возраст, граничащий с мужским, тогда воспитание, как дисциплинирование, отпадает, и теперь он все более познает свое назначение и должен познать мир.
Глава 5. О конечном назначении человеческого рода
Назначение человека состоит в том, чтобы добиться высшего совершенства посредством своей свободы. Бог желает не только того, чтобы мы были счастливы, но и чтобы сами сделали себя счастливыми. В этом состоит истинная моральность. Высшее моральное совершенство – всеобщая цель человечества.
Но где искать это совершенство и исходя из чего можно надеяться на его достижение? Ответ в воспитании. Оно должно быть направлено на развитие талантов, формирование морального характера человека. Когда человеческая природа достигнет ее полного предназначения и наивысшего совершенства, это будет царство Бога на земле. Лишь тогда будет господствовать справедливость и право внутренней совести, а не административная власть. Это и есть конечная определенная цель и высшее моральное совершенство, которого человеческий род может достичь.
Заключение
Одной из особенностей этики Канта является принципиальная всеобщность нравственных требований. Кант акцентировал внимание на личном самосознании и на специфический характер нравственной свободы.
Категория долга – ключевая в кантовской этике. Философ утверждает, что всегда надо следовать своему долгу, не обращая внимания на то, отразится это или нет на собственном эмпирическом счастье. Ведь выполнение долга приносит аналог счастью – самоудовлетворение.
Нравственность – это не психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека. Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования.
Список используемой литературы
1 Кант И. Лекции по этике. – М.: Республика, 2000.
2 Кант И. Лекции по этике. – М.: Республика, 2000.