Этика Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Через долг утверждается нравственная ценность, присущая каждому человеку как разумному и потому нравственному существу. Поэтому этику Канта вполне можно также назвать этикой личностной автономии, индивидуальной свободы и ответственности. Она является первой и, возможно, единственной научно-философской концептуализацией морали, целиком замыкающей ее на личность. Кант обогатил европейскую культуру и философию представлением о нравственном достоинстве как основном личностно-образующем признаке человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Об обязанностях перед самим собой…………………………….…..4
1.1 Об обязанностях жизни в отношении душевного состояния………….…7
Глава 2. Об обязанностях по отношению к другим людям…………………..8
2.1. О дружбе……………………………………………………………….…..12
2.2. О враждебности……………………………………………………….…….14
2.3. Об обязанностях, проистекающих из права человека…………….……...15
2.4. О справедливости………………………………………………….……….16
2.5. О невиновности………………………………………………………….....16
2.6. О мести………………………………………………………………….…..17
2.7. О ревности и возникающих из нее недоброжелательности и зависти…17
Глава 3. Об обязанностях к нечеловеческому……………………………….19
Глава 4. О воспитании и образовании соответственно возрасту…………..20
Глава 5. О конечном назначении человеческого рода………………………22
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 44.78 Кб (Скачать файл)

2.7. О ревности и возникающих из нее недоброжелательности и зависти

Люди оценивают  себя двумя способами: сравнивают себя с совершенством или с другими  людьми. Хорошо, если он сравнивает себя с идеалом; если же сравнение идет относительно других людей, то очень  часто человек может прийти к  противоположным результатам, чем  когда оценивает себя соответственно идее совершенства. Потому что все  зависит от того, какими качествами обладают те, с кем он себя сравнивает. При сравнении с идеалом он проигрывает и должен приложить усилия, чтобы приблизиться к идеалу. Если же он сравнивает себя с другими, то может все-таки быть лучше, потому что те, с кем он себя сравнивает, могут оказаться хуже него.

Есть два  способа сравнения себя с совершенством  других: либо я пытаюсь достичь  совершенства, которым обладает другой, либо преуменьшить его. Таким образом, я или увеличиваю свое совершенство, или принижаю достоинство другого  и поэтому всегда буду лучше его. Поскольку последнее удобнее, то люди предпочитают уменьшать совершенства другого, вместо того, чтобы увеличивать  собственные. Это и является причиной ревности. Когда люди, сравнивая  себя с другими, находят у них  совершенства, то по поводу каждого  из найденных ими совершенств  другого будут испытывать чувство  ревности и стараться его совершенства преуменьшать, с тем чтобы возвысить  собственные.

Ревность  – естественное чувство; но это не извиняет нас за то, что мы культивируем его. Ревность – это вспомогательное  средство, движущая сила, если мы еще  не обладаем максимами разума; тогда, когда мы уже обладаем ими, мы должны ограничивать ревность именно при помощи разума. Ревность особенно свойственна лицам одинакового сословия и профессии. Женщины ревнивы между собой относительно лиц другого пола.

Недоброжелательность  – это то, когда человек раздосадован превосходством других. Мы чувствуем  себя униженными из-за счастья другого, поэтому недоброжелательны к  нему.

Самыми ужасными тремя пороками являются неблагодарность, зависть и злорадство. Когда они  достигают своей высшей степени, то превращаются в дьявольские пороки.

Неблагодарность. Все люди бывают сконфужены оказанными ими благодеяниями, потому что человек становится обязанным тому, кто оказал ему благодеяние. Но каждый стыдится быть обязанным. В этом уже заключается зачаток неблагодарности. Если человек, испытавший благодеяние, горд и своекорыстен, то будет и неблагодарным, потому что из гордости стыдится быть обязанным кому-то, а из своекорыстия не хочет оказывать ему такое же благодеяние; поэтому он будет упрям и неблагодарен.

Зависть крайне отвратительна, так как человек в таком случае хочет не только быть счастливым, но быть счастливым лишь один. Человек этот желает таким образом наслаждаться своим счастьем, чтобы все вокруг него были несчастны.

Злорадство заключается в том, что человек получает удовольствия от неудач других, например, когда человек создает атмосферу враждебности в браке или еще где-нибудь и радуется, наблюдая несчастье другого.

Наша забота состоит в том, чтобы порядочно  вести себя, и тогда весь мир  может говорить все, что угодно.

Глава 3. Об обязанностях к нечеловеческому

Если действия животных исходят из того же принципа, что и действия людей, и действия животных являются аналогом человеческих, то у нас есть обязанности по отношению  к животным, поскольку этим самым  мы способствуем выполнению долга по отношению к самому человечеству. Для того, чтобы не уничтожить это  самое человечество, человек должен проявлять добросердечность уже  по отношению к животным, потому что человек, жестоко относящийся  к животным, окажется таковым и  по отношению к людям. Чем больше человек наблюдает за животными  и их поведением, тем больше он их любит, особенно, когда видит их заботу о потомстве. Наши обязанности по отношению к животным являются косвенными по отношению к человечеству.

Обязанности по отношению к духовным существам  могут быть только отрицательными. Нельзя втягивать себя в общение  с подобными существами. Все действия такого рода приводят к тому, что  делают человека фанатичным, мечтательным и суеверным, и направлены против человеческого достоинства, для  которого характерно здравое использование  разума. При занятиях такого рода здравое  использование разума невозможно. Если бы такие существа даже существовали и все утверждения о них  были бы правдой, то мы все равно  не знаем их и не можем с ними общаться.

Глава 4. О воспитании и образовании соответственно возрасту

Возраст делится  на детский, когда человек еще  не может содержать себя; юношеский, когда человек может содержать  себя и воспроизводить свой род, который  не в состоянии содержать; мужской, когда человек может содержать  себя, воспроизводить свой род и  содержать его.

Чтобы человек  соответствовал и природе, и гражданскому обществу, необходимо воспитание с  точки зрения и природного, и гражданского состояния. Выработка правил поведения  – это главная цель, благодаря  чему человек формируется в гражданском  обществе. В воспитании необходимо различать два момента: развитие естественных задатков и развитие способностей. Первое – это образование человека, второе – это преподавание или  обучение.

Искусство или  обучение может быть как положительным, так и отрицательным. Негативное в образовании – это то, что предотвращает заблуждения; положительное же – умножение знаний. Негативное как в обучении, так и в образовании – это дисциплина, позитивным является доктрина. Дисциплина должна предшествовать доктрине. При помощи дисциплины формируется темперамент и сердце, а характер – доктриной.

Дисциплина – это принуждение, значит, она противостоит свободе, а свобода – человеческая ценность. Поэтому дисциплине нужно подвергнуться ровно до той степени, чтобы свобода была все-таки сохранена.

Если ребенка  рано подвергать дисциплине, он растет прямо со всеми, если этот момент упущен, он становится уродливым, подобно тому дереву, которое растет одно в поле. Первая дисциплина заключается в повиновении. Впоследствии она может применяться с разными целями, например, для развития тела, темперамента, если он вспыльчив, ему необходимо оказать сильное сопротивление; если ленив, то также нельзя уступать; повиновение употребляется также и при воспитания характера, особенно ему необходимо противодействие, когда проявляются злостность, злорадство, склонность к разрушению и мучительству. Самое отрицательное в характере – ложь и фальшивый нрав. Фальшь и ложь – пороки характера и свойства труса. При воспитании необходимо обращать внимание на то, чтобы эти свойства подавлялись.

Перейдем  теперь к доктрине или обучению. 3 вида: обучение в опыте, с помощью рассказа и с помощью доводов разума. Обучение опытом – основа всего. Ребенка не следует обучать большему, чем он сможет наблюдать сам и найти подтверждение в опыте. Обучение с помощью рассказа уже предполагает наличие понятий и рассуждений. Обучение с помощью доводов разума сначала должно быть только эмпирическим, оно должно строиться в зависимости от возраста.

Воспитание  по возрасту различают как воспитание ребенка, юноши и мужчины. Воспитание всегда предшествует и является подготовкой  к следующему возрасту. Воспитание, подготовляющее к юношескому возрасту, состоит в том, чтобы все объяснять  из своего основания, в детском воспитании этого быть не может. Детям представляют вещи таким образом, как они есть. Юноша уже должен иметь гражданские  обязанности. С их помощью у него формируются понятия гуманности и приличия. Юноша уже способен действовать, исходя из принципов, у него культивируются религия и мораль, он сам совершенствует свой нрав. Честь выступает у него в качестве фактора дисциплины, в то время, как ребенок дисциплинируется лишь с помощью повиновения. Третий период в воспитании – тот, когда юноша готовится стать мужчиной. 16 лет – возраст, граничащий с мужским, тогда воспитание, как дисциплинирование, отпадает, и теперь он все более познает свое назначение и должен познать мир.

Глава 5. О конечном назначении человеческого рода

Назначение  человека состоит в том, чтобы  добиться высшего совершенства посредством  своей свободы. Бог желает не только того, чтобы мы были счастливы, но и  чтобы сами сделали себя счастливыми. В этом состоит истинная моральность. Высшее моральное совершенство –  всеобщая цель человечества.

Но где  искать это совершенство и исходя из чего можно надеяться на его  достижение? Ответ в воспитании. Оно должно быть направлено на развитие талантов, формирование морального характера  человека. Когда человеческая природа  достигнет ее полного предназначения и наивысшего совершенства, это будет  царство Бога на земле. Лишь тогда  будет господствовать справедливость и право внутренней совести, а  не административная власть. Это и  есть конечная определенная цель и  высшее моральное совершенство, которого человеческий род может достичь.

 

 

 

 

Заключение

Одной из особенностей этики Канта является принципиальная всеобщность нравственных требований. Кант акцентировал внимание на личном самосознании и на специфический характер нравственной свободы.

Категория долга – ключевая в кантовской этике. Философ утверждает, что всегда надо следовать своему долгу, не обращая внимания на то, отразится это или нет на собственном эмпирическом счастье. Ведь выполнение долга приносит аналог счастью – самоудовлетворение.

Нравственность – это не психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека. Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Попелова И. Этика. О истории и современной проблематике нравственности. – М.: Прогресс, 1965.
  2. Кант И. Собрание сочинений в 8-ми томах (т.8: Статьи. Лекции. Избранные письма). – М.: Чоро, 1994.
  3. Кант И. Лекции по этике. – М.: Республика, 2000.
  4. Кант И. К вечному миру – М.: Московский рабочий, 1989.
  5. Макаров В.Т. Вопросы этики и логики – Томск.
  6. Кропоткин П.А. Этика. – М.: Голос труда, 2000.

1 Кант И. Лекции по этике. – М.: Республика, 2000.

2 Кант И. Лекции по этике. – М.: Республика, 2000.

 


Информация о работе Этика Канта