Этика Канте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант утверждает, что работа – высший способ наслаждения жизнью. Культ труда – черта характера философа наряду с пунктуальностью. В воспитательном процессе он на первое место ставил дисциплину, отсутствие которой, по его мнению, превращает человека в дикаря. Кант – выходец из простого народа. Родился он в Восточной Пруссии, городе Кёнигсберге. Отец его был ремесленником с достатком и мечтал, чтобы его сын стал пастором.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………....03
Этика И. Канта………………………………………………………………...…04
Заключение……………………………………………………………………....12
Список использованной литературы………………………………………...…13

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 31.08 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный 

экономический университет»

в г. Вологде

 

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Контрольная работа по дисциплине

ФИЛОСОФИЯ

 

Выполнил  Исканьярова Татьяна Евгеньевна   
                                            Фамилия И.О.

Студент  2 курса        спец.  080100

Группа  Фс-12 № зачет. книжки 136                                        Подпись___________________________________________

 

Преподаватель:      Рыбакова      Ирина Юрьевна

Должность ______кандидат филологических наук__________________

                                     уч. степень, уч. звание

Подпись_____________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Вологда

2013


 

 

 

Этика И. Канта

 

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………....03

Этика И. Канта………………………………………………………………...…04

Заключение……………………………………………………………………....12

Список использованной литературы………………………………………...…13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант утверждает, что работа – высший способ наслаждения жизнью. Культ труда – черта характера философа наряду с пунктуальностью. В воспитательном процессе он на первое место ставил дисциплину, отсутствие которой, по его мнению, превращает человека в дикаря. Кант – выходец из простого народа.  Родился он в Восточной Пруссии, городе Кёнигсберге. Отец его был ремесленником с достатком и мечтал, чтобы его сын стал пастором. В 1745 г. Кант окончил теологический факультет Кенигсбергского университета и в силу недостатка средств был вынужден в течение девяти лет работать домашним учителем, занимаясь в то же время интенсивными философскими изысканиями. В 1755 г. получил учебную степень магистра. В Кенигсбергском университете работал сначала приват-доцентом, затем профессором. В 1770 г. он стал профессором, а к концу своей научной и жизненной деятельности деканом, а затем и ректором (1786-1790). В 1797 г. он вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья.

Этика является одной из древнейших философских  дисциплин, объектом изучения которой  служат мораль, нравственность. С трехсотых  годов до н.э., когда этику впервые  обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к  ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этика И. Канта

В немецкоязычной части Европы эпоха Просвещения  привела скорее к культурному  возрождению, чем к политическим изменениям. Идеи Просвещения распространялись в высших слоях государственных чиновников и буржуазии и способствовали подъему университетской жизни, как в академическом, так и организационном аспектах.

    Кант принадлежал этой эпохе.  Он был близок философам Просвещения  и стремился к утверждению  моральных устоев свободы человека  путем просвещенного, универсального  использования разума. Но, подобно  Руссо, он дистанцируется от  интеллектуального атеизма философов-просветителей.

    Как философ XVIII столетия, Кант  работает в рамках эпистемологии,  которая исходит из приоритета  отдельного индивида.

Во многом Кант принадлежит либералистской традиции. В то же время кантианство знаменует  собой решительный разрыв с эмпирицистской и утилитаристской тенденциями, которые доминировали в конце XVIII столетия. Разрыв происходит, когда  Кант пытается преодолеть с помощью  своей трансцендентальной философии  как эмпирицизм (Локк, Юм), так и  рационализм (Декарт).

Кант  оценил скептический эмпирицизм Юма  как скандал в философии: Юм выбивает опоры и из-под этики и из-под естественных наук! Кант поставил перед собой задачу доказать, что внутри этики и внутри естественных наук имеется нечто, что мы с помощью нашего разума можем обосновать в качестве строго необходимого и общезначимого.

Кантовский  замысел не ограничивается только внутренними  философскими дебатами (например, с  Юмом). Как философ эпохи Просвещения, он также интересуется науками и  их развитием.

    Кант явно рассматривал современную  ему физику (физику Ньютона) как  неоспоримое научное достижение, связанное с открытием непоколебимых  истин. К их числу относятся,  например, утверждения о пространстве, времени и причинной связи. Физика Ньютона сформулирована на языке математики и методически опирается на эксперимент. Свою задачу философа Кант видел в том, чтобы показать, почему столь незыблемы основания экспериментальной науки.

Кант  подрывает фундаментальное предположение  о том, что предпосылкой познания является воздействие объекта на субъект. Кант обращает это отношение  между объектом и субъектом и  говорит, что мы должны вообразить, что именно субъект влияет на объект. Объект, как мы его знаем, репрезентируется в результате восприятия и мышления субъекта. Этот сдвиг эпистемологических предположений называется коперниканским переворотом в философии и  составляет ядро кантовской теории познания.

В известном  смысле Кант пробует таким образом  синтезировать эмпирицизм и рационализм, чтобы избежать того, что он рассматривал в качестве эмпирического скептицизма  и рационалистического догматизма. На место рациональной интуиции сверхчувственных "объектов" (типа Бога и моральных  норм) Кант ставит рефлексивное постижение фундаментальных условий (предпосылок) опыта.

Кант  утверждает, что все происходящее имеет причину, и что нам нет  необходимости обращаться к опыту, чтобы знать, что все происходящее имеет причину (так как причинность  принадлежит к нашим формам мышления). Утверждение "все, что происходит, имеет свою причину" относится  к фундаментальным принципам естествознания (механике Ньютона), которые, по мнению Канта, общезначимы и необходимы.

    Кант также полагает, что, в  частности, утверждение "прямая  линия является самым коротким  расстоянием между двумя точками"  может служить примером синтетического  априорного математического суждения.

    Согласно Канту, математика и  естествознание являются хорошо  обоснованными науками. Используемые  ими упорядочивающие формы присущи  всем субъектам.

    Итак, Кант опровергает то, что  называл эмпирицистским скептицизмом. Ведь рефлексивное постижение  условий познания демонстрирует,  что две вышеупомянутые науки  опираются на надежное основание.

    Но Кант опровергает и то, что  он называл рационалистическим (спекулятивным)  догматизмом. Спекулятивный рационализм  (метафизика) не имеет твердого  основания и, следовательно, не  является наукой. Рациональная интуиция (например, по отношению к Богу), о которой говорят рационалисты, является всего лишь квазипостижением. С этого момента начинается  кантовская критика познания.

При этом Кант не считает, как радикальные  эмпирицисты, что он покончил с метафизикой. Напротив, Кант полагает, что метафизические вопросы являются неизбежными. Их постановка - часть человеческой натуры. Однако мы никогда не получим на них научного ответа.

    Как мы упоминали, Кант выступал  против юмовского скептицизма  как в отношении естествознания, так и морали. Во многом кантовская  критика этического скептицизма  перекликается с его критикой  эпистемологического скептицизма.

    В качестве данного Кант берет  то, что существует норма "ты  должен". Его вопрос состоит  в том, как это возможно?

    Поскольку, согласно Канту, "ты  должен" является абсолютным обязательством, постольку это долженствование  не может возникнуть из опыта.  Ведь, во-первых, по Канту, опытное  не включает в себя нормативное,  и, во-вторых, опытное никогда  не является полностью достоверным.  Поэтому это "ты должен" заложено  внутри нас.

Кантовское  учение о морали является этикой моральной  воли, а не консеквенциональной этикой. Главное, чтобы нравственно хорошей  была воля, а не последствия действий. Здесь Кант отличается от утилитаристов, отстаивавших консеквенциональную  этику. Они считали морально хорошими те действия, которые ведут к наибольшей "полезности" (счастью, удовольствию) для наибольшего числа людей.

    Более того, кантовская этика  моральной воли является этикой  долга. Кант говорит, что реально  мы можем проверить свои моральные  убеждения соответственно нашей  способности действовать вопреки  удовольствию, из чувства долга.  Это, конечно, не означает, что  Кант ставит на первое место  неудовольствие и боль! Но это  показывает, насколько Кант далек  от всех форм гедонизма (этики  наслаждений).

Итак, это  безусловное моральное обязательство "ты должен" укоренено в нас  точно так же, как трансцендентальные формы: пространство, время, причинность  и т.д. Это означает, что каждый человек подчинен данному моральному обязательству. Мораль, таким образом, имеет абсолютное и безусловное  обоснование. Другими словами, Кант обосновывает абсолютную мораль путем  ссылки на "субъект", тогда как  Платон ссылается на "объективные" идеи.

В этой связи  важно уяснить, как кантовская эпистемология  проводит различие между трансцендентальным эго и эмпирическим эго. Его эпистемология  устанавливает фундаментальное  различие между тем, что мы воспринимаем, и вещью в себе. Воспринимаемое представляет сферу необходимости, потому что здесь все постигается  в свете причинных отношений. Это же относится и к человеку. В той мере, в какой мы воспринимаем наше собственное эго, мы понимаем его  как причинно обусловленное. Но сознание, которое осознает, не является сознанием, которое осознается (то есть самосознанием).

Следовательно, согласно Канту, имеется различие между  человеком как разумным существом  и человеком как природным  существом. Как разумное существо, человек  подчиняется абсолютным моральным  обязательствам в форме законов, которые он как автономное существо устанавливает для себя на основе разума. Как природное существо, человек подчиняется этим законам, хотя они и могут противоречить его естественным склонностям.

    Резкое различие трансцендентального  эго и эмпирического эго, человека  как разумного существа и как  природного существа, имеет следствием  то, что этика становится независимой  от эмпирических факторов. Этика  имеет свое основание в человеке  как разумном существе. Можно  сказать, что данное обстоятельство  защищает этику от любой критики,  исходящей из эмпирических фактов.

В этике  Канта речь идет о так называемом «мире свободы», в котором причинно-следственные связи уступают место самопричинению или самодетерминации, свойственной человеку. В основе человеческой свободы, по Канту, лежит способность человека самому определять свои поступки и  делать собственный выбор. Но свободу  при этом следует отличать от произвола  как удовлетворения случайных прихотей и желаний. Так чем же, собственно, руководствуется человек в своих  свободных поступках?

Почти каждый из нас сталкивается в своей жизни  с такими ситуациями, когда доводы «чистого» разума почему-то нас никак  не убеждают. Это случаи, когда дело касается наших нравственных и идеологических установок. Возникает подозрение, что  эти установки продиктованы не разумом, а чем-то иным. В поэтической речи это часто называется «чувством», «сердцем», «душой» и противопоставляется «холодному» рассудку. И в таком подходе к делу есть своя правда, поскольку нравственный поступок продиктован не расчетом, а неким внутренним чувством. Но нравственное чувство, доказывал Кант, полемизируя с английскими просветителями, - это не просто склонность к добру, непосредственный порыв милосердия и сострадания. Согласно Канту, нравственное чувство должно быть опосредовано долгом, ограничено им. А долг – это нечто безусловное и самодостаточное.

Нравственность, по Канту, не может быть обусловлена  ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к счастью или наслаждению. Нравственное поведение, утверждает он, вообще не может иметь внешних мотивов. А в качестве единственного внутреннего мотива такого поведения он признает только долг. Нравственно человек поступает тогда, подчеркивает Кант, когда действует вопреки склонности, расчету и т.п. И такая этика называется этикой ригоризма.

Информация о работе Этика Канте