Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:35, контрольная работа
Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант утверждает, что работа – высший способ наслаждения жизнью. Культ труда – черта характера философа наряду с пунктуальностью. В воспитательном процессе он на первое место ставил дисциплину, отсутствие которой, по его мнению, превращает человека в дикаря. Кант – выходец из простого народа. Родился он в Восточной Пруссии, городе Кёнигсберге. Отец его был ремесленником с достатком и мечтал, чтобы его сын стал пастором.
Введение ………………………………………………………………………....03
Этика И. Канта………………………………………………………………...…04
Заключение……………………………………………………………………....12
Список использованной литературы………………………………………...…13
Подобно другим способностям человека, чувство долга, согласно Канту, является непознаваемым в своих истоках. Но мы не можем отрицать разумного характера нравственного долженствования.
Разве не разумно то, что нравственный долг повелевает любить друг друга? Разве не разумно его требование уважать себе подобных? Исходя из этого, Кант делает вывод о том, что нравственный долг – это проявление практического разума, который обладает безусловным приоритетом по отношению к разуму теоретическому.
Итак, чтобы
быть свободным, человек, по Канту, должен
руководствоваться в своем
Дело в том, что в этике Канта Бог – это такой нравственный идеал, без устремленности к которому человек оказывается зверем. Доказательством бытия Бога становится сам факт существования нравственности.
Но в таком случае в учении Канта вопрос веры и вопрос нравственности оказываются одним и тем же вопросом. А постулаты «Бог существует» и «Моя душа бессмертна» становятся этическими постулатами, или, как выражается Кант, постулатами практического разума. Освободив строгую науку от решения богословских вопросов, Кант перемещает их в сферу этики. Однако, настаивая на том, что вера в Бога есть основа нравственности, а бытие Бога – аксиома нравственного сознания, Кант создает новые проблемы. Причем некоторые из них были осознаны уже самим Кантом.
В этике
Кант выступает как противник
эвдемонизма. Поскольку исполнение
нравственного долга требует
преодоления чувственных
Хотя Кант первоначально был близок к Просвещению, однако в итоге его учение оказалось критикой просветительской концепции разума. Отличительной чертой Просвещения было убеждение в безграничных возможностях познания, а соответственно и общественного прогресса, поскольку последний мыслился как продукт развития науки. Отвергнув притязания науки на познание вещей самих по себе, указав человеческому рассудку его пределы, Кант, по его словам, ограничил знание, чтобы дать место вере. Именно вера в бессмертие души, свободу и бога, рациональное доказательство существования которых Кант отвергает, составляет основание, которое должно освятить обращенное к человеку требование быть нравственным существом. Сфера нравственного действия оказалась, таким образом, отделенной от научного познания и поставленной выше него.
Этика - самая важная часть философии, так как ее предметом является человек как Homo phenomenon, то есть как феномен.
В отличие от морали и нравственности этика претендует на рафинированный теоретический статус. Что же касается терминов «мораль» и «нравственность», то они таковым статусом не обладают. Обычно под нравственностью понимается некоторая совокупность нравов, обычаев, традиций, статус которых не определяется сколько-нибудь строго. Мораль понимается как ментальная валентность нравственности. Всякая попытка выяснить содержание нравственности и морали достигает цели лишь в том случае, если исследователи обращаются к этике.
Содержание теории этики И. Канте.
Человек – существо моральное. Именно в морали он возвышает себя над своим чувственным миром. В качестве морального существа человек автономен от природы, свободен от нее. Жить следует по законам свободы. Быть свободным – это значит соблюдать абсолютный нравственный закон, который дан разуму априорно. Этот закон известен каждому, кто обладает разумом. Так, всякий человек знает, что лгать недостойно. Жить следует согласно категорическому императиву: поступайте так, чтобы максима вашей воли могла иметь силу закона для всех людей, и никогда не относитесь ни к себе, ни к другому как к средству для достижения цели, противоречащей долгу человека. Необходимо быть честным, добросовестным, искренним, достойным своего высокого человеческого призвания, выступать против лжи, жадности, скупости, раболепия.
Несомненная заслуга Канта состоит в том, что он поставил вопрос о подлинно теоретическом характере этики. Имея это в виду, он поставил во главу ее некоторый принцип, а именно категорический императив. Требование же свободы рассматривалось Кантом в его контексте. Замысел Канта по приданию этике теоретического характера заслужило одобрения, но, к сожалению, в его осуществлении он встретился с неопределимыми трудностями (не будем забывать, что он творил более 200 лет тому назад, т.е. в эпоху, когда общественные науки находились в зачаточном состоянии). В итоге он сбился на все те же этику добродетелей и теологическую этику.
Заключение
Без малого
два века нет Канта среди живущих
на Земле, но число сторонников его
философской системы все
Этика Канта - это оригинальная, терминологически разработанная теория, имеющая глубокие корни в западной философской традиции.
Список использованной литературы
1. А.А. Радугин. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Центр, 1997.-272 с.: ил.
2. Бушуев А.М. Философия: Учебник. - М.: Академия управления МВД России, Московский университет МВД России. 2005. – 352 с.
3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367 с.
4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. И доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2002. – 344 с.
5. Канке Виктор Андреевич. Философия для экономистов: учебник / В.А. Канке. М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 411 с. – (Высшее экономическое образование).
6. Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1996. – 576 с.
7. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецов. Под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000. – 800 с.
8. Философия: Учебник / Под ред. В.П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005. – 442 с.: ил.