Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 19:28, контрольная работа
Существует множество определений любви. Любовь описывают с точки зрения психологии, медицины, социологии, философии, литературы и т.д. Но за этим словом скрывается богатое разнообразие эмоций и каждый вкладывает в это понятие свой смысл. Наиболее характерным является понимание любви как проявления чувства, определенных отношений (как духовных, так и физических) между мужчиной и женщиной.
Введение 3
Эволюция представлений о любви в трудах философов 4
Философия Античности 4
Философия Средних веков 7
Философия эпохи Возрождения 9
Философия Нового Времени 11
Заключение 15
Список литературы 17
Содержание
Введение 3
Эволюция представлений о любви в трудах философов 4
Заключение 15
Список литературы 17
Введение
Существует множество определений любви. Любовь описывают с точки зрения психологии, медицины, социологии, философии, литературы и т.д. Но за этим словом скрывается богатое разнообразие эмоций и каждый вкладывает в это понятие свой смысл. Наиболее характерным является понимание любви как проявления чувства, определенных отношений (как духовных, так и физических) между мужчиной и женщиной.
Суть и значимость этих отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные стороны этого феномена человеческой природы.
В данной работе мы проследим, как менялось понимание и восприятие любви между мужчиной и женщиной в различных исторических условиях, и рассмотрим концепции философов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени с целью выявления основных характерных черт философии любви каждой из эпох.
Эволюция представлений о любви в трудах философов
Философия Античности
Многие учёные утверждают, что в Древнем мире не было любви, и этот феномен возник только в средние века, поскольку любовь – это интимное, личностное переживание, до которого сознание людей в ту эпоху еще не доросло. Однако это гипотеза не может служить основанием для полного отрицания любви между мужчиной и женщиной в период Античности.
В древнем обществе, когда представления о личности (ее ценности, самостоятельности, независимости) находились в зачаточном состоянии и индивид был растворен в коллективе как в едином целом, где его действия и побуждения были подчинены интересам коллектива, соответственно понималась и любовь. Мифология как мировоззрение древних рассматривает любовь не столько как факт личной жизни, сколько как универсальный космический процесс, в котором человек участвует, но не играет решающей роли. В этом плане очень остро вставал вопрос о том, как единое по своему происхождению человечество поляризуется и выражается в двух полах – в мужском и женском. Во многих древних памятниках подчеркивается единая, несмотря на физиологические отличия, сущность человечества.
Так, в диалоге Платона «Пир» Аристофан излагает миф о первобытных людях, в котором говорит о том, что «прежде всего, люди были трех полов, а не двух, так как существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих».
Из идеи о единстве всех людей происходит оправдание широко распространенной в античном мире однополой любви. В уже упомянутом диалоге Платона «Пир» Аристофан рассказывает, что сначала все люди были двойными: имели по четыре ноги, по два лица... Но потом боги разделили их, и теперь каждая часть стремится восстановиться со своей половинкой. «Женщины... представляющие из себя половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому». А отсюда возникает однополая и разнополая любовь.
Но такая форма отношений не считалась конечной и идеальной. Древними было замечено, что, несмотря на единство Вселенной и человека, каждая вещь имеет свое место и предназначение, в результате чего мир состоит из полярных противоречий, самые устойчивые из которых – мужественность и женственность. А объединение двух человек противоположного пола рассматривалось античными философами как некий космический брак между мужским и женским началом, которые пронизывают мир.
Так, во многих древних религиях луну, землю и воду воспринимали как символ женственности, а солнце, огонь и тепло – как символ мужественности. Мужское начало, как правило, выражает активность, волю, форму; женское –пассивность, послушание, материю.
Из этого понимания Космоса происходило и распределение ролей в браке, где женщина являлась не объектом любви, а средством деторождения. И даже в просвещенных Афинах женщина была исключена из общественной жизни и культуры. Мужчины искали общества мужчин, и считалось, что любовь между представителями мужского пола имеет высший духовный аспект, которого нет в любви между мужчиной и женщиной.
В период античности выделяются некоторые аспекты любви, которые впоследствии будут переняты философами других эпох.
В древней Греции любовь называли разными словами: «эрос», «филия», «сторге», «агапэ».
«Эрос» у древних греков главным образом половая, страстная любовь. Любовь, граничащая с безумием. Люди, которые подвержены этому типу любви, могут совершать безумные поступки. Однако страстная любовь безумна и непродолжительна.
Более спокойная любовь – это «филия». У этой любви очень большой спектр значений, чем у «эроса». Это также не только любовь, но и дружба. «Филия» это несколько любовь сколько влюбчивость. «Филией» также называют любовь к родителям, к товарищам, к своему городу, к любимой собаке, к братьям, к родине, любовь к познанию, любовь к богу, а также и эротическая любовь, поскольку «эрос» это один из видов «филии».
«Агапэ» – еще более мягкая любовь, чем «филия». В её основе жертвенная и снисходящая любовь к «ближнему». Именно такое понимание любви будет восхвалять в посдедствии христианство. У христиан были в обычае «агапэ» – братские трапезы.
«Сторге» – это любовь привязанность, особенно она, преобладает в семье, когда люди уже настолько привязаны друг к другу, что не могут представить себе жизнь друг без друга.
Прежде всего здесь заложено представление о любви как о стремлении к утраченной целостности человеческого существа, а также четкое разграничение между духовной любовью и половым инстинктом.
В философии древнего мира чувствуются мифологические влияния и явное доминирование натурфилософских идей, связанных с попытками познания Вселенной. Человек воспринимается только как часть Космоса, а потому любовь между мужчиной и женщиной не воспринимается как глубокое интимное чувство, переживание, свойственное индивиду, так как личности не существует – она растворена во Вселенной. А в связи с этим и сама любовь рассматривалась как космическое слияние двух противоположных полисов мира, которое необходимо для достижения гармонии. По законам Вселенной происходило и разграничение внутренних ролей, где мужское начало всегда являлось активным, а женское – пассивным.
Впервые к этой проблеме обратился Платон, который трактовал любовь как божественную силу, помогающую человеку преодолеть свое несовершенство, как помощницу на пути к нравственности и вечной красоте. Это не физиологический инстинкт, который легко удовлетворить и монотонное повторение которого вызывает лишь раздражение.
Платон писал – «любовью называется жажда целостности и стремление к ней», в любви каждый находит свое неповторимое другое Я, в соединении с которым обретается гармония. В любви человек приобщается к Благу, Космосу, вечности. Рассуждая об эросе, Платон выстраивает иерархию красоты, в контексте которой проясняется смысл «платонической любви» как устремленности к возвышенному и прекрасному. Эрос оказывается и фундаментальной познавательной и творческой. В платоновском учении об эросе отношением к высшему определено и опосредствовано отношение к «ближнему».
Тот же тезис развивается в учении о любви-дружбе Аристотеля, для которого важно было показать, что подлинная любовь покоится на взаимности, благожелательности, доверии, заботе, стремлении к добродетели и совершенству.
В интеллектуальном движении от Платона к Аристотелю происходит существенное изменение в понимании любовного отношения. У Платона любовь — это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность, хотя и у него чувствуется, что речь во многом идет об отношениях старшего и младшего.
В противовес Платону и Аристотелю Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях: в них нет ничего плохого, если они никому не вредят; у Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности.
Философия Средних веков
В эпоху средневековья в обществе происходит коренное изменение взглядов на основные жизненные понятия, ценности, устои, что связанно с широким распространением Христианства как мировой религии. Зародившись еще во 2-ой половине 1 в. н.э. в провинциях Римской империи, оно становится ее господствующей религией, отвечая интересам всех слоев населения.
Христианство, осознав себя носителем принципиально новой этики, нового понимания человека и его места в мире, сделало огромный вклад в историю человеческой культуры, и прежде всего – это идеал всеобъемлющей любви как основы всей человеческой жизни. Любовь в Новом завете понимается очень широко и почти все ее аспекты связаны с божественным авторитетом. Широко проповедуется и любовь к ближнему, к каждому человеку, которая является необходимой ступенью любви к Богу.
В свете этой божественной любви и любви ко всему человечеству особый отпечаток накладывается и на интимные чувства. Любовь между двумя людьми воспринималась как некое эгоистичное и греховное проявление. Так, Августин, крупнейший представитель и завершитель латинской патристики, выделял два вида любви: одна земная, нечистая, плотская, увлекающая ко всему переходящему, а в результате – в глубины ада; другая любовь – святая, которая поднимает нас к высотам, к небесам. Земная любовь тяжелая, она не позволяет человеку наслаждаться истинной красотой жизни. Надо очиститься от нее через две заповеди: любви к Богу и любви к ближнему, которые составляют основу жизни и главный стимул к познанию мира.
Особое мастерство в одухотворении чувственной любви проявил Григорий Нисский. По убеждению византийского мыслителя, любовная эротика – это высшая форма выражения Божественного Эроса, это чисто духовный брак. Где невеста, вожделеющая своего жениха, является человеческой душой, стремящейся к слиянию с Богом (женихом). Поэтому дева первая говорит о своих чувствах юноше, а не жених ей, как в обычной жизни. Георгий стал основоположником духовного понимания плотской эротики в Писании, которое прочно укоренилось в сознании византийцев.
Григорий Палама – предложил образ: душа человека это светильник, масло – добрые дела, фитиль – любовь. Он выделяет два вида любви: «любовь к Богу», являющуюся корнем и началом добродетели, «любовь к миру» как причину существующего зла. Борьба духовной и телесной любви происходит в каждом человеке.
Учение о божественном эросе составляло основание всей христианско-византийской духовности. Христианство стремилось донести эту идею до всех членов Церкви, максимально упрощая ее и внося понятие любви в сознание людей не в его космическом значении, а в социально-личностном. Ибо Бог хотя и был умонепостягаем, но являлся личностью. И познание Бога, слияние с ним – это личный, интимный и тайный акт.
Параллельно с осуждением плотской любви в философии позднего средневековья все чаще и чаще затрагивается вопрос о высокой любви между мужчиной и женщиной, которая рассматривается как данный Богом пример бескорыстной любви, которому надо следовать в повседневной жизни. «Единение человека с его возлюбленным выше всякого единения, так что этого никто не в состоянии понять или изобразить каким-либо образом» – писал Кавасила. Осознав любовь мужчины и женщины неотъемлемым и прекрасным свойством человеческой природы, философы говорят о том, что она достойна уважения, но лишь под покровом целомудрия. Любовь и красота должны привести в конечном итоге к созданию семьи, что соответствовало нормам средневековой этики.
Византийская культура, продолжая и развивая многие античные традиции понимания любви, сделала значительный шаг в изучении этого сложнейшего феномена человеческого бытия. Раннехристианские, а затем и византийские мыслители увидели в любви важнейший творческий принцип Вселенной, на котором основывается ее бытие. Византийцы хорошо ощутили двойственное (негативное и позитивное) значение чувственной любви и безоговорочно выдвинули на первый план любовь духовную во всех ее аспектах. Все это выдвигает христианско-византийскую теорию любви на одно из видных мест в истории культуры.
Философия эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке общего острого интереса ко всему земному и человеческому, освободившемуся из-под контроля церкви. Понятие «любовь» возвратило себе статус жизненной философской категории, которым было наделено в античности и который в средние века был заменен на статус религиозно-христианский. Но религиозный оттенок любовного чувства не исчез совсем. В центре мировоззрения стоят уже не божественные сюжеты, а человек, который гармонично связан с миром, где небесное не противостоит земному, но пронизывает его духом возвышенности и благородства.
В философском учении Джордано Бруно наиболее ярко представленны сущность и значение любви в ренессансном представлении. «Любовь – это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все приписывать». В его диалогах любовь предстает как героическая, огненная страсть, окрыляющая человека в борьбе и в стремлении к познанию мира. Любовь, с точки зрения Бруно, это всепроникающая космическая сила, пружина человеческой истории.
Информация о работе Эволюция представлений о любви в трудах философов