Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:47, доклад
Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того, по отношению к разным наукам этот процесс до сих пор находится в различных стадиях, не говоря уже о гуманитарном знании. Как отмечалось уже при рассмотрении генезиса философии, существенно важно было отделить философию от мифологического сознания, показать ее связи с "протознанием".
№ 2
Как изменился предмет философии в процессе ее исторического развития?
Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того, по отношению к разным наукам этот процесс до сих пор находится в различных стадиях, не говоря уже о гуманитарном знании. Как отмечалось уже при рассмотрении генезиса философии, существенно важно было отделить философию от мифологического сознания, показать ее связи с "протознанием". В период Средневековья, Возрождения и начала Нового времени (еще Галилей, один из основателей науки и соответствующего стиля мышления, был осужден церковью) философия и наука помогали друг другу в защите своих прав от теологии, хотя, как отмечают некоторые ведущие отечественные исследователи (например, В.В. Соколов, П.П. Гайденко), ряд теологических идей сыграли положительную познавательную роль в развитии философских воззрений (например, понятие Бога, по мнению В.В. Соколова, было призвано как-то закрепить результаты познавательной деятельности и поддержать его в стремлении к дальнейшим успехам на этом пути. (В.В. Соколов. "Европейская философия XV--XVII веков").
Затем предпринимались попытки классификации наук. Не анализируя здесь все принципы классификации, скажем только о выделении теоретических наук об общем и эмпирического, частнонаучного знания. Кроме того, частнонаучное знание на протяжении многих веков не имело в своем составе высшего теоретического уровня о смысле. Этим занималась именно философия.
Соответственно проходила и смена типов философского знания доклассический период (до XIX века): метафизика, натурфилософ уже понимаемая как "царица наук", и далее, в постклассический период, мета-наука и мета-философия. Эти вопросы будут рассматриваться далее.
В исторически первых философских школах формировалось начальное, стихийное представление о специфичности предмета философского знания -- о единых законах макро- и микрокосмоса (речь идет о человеке; так греки выражали единство всех явлений мира) поскольку объект философии начинал проявляться и изучаться на уровне "живого созерцания". Так, Гераклит из Эфеса считал противоречие источником (читай -- "законом") всякого движения.
Литература:
1. Акулов В.Л. Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. - Краснодар -1976г.
2. Введение в философию.т.1,т.2 - Москва - Издательство политической литературы - 1989г.
3. Ойзерман Т.И.
Проблемы историко-философской
Информация о работе Как изменился предмет философии в процессе ее исторического развития?