Развитие философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:06, реферат

Описание работы

В развитии можно выделить три определяющих направления: классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма.
Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Будучи идеологией исторически прогрессивной для своего времени немецкой буржуазии, она отражала как своеобразные условия развития капитализма в Германии конца XVIII — начала XIX вв., так и крупнейшие социально-экономические изменения, происходившие в более развитых странах Европы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Позитивизм 5
1.1 Стадии истории человечества с позиции позитивизма 5
1.2 Этапы развития позитивизма 6
2 Импрессионизм 8
2.1 Истоки (живопись) 8
2.2 История 9
3 натурализм 11
3.1 В литературе и искусстве 11
4 романтизм 14
4.1 Романтизм в русской литературе 15
4.2 Музыка периода романтизма 16
5 реализм 17
5.1 Напраление в живописи XIX-XX в. 18
12 вывод 19
13 СПИсок источников информации 21

Файлы: 1 файл

чуш.docx

— 308.29 Кб (Скачать файл)

3

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Примечания

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Позитивизм 5

1.1 Стадии истории человечества с позиции позитивизма 5

1.2 Этапы развития позитивизма 6

2 Импрессионизм 8

2.1 Истоки (живопись) 8

2.2 История 9

3 натурализм 11

3.1 В литературе и искусстве 11

4 романтизм 14

4.1 Романтизм в русской литературе 15

4.2 Музыка периода романтизма 16

5 реализм 17

5.1 Напраление в живописи XIX-XX в. 18

 

12 вывод 19

13 СПИсок источников информации 21

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В развитии можно выделить три определяющих направления: классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма.

Немецкая классическая философия  представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Будучи идеологией исторически прогрессивной для своего времени немецкой буржуазии, она отражала как своеобразные условия развития капитализма в Германии конца XVIII — начала XIX вв., так и крупнейшие социально-экономические изменения, происходившие в более развитых странах Европы.

Формирование немецкой классической философии происходило под влиянием революционных преобразований во Франции, промышленной революции в Англии, особенностей социально-политической обстановки в Германии, которая находилась в экономическом застое. Философская  мысль Германии отражала особенности  мировоззрения своего времени и  не представляла единого целого. И. Кант был дуалистом, И. Фихте —  субъективным идеалистом, Ф. Шеллинг  и Г. Гегель — объективными идеалистами, Л. Фейербах — материалистом и  атеистом. Но их объединяла линия преемственности. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта  и Фихте рассматривались как  формы мышления, у Шеллинга и Гегеля — как формы бытия, действительности, духовной реальности. Классическую немецкую философию объединяет идея развития, диалектика. Завершает классическую немецкую философию крупнейший материалист  Л. Фейербах, философская система  которого сложилась на основе гегелевской  школы. Эта философия определила мышление века и стала методологической основой развития духовной культуры XIX в. Ее проблематика — это прежде всего проблемы человека, решаемые через создание системной картины мира. Системы отношений «мир—человек», предлагаемые немецкими философами, почти все (кроме идей Л. Фейербаха) идеалистичны в своей попытке раз и навсегда объяснить место и назначение человека.

Значительный вклад в  развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие свой отпечаток на философское  и художественное мышление XIX в. В  программном документе — «Манифесте Коммунистической партии» — было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. Помимо этого, философия марксизма имеет историческое и культурологическое значение для развития любого научного исследования, в том числе и исследований в области культуры. На этой теории основывается метод диалектического материализма, универсальный метод исследования развивающегося природного, мыслимого или социального объекта. На основе этого метода реалистическое искусство обратилось к отражению противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни. Судьба марксизма драматична, но его роль в культуре неоспорима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Позитивизм

 

Позитивистское сознание сложилось под влиянием позитивистской философии. Конфликт гуманистических  идеалов и прозаической повседневности вылился в признание научного факта. Позитивизм опирался на философию  Нового времени, на программу практического  господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив метафизические представления  и став предтечей сциентизма. В  развитии критических тенденций  в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй — с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических  идеалов. Все это привело к  появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких  формах художественной культуры, как  импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс.

Импрессионизм сложился под  влиянием позитивизма. Ориентируясь на точную фиксацию «факта» (момента в  изображении действительности) и  отказываясь от широких обобщений, мировоззрение импрессионизма не смогло обрести устойчивых схем. Это течение  опиралось на новейшие научные открытия в области биологии, физиологии, физики и химии, в области изучения звуковых и зрительных ощущений.

 

1.1 Стадии истории человечества с позиции позитивизма

Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.

Фетишизм вызван тем, что  фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется  фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.

Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

Монотеизм характеризуется  тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные  и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

 

1.2 Этапы развития позитивизма

Принято выделять четыре этапа  развития позитивизма:

Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

 

Основоположником позитивизма  является французский философ Огюст  Конт (1830-е гг.). В программной книге  «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три  стадии: детства, юношества и зрелости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Импрессионизм

Сложился под влиянием позитивизма. Ориентируясь на точную фиксацию «факта» (момента в изображении действительности) и отказываясь от широких обобщений, мировоззрение импрессионизма не смогло обрести устойчивых схем. Это течение опиралось на новейшие научные открытия в области биологии, физиологии, физики и химии, в области изучения звуковых и зрительных ощущений.

2.1 Истоки (живопись)

В эпоху Возрождения живописцы  венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие  краски и промежуточные тона. Их опытами воспользовались испанцы, наиболее отчётливо это выражено у таких художников как Эль  Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное  влияние на Мане и Ренуара.

В это же время Рубенс делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные  оттенки. По наблюдению Делакруа, Рубенс отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более  теплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени. Рубенс не использовал чёрный цвет, что  позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов.

На Эдуара Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета.

Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской войны (1870—1871) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно как исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.

Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в 1832 году или в Этрета в 1835 году, и особенно картина «Море в Дьеппе» (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов. Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, - это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениям и насыщенными красками, а клал вибрирующие мазки.

Последним элементом, который  повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим  в Париже выставкам молодые художники  открывают для себя мастеров японской гравюры таких как Утамаро, Хокусай и Хиросиге. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаге — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей.

2.2 История

Начало поисков импрессионистов  относится к 1860 годам, когда молодых  художников уже не устраивают средства и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля. В 1863 году Эдуард Мане выставляет в «Салоне  отверженных» картину «Завтрак на траве» и активно выступает на встречах поэтов и художников в кафе Гербуа, которые посещали все будущие основатели нового течения, благодаря чему стал главным защитником современного искусства.

В 1864 году Эжен Буден приглашает Моне в Онфлёр, где он прожил всю осень, наблюдая как его учитель пишет этюды пастелью и акварелью, а его друг Йонкинд накладывает краску на свои работы вибрирующими мазками. Именно здесь они научили его работать на пленэре и писать светлыми тонами.

В 1871 году во время Франко-прусской войны, Моне и Писсарро уезжают в Лондон, где они знакомятся с творчеством предшественника импрессионизма Уильямом Тёрнером.

(Рис. 1) Эдгар Дега, Голубые танцовщицы, 1897

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Натурализм 

В нем ярчайшим образом  проявилось влияние позитивизма. Его  кредо — «природа как она есть». Натуралисты отвергали произвол воображения и сравнивали творчество писателя и художника с трудом исследователей природы — естествоиспытателей. Результат такой деятельности —  наблюдение сквозь темперамент. Буквальное отражение биологического аспекта  человеческой жизни выразилось в  профанации искусства, предопределившей ее скандальный успех в мещанской  среде, в появлении эстетики «физиологического  искусства».

Но самым существенным сдвигом в духовной культуре XIX в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное  мировоззрение и стиль мышления наряду с другими — классицизмом и реализмом.

3.1 В литературе и искусстве

Направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети 19 в. в Европе и США; стремилось к объективному, точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом натурализма был человеческий характер в его обусловленности прежде всего физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей также и общезначимые социально-исторические факторы (характерные для реализма О. Бальзака и Стендаля). Натурализм возник под влиянием значительных успехов естественных наук, методология которых была с очевидностью противопоставлена ненаучным методам познания. Вся эстетика натурализма ориентирована на естественные науки и прежде всего на физиологию. Задача натурализма заключалась в "экспериментальном" (научном) изучении человеческого характера, предполагающем введение в художественное творчество научных методов познания. Художественное произведение рассматривалось как "человеческий документ", а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нём познавательного акта.

В 60—80-е гг. натурализм сыграл позитивную роль: освоил новые темы (в том числе борьбу рабочего класса), поднял новые пласты действительности (в том числе жизнь "социальных организмов" — завода, магазина и т.д.), изучил взаимодействие личности и толпы, акцентировал роль подсознательного в человеческой психике. Он ввёл в литературу новые приёмы и средства художественного изображения жизни. Вступив в борьбу с официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические, разоблачительные тенденции, он содействовал прогрессу общественной мысли и художественного видения.

Информация о работе Развитие философии