Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным типами сознания?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:15, контрольная работа

Описание работы

Специфика любого человеческого образования определяется функцией этого образования.

Сознание – это то, что помогает осуществлять и достигать целей (это система, которая обслуживает человеческую деятельность).
Деятельность является первичной, а то ,что обслуживает её второстепенным.

Различие: Индивидуальное сознание – это есть проекция общественного сознания.
Общественное сознание – это прожектор, в свете которого мы видим мир по- человечески.

Индивидуальное сознание – это индивидуальная возможность пользоваться этим прожектором.

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

11. Что общего и  что различного  между сознанием  и познанием как  высшими формами  отражения действительности?

  Между сознанием и познанием как высшими формами отражения действительности существует как общее, так и различное.

  Общее:

  Форма отражения в живой природе, связана с возникновением новой формы деятельности.

  Различное:

  Сознание:

  Форма деятельности – труд, носит конкретно – образный характер, не рационально.

  Реализуется в сфере человек-человек.

  Познание:

  Форма деятельности:

  Рационально

  Реализуется в форме природных закономерностей. 
 

12. Почему познание  с необходимостью  является рациональной  формой отражения,  а сознание –  нет?

  Познание должно быть рациональным, так как , в связи с производящей формой деятельности должно отражать глубинные закономерности, которые невозможно определить образом, зато это позволит сделать логичными схемы и законы, которым подчиняется рациональное мышление.

  Сознание , связано с трудовой , коллективной формой деятельности, для поддержания коллектива и коллективной деятельности необходимы были наглядно-изобразительные знания, а не рациональные.

Сознание возникает  в обществе и  является системным. 
 

13. Обладают ли животные: а) мышлением. б)  сознанием. Обосновать.

  Животные обладают мышлением, так как, они умеют оперировать идеальными образами, она возникают на стадии воспроизводства при предметной форме деятельности.

  Поведение животных основано на врожденных программах, но это не является мышлением,

  Врожденные программы в отличии от условий, учиться на своём опыте, но они «думают» не так, как люди.

  Сознанием животное не обладает. Для животных характерна предметная форма деятельности. Труд – это форма деятельности, присущая только человеку, его «обслуживает» такая форма, как сознание.

  Мышление – это операционная работа с реальными объектами. 
 

14. Как и почему  возникает государство?  Какую функцию  играет государство  в социуме?

  Государство возникло как закономерный , объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся :

- углубленное  общественное разделение труда

- возникновение  в ходе развития общественного производства частной собственности,  классов и эксплуатации.

- демографические  факторы.

- антропологические  факторы.

- психологические,  рациональные и эмоциональные  факторы.

Завоевание одними народами других. 
 

15. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития : произвести сопоставительный анализ.

  Формационный подход даёт возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить её основные элементы , основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам. В состав общеэкономической формации входят базис, надстройка и другие элементы.

  Базис – это экономическая структура общества, включающая совокупность производственных отношений, складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производственных сил.

  В структуру формации включаются также и социальные явления:

а) некоторые исторические формы общности людей.

Таким образом, нет оснований считать формационную концепцию ложной, хотя , она не может претендовать на абсолютную истинность всех своих положений.

  Всё большее внимание уделяется цивилизационной концепции общественного развития, и не в последнюю очередь это связано с критикой формационного подхода. В рамках этой концепции всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных цивилизаций.

  Термин «цивилизация»  в социальной философии не имеет однозначного определения..

  В цивилизационной концепции не признаются производственные  отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используют более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, её особенности и взаимосвязи, нежели формация. Использование цивилизационного подхода позволяетпонять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально – этнических общностей, не связанных напрямую  с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как исключительно социальное явление, во всём объёме.

  В качестве основании цивилизации определяется материальная сфера. В фундаменте цивилизации в целом и каждой из её ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем и выделяются три ступени развития цивилизации: земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная. Целостная характеристика цивилизации обязательно включает такие моменты как, природные (включая демографические) условия жизни общества, этнические и исторические особенности жизни данного общества, его духовные характеристики, так как без их учёта невозможно объяснить специфику разных цивилизаций в рамках одинаковых ступеней развития.

  Обе концепции – и формационная, и цивилизационная – отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества. 
 
 
 

16. Характерна ли  система ценностей  для животных? Обосновать.

  Система ценностей может существовать только в рамках сознательного поведения и свободы воли, поведение же животного обусловлено врожденными программами, они не имеют свободу воли, следовательно система ценностей не характерна для животных. 
 

17. Как определяются  и в чем заключаются  ценности «свободы  от…» и ценности  «свободы для…»?

  Ценности «Свободы от…» - система ценностей, которая помогает человеку освободиться от гнетущей зависимости человеческого бытия. В эту систему входят познавательные, эстетические, правовые, религиозные ценности.

  Другими словами, ценности «свободы от…» - это всё то, что уменьшает человеческое закрепощение, или увеличивает его свободу.

  Ценности «свободы для…» - это ценности, определяемые задачей свободного посвящения человеком для себя некой высшей, финальной ценности. 
 

18. Каковы специфика  и типология ценностей обретения?

  Подход к ценностям с позиции обретения предполагает, что смыслом человеческой жизни является «обретение» высшей ценности. Общей чертой таких подходов (гедонизм, эвдемонизм, буддийская ориентация)  к определению высшей ценности является сведение человеческого блага к получению удовольствия, но так как человеческая жизнь не обеспечивает устойчивого удовольствия, то возникает идея об отказе от земных желаний, от воли к жизни. 
 

19. Каковы специфика и типология ценностей служения?

  Смысл жизни определяется как служение высшей ценности, которая осмысляет и оправдывает трудности и страдания человеческой жизни.

  В утилитаризме высшей ценностью объявлялось общечеловеческое счастье,  но эта идея является не безукоризненной. Концепция служения высшей ценности религиозного характера выглядит в определенном смысле предпочтительной.

  Понимая жизнь  как служение, человек стойко переносит невзгоды, в то же время у счастья в земной (утилитарный) или иной (религиозной) жизни.

Ценности служения (добро) – закон моего поведения.

Меньше человека – природа.

Равен человеку – человек.

Больше человека – Бог. 
 

20. Обыденный, художественны  и научный типы  познания: произвести  сопоставительный  анализ.

  Общее: типы познания, направлены на получение истинного знания. 

  Различное: обыденный и художественный типы познания более  эмоционально окрашены, научный тип познания стремится к безоценочному познанию действительности.

  Цель: обыденный тип познания –это знание для практического использования.

  Художественный тип познания – для выражения позиции автора.

Научный тип  познания – для обоснования истинности. 

Методы:

  Обыденный тип познания – объекты даны в непосредственной практике, приемы не осознаются как специфические.

  Научный тип познания – специальные методы познания, наука отходит от изучения вещей повседневного опыта.

  Художественный тип познания – основное средство отражения действительности – художественный образ; мышления в образах, нет специальных методов. 
 

21.  Чем определяется  и в чем заключается  специфика методов эмпирического познания?

  Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. Сущностные связи не выделяются в чистом виде, но они высвечиваются в явлениях. 

  Эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона и фиксирует это в форме эмпирических зависимостей. Эмпирическая зависимость -  это результат индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический  закон- всегда знание достоверное. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. 
 

22. В чем определяется  и в чем  заключается  специфика методов  теоретического познания?

  Теоретическое познание – это познавательная деятельность, осуществляемая на уровне идеальных образцов, идеальных понятий и абстракций.

  Задачей теоретического познания является устранение устойчивых связей и отношений путем обращения форме теоретического закона; опираясь на абстрактные объекты, теоретическое познание объясняет глубинные природные закономерности.

  Методы теоретического познания: построение научных теорий и понятий,  установление теоретических законов.

  Специфика теоретического знания ориентирована на поиск сущностных, глубинных природных закономерностей. Но на это пути возникают серьёзные проблемы. Важнейшей задачей научного познания является выработка адекватных средств отражения глубинных объектов реалий, а это осуществимо только путем построения таких абстрактных и в тоже время емких конструкторов как научные понятия.

  Научная теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания. В теории конструируется определенная модель мира и его фрагмента.

  Основной теорией является так называемая теоретическая модель, в которой выделяют два типа конструкторов – во- первых, абстрактные объекты теории, во-вторых, теоретические законы, непосредственно формируемые относительно абстрактных объектов теоретической модели.

  Абстрактные объекты не имеют чувственного характера, они формируются путем выделения существенных сторон изучаемого явления и получают  понятийное закрепление. 
 

23. Как решается проблема  критерия истины?

  Проблема критерия истины сыграла исключительно важную роль в развитии классической концепции. Отчасти она связана с первой проблемой. Если человек непосредственно контактирует не с миром «в себе», а с чувственно воспринятым и концептуализированным миром, то спрашивается: каким образом он может проверить, соответствуют ли его утверждения самому миру?

  Проблема критерия истины не исчерпывается, однако, упомянутым аспектом. Ещё древние скептики обратили внимание на то, что постановка вопроса о критерии истины

приводит к парадоксу бесконечного регресса. Секст Эмпирик считал, что для доказательства истинности утверждения необходимо принять некоторый критерий истины. Однако сам   этот критерий, представляющий собой метод распознания истинных утверждений, должен быть доказан на основе другого критерия истины и т. д. до бесконечности. 
 

Информация о работе Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным типами сознания?