Кантинианские вариации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:17, реферат

Описание работы

Сквозная тема философии М.К.Мамардашвили - феномен сознания и его значение для становления человека. Тем неудивительно, что, как известно, никогда не предпринимавший специальных усилий для публикации своих лекций человек, единственный раз лично обратился к вице-президенту АН СССР с просьбой об издании его Кантинианских вариаций – работы, посвященной классическому немецкому философу Иммануилу Канту, в философии которого центральное место отводится теории познания.

Содержание работы

Кантинианские вариации……………………………………………………3
Библиография………………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Кантинианские вариации.docx

— 37.21 Кб (Скачать файл)

 

Обращаясь к проблеме форм и структур, мы также занимаемся какими-то условиями, дополняющими содержание и независимыми от него, данными a priori.  Проблема априорного и есть основная проблема в критике Канта. «Существует произведенное, или, как я говорил, соединенное некое перводействие, первое отношение- Кант будет называть это разными словами. Но фактически он все время подсказывает: основная проблема моей философии - это проблема самозарождения рассудка или спонтанного порождения рассудка».20 Это самопорождение, нечто возникающее внутри структуры можно определить через то, как Кант определяет эстетические, художественные идеи, отличая их от других идей.

Эстетическое заложено у  Канта в само определение формы. И, можно сказать, что понятия  пространства, времени и другие –  являются не понятиями, я идеями разума, похожими на эстетические идеи. И тут, от рассматривания самопорождения внутри структур на собственных основаниях, мы подходим к определению рациональной мысли, к трансцендентальному правилу.  А определение рациональной мысли у Канта – это одновременно определение пространства: «…пространство- это всеобщее, это такое целое, которое само не является частью никакого другого целого…»21 Так, согласно Канту, строится познание. Однако является ли само мышление опытом?

Его ответ звучит так: «сознание, когда я осуществляю какой-нибудь опыт, есть представление моего существования  в той мере, в какой оно определено эмпирически, то есть во времени. Но сознание само по себе не есть нечто эмпирическое. Если бы оно было эмпирическим, то тоже самое временное определение  снова должно было быть представлено как содержащаяся во временных определениях моего состояния…если мы мышление было эмпирическим, то мы должны были бы приписывать ему временную характеристику, которая содержалась бы в его содержании как в эмпирически определенном».22 И далее: « Тем самым сознание, в котором осуществляется опыт, и в котором я мыслю, есть трансцендентальное сознание, а не опыт».23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

Кант И. О педагогике.

Кант И. Сочинения.

Мамардашвили М.К. Кантинианские вариации.

1Мамардашвили М. К. Кантинианские вариации.

2Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Кант И. О педагогике// Кант И.Трактаты и письма- с.484.

7 Мамардашвили М. К. Кантинианские вариации.

8 Кант И. Сочинения.- Т.2.-С.354.

9 Мамардашвили М. К. Кантинианские вариации.

10 Там же.

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же.

21 Кант И. Сочинения.- Т.2.-С.406.

22 Мамардашвили М. К. Кантинианские вариации.

23 Там же.

 


Информация о работе Кантинианские вариации