Категория прекрасного в средневековой эстетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Целью – анализ категории прекрасного.
С этой целью соотносится достижение следующих задач:
• Охарактеризовать основные черты эстетики в эпоху средних веков.
• Рассмотреть понятие и сущность прекрасного.
• Проанализировать точку зрения средневековых мыслителей о прекрасном.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...2
Глава 1. Основные категории средневековой эстетики……….....4
1.1. Цвет и свет как эстетические феномены прекрасного в эпоху Средневековья…………………………………………………………..6
1.2. Символ, идеал и канон как категории прекрасного в средневековой эстетике………………………………………………………………….9
Глава 2. Категория прекрасного в Средневековой эстетике.
2.1. Эстетические взгляды главных средневековых мыслителей…...11
2.2. Учение о прекрасном Аврелия Августина……………………….14
Заключение……………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...2

Глава 1. Основные категории средневековой эстетики……….....4

1.1. Цвет и свет как эстетические феномены прекрасного в эпоху Средневековья…………………………………………………………..6

1.2. Символ, идеал и канон как категории прекрасного в средневековой      эстетике………………………………………………………………….9

 

Глава 2.  Категория  прекрасного в Средневековой эстетике.

 

2.1.  Эстетические взгляды главных средневековых мыслителей…...11

 

2.2.    Учение о прекрасном Аврелия Августина……………………….14

 

Заключение……………………………………………………………..17

Список литературы…………………………………………………….18

 

 

 

 

Введение

 

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской  империи до начала эпохи Возрождения - почти целое тысячелетие.           

Долгое время история  философии была под влиянием представления, согласно которому между античностью и Новым временем легла полоса полного застоя, которым характеризовалась философская мысль. Появился даже термин «Темные века», но позднее его сменили на менее негативный «раннее Средневековье». Однако этот период был богатейшим периодом истории и духовной культуры, который был наполнен глубокими поисками и находками в области эстетики, логики и философии.

Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, что накладывало свой отпечаток на виденье различных философских категорий, в том числе, и категории прекрасного.

Объектом рассмотрения в данной работе является средневековая эстетика.

Целью  – анализ категории  прекрасного.

С этой целью соотносится  достижение следующих задач:

    • Охарактеризовать основные черты эстетики в эпоху средних веков
    • Рассмотреть понятие и сущность прекрасного
    • Проанализировать точку зрения средневековых мыслителей о прекрасном

 

         Методологической основой курсовой работы являются произведения Блаженного Августина «Исповедь»; Псевдо-Дионисия Ареопагита «О божественных именах», Фомы Аквинского «Сумма теологии», Умберто Эко « История красоты», Этьена Жильсона «Философия в средние века», а также монографии и учебники Жака Ле Гоффа, В.В. Бычкова, А.Ф. Лосева, Ю.Б. Борева.

 

            Глава 1. Основные категории средневековой эстетики.

 

          Эпоха Средневековья начинается в Европе с конца IV в. и завершается примерно в XVI в. Средневековая культура - это культура религиозного типа, обладающая резким преобладанием религии над всеми другими сферами культуры. Насыщенность всей системы культуры духом религии и ее принципами, уничтожение всего, что не соответствует нормам, канонам и догматам церкви становятся типичными для Средневековья.

Центральное место в христианской модели мира было занято Богом, как  высшим, всеобъемлющим началом. Бог  являлся творцом мира. Основными  принципами этого упорядочивания являлась иерархия мироздания различных уровней. Высшие уровни - это мир вечных, неизменных и совершенных в своей организации  категорий бытия. Это мир божественного, или "интеллектуальное небо", где блаженные видели лики Святой Троицы.

Второй уровень был  представлен "духовным небом", которое  населяли духовные субстанции, то есть ангелы. Затем идет мир земной - несовершенный  и изменчивый, подчиненный упадку и исчезновению. Низшим миром считался ад, где хозяйничал дьявол. Итак, основой  христианской картины мира было противостояние божественного и земного, "мира горнего" и "мира земного", материального  и духовного, добра и зла.

Теоретическим обоснованием христианского мировоззрения и  его отражением была средневековая  философия. Философию Средневековья  часто называют "служанкой теологии (богословия)", поскольку развитие ее очень тесно было связано с  религией христианства. Действительно, для философии этого периода  было характерно теоретическое обоснование  догматов христианства; представления  о теоцентричной модели мира, в котором центр мироздания - Бог-творец; изучение всех проблем в связи и сквозь призму христианских делений мира на добро (небесное, божественное) и зло (земное, дьявольское).

Традиции античной эстетики после распада Римской империи  продолжили свое существование и  в Византийской государстве. Однако,  произошел перенос акцентов от таких эстетических категорий как гармония и мера к категории возвышенного. Развитие эстетической мысли эпохи Средневековья происходило под влиянием христианской доктрины, что обусловило ее специфичность, подчиненность религиозным требованиям. Главное место в эстетической системе занимала божественная красота.

Мир полон красоты, поскольку  он является творением Бога. Творческий процесс приравнен к божественному  акту, потому как художник – это  посредник между высшей силой  и людьми. Задачей искусства являлось не реалистическое отображение мира, а изображение вечного, высшего  зачастую с использованием различных  символов, знаков и аллегорий.

Характерная черта христианского  мировоззрения – это его символизм, восприятие и толкование каждого  предмета или явления природного мира как определенного знака  – символа мира божественного, духовного. Архитектура и скульптура этого  периода называется "Библией в  камне" из-за того, что она отражает стремление человека к Богу. Значительная высота готических храмов, их стремление вверх и вертикализм, символизируют "порыв и полет верующей души". По принципам символизма построено изображение святых на иконах. Большие глаза - зеркало души - являлись символами приоритетности духовного над земным.

В истории эстетической мысли  выделяют три хронологические вехи: раннее, классическое и позднее Средневековье. Виднейшие представители эстетики Средневековья – Аврелий Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит и Фома Аквинский.

 

 

1.1 Цвет и свет как эстетические феномены прекрасного в эпоху Средневековья.

 

Цвет представляет собой  очень сложный природно-культурный и эстетико-философский феномен. Ортодоксальные представления о  нём уже давно вышли из контекста  изучения естественно научных дисциплин, и рассмотрение проблемы цвета является междисциплинарным исследованием.

Цвет – это универсальная  ценность, входящая в систему комплексного воздействия на человека, сообщающая миру полноту и выразительность. Эстетика, как философская наука  о сущности прекрасного, рассматривает  цвет как специфический эстетический феномен. Его можно отнести к  «непосредственно самообнаруживающейся данности первичного опыта»1. Основы познания свойств и качеств цвета начали складываться в доисторические времена, когда цвет становился знаковой, коммуникационной, религиозной системой, входившей в древнее мировоззрение.

Цвет как эстетический феномен в философско-мировоззренческом  модусе содержит в себе представления  о природе цвета, процесс эстетического  восприятия цвета, эстетический опыт постижения цвета. В данном контексте можно рассмотреть восприятие цвета как эстетического феномена в средние века на примере основных философско-эстетических концепций.

В эпоху Средневековья  цвет получил особый символический  смысл, так как мировоззрение  средних веков было, в основном, теологическим и церковная догма  стала исходным пунктом и основой мышления. Поэтому восприятие цвета – это процесс осмысления конкретной религиозной информации. Философия и религия транспонировались в цветовом символизме средневековой эстетики потому что « в контексте средневековой культуры философия и религия обнаруживают много общего, они оказываются дополнением друг друга, взаимно необходимым»2.

В эстетике Средневековья  большое эстетическое значение имело  также понятие света. В основе любви средневекового человека к свету лежала не столько обаяние видимого света, сколько восторг перед скрытой энергией и силой, символом которой и был это видимый свет. Хорошо известна средневековая страсть к ярким цветам. Она проявлялась в многоцветности статуй и живописи на стенах церквей, магии витражей. Наиболее знаменитыми витражными композициями являются витражное окно «Богородица из красивого стекла» (XII век), и композиция «Древо Иесеево» в Шартрском соборе во Франции.

«Средневековье, почти лишенное цвета, которым мы любуемся сегодня, пишет французский историк-медиевист Жак Ле Гофф, это результат разрушительного действия времени. Но за цветовой фантасмагорией был страх перед мраком и жажда света, воспринимается как спасение.»3

Красота воспринималась как  свет, который был знаком благородства. Идеалом в этом смысле считался средневековый святой, о котором говорили: святой - это существо из света. Свет возникает из божественного источника, и в конце концов сливается с энергией формы.

Проявление красоты в  эпоху Средневековья  - это обилие ярких красок и блеска. И это практическое явление в конце концов становится частью философского значения: средневековые мозаики, рукописи как примеры эстетического света. Но это только внешние символы мощности света. Средневековые мыслители-мистики за этим внешним светом видели непостижимый, ярче, чем солнце, свет. И концепция Бога как животворного света пришла к Августину и его последователям в результате сложной религиозной и философской работы. Августин проповедовал идею сотворения мира Троицей, и она, как первоначало, была полна света. Возвышая свет, средневековые мыслители придавали ему три эстетические функции: он очаровывает чувства; формирует, упорядочивает и создает вселенную живых существ и облегчает познание.

 

 

1.2 Символ, идеал и канон как категории прекрасного в средневековой эстетике.

«Мышление символами, как  пишет французский историк Жак Ле Гофф, занимало большое место во всем ментальном оснащении средневекового Запада.»4 Символами мыслили в теологии, в литературе, в искусстве. Существенные принципы христианства складывались через целую систему символов.

Тайна предмета - в тайне его происхождения, и явление символа и символизма поможет прояснить этимология этого слова». Происходит оно от греческого «цимболон», обозначавшего две половинки предмета, разделенного между двумя людьми. Символ «цимболон» был намеком на утраченное единство, как "вызов" к высшей скрытой реальности. Каждый предмет рассматривался как изображение чего-то ему соответствующего в сфере высшего. Каждый предмет становился символом этого высшего. В средние века «символизм был универсальный». Мыслить - означало вечно открывать скрытые значения.

Начинался символизм на уровне слов. Назвать вещь уже значило  ее объяснить. Однако символизм не является исключительно характеристикой  христианства и средневековой западной культуры. Присущ он также буддизму и мусульманству.

          Для христианства огромным хранилищем символов виделась природа. Символическими были минералы, животные и растения, Среди минералов это были драгоценные камни, среди растений - те, которые упоминаются в Библии, среди животных - это были экзотические звери-чудовища. На почетном месте в библиотеке Средних веков были лапидарии, бестиарии и флорарии.

Особое место в средневековой  символике занимала символика чисел. Структурируя мысль, она стала важнейшим принципом архитектуры. Красоту выводили из пропорциональности, из гармонии, что давало преимущество музыке, основанной на науке чисел. Считалось, что знать музыку - значит знать порядок всех вещей.

           Заслуга средневековой культуры так же и в том, что она создала идею и образ идеала - абсолютной нормы. Реальным воплощением этой нормы в исламе был пророк Мухаммед и в христианстве – Иисус Христос.

            Вместе с символом и идеалом в средневековой культуре большое значение имел канон.

«Канон» - греческое слово, означающее норму или правило. В средневековый период оно означало возведение установок, имеющих догматический, обязательный характер. Это регулятор духовной жизни средневекового общества. Христианский архитектурный канон диктовал обязательное присутствие фресок, росписей и витражей в церквях и монастырях.

 Каноны играли важную роль в архитектуре религиозных сооружений. В эпоху Средневековья сложились два величайших архитектурных стиля всех времен: романский и готический. К канонам сооружений романского стиля можно отнести строительство огромных башен-крепостей с толстыми, массивными стенами.

Готические постройки  в это время насквозь пронизаны религиозным духом. Острые шпили, устремленные вверх и вонзающиеся в небо, а также  высокие стрельчатые арки  призваны показать ничтожество человека по сравнению с Богом, а также духовный идеал, к которому следует стремиться.

 

 

 

 

 

Глава 2.  Категория прекрасного в Средневековой эстетике.

2.1. Эстетические взгляды главных средневековых мыслителей.

 

          Теоцентричная философия представляется христианским богословом Аврелием Августином (354-430 гг.) В центре мироздания, по Августину находится Бог - соединение абсолютной истины, добра и красоты. Бог создавал мир согласно законам красоты, поэтому последний прекрасен. Красота иерархична, выступает как мерило всех вещей. Она воплощена в таком принципе как целостность, порядок, единство и форма. Значительное внимание философом уделялось вопросам искусства, содержанием которого является красота, прежде всего духовная.

Информация о работе Категория прекрасного в средневековой эстетике