Категория прекрасного в средневековой эстетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Целью – анализ категории прекрасного.
С этой целью соотносится достижение следующих задач:
• Охарактеризовать основные черты эстетики в эпоху средних веков.
• Рассмотреть понятие и сущность прекрасного.
• Проанализировать точку зрения средневековых мыслителей о прекрасном.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...2
Глава 1. Основные категории средневековой эстетики……….....4
1.1. Цвет и свет как эстетические феномены прекрасного в эпоху Средневековья…………………………………………………………..6
1.2. Символ, идеал и канон как категории прекрасного в средневековой эстетике………………………………………………………………….9
Глава 2. Категория прекрасного в Средневековой эстетике.
2.1. Эстетические взгляды главных средневековых мыслителей…...11
2.2. Учение о прекрасном Аврелия Августина……………………….14
Заключение……………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.49 Кб (Скачать файл)

Приоритетное искусство, которое воспроизводится именно такой ​​красотой: поэзия и музыка. Все искусство должно приобщать  человека к красоте и духовным ценностям. Это возможно путем прямого  эмоционально-эстетического влияния, или с помощью визуальных знаков-символов. Знак у Августина рассматривается  как универсальная категория. Знаками  выступают различные изображения, язык, аллегории и др.

Именно знаками намекают на божественную сущность вещей, ведут  к пониманию истины. Знаково-символическим  характером искусства определяются характерные черты эстетического  мышления в средние века.

         Не менее важны взгляды другого мыслителя – Псевдо-Дионисия Ареопагита (V или нач. VI в.) –анонимного автора "Ареопагитик".  Он отводит важное место прекрасному в своей картине мира. По его убеждению, все в универсуме подчинено закону высшего порядка, основой которого является стремление от множественности к единству. Главной силой, направленной на его осуществление, у философа, выступает божественный эрос. Его цель  — единение, слияние, приведение к единству. «Эрос, назовем ли мы его божественным, или физическим, понимается нами как некая сила единения и слияния, которая побуждает высшие [существа] заботиться о низших, равноначальные ведет к взаимообогащению и, наконец, низшие обращает к более совершенным и выше стоящим».5 Эрос представляется Псевдо-Дионисию движущей силой всего универсума от первопричины до самого низшего существа и обратно. Красота и прекрасное — важнейшие возбудители этой силы. Поэтому «прекрасное», или «божественная красота», выступает в «Ареопагитиках» наряду с благом важнейшей характеристикой первопричины. В онтологическом плане Псевдо-Дионисий выделяет три основные ступени красоты: 1) абсолютную божественную красоту, истинно (или сущностно) прекрасное; 2) красоту небесных существ — чинов небесной иерархии ; 3) красоту предметов и явлений материального мира, видимую красоту. Все три степени объединены наличием в них некой общей информации об абсолютной красоте — «духовной красоты», содержащейся на каждом уровне в соответствующей мере. Эта «духовная красота» и составляет гносеологическую ценность всего прекрасного.

Новые веяния в эстетике средневековья нашли отражение  в эстетических высказываниях итальянского философа-схоласта Фомы Аквинского (1225—1274). Он соединял христианскую философию, которая базировалась на идее Платона и неоплатоников, с рационалистическими философиями Аристотеля. В его эстетике разрабатывались учения о форме (идее) и сущности (материи), определялись категории прекрасного как совокупность объективных и субъективных характеристик предмета. Красота оценивалась не как символ божественного, а как естественная красота, от созерцания которой человек получает удовольствие. «Итак, становится очевидным, что красота прибавляет к благу некую соотнесенность с познавательной способностью, и потому благом следует называть то, что просто удовлетворяет желание, а о красоте говорить там, где и самое восприятие предмета доставляет удовольствие».6

 

 

2.2 Учение о прекрасном Аврелия Августина

 

Августин Блаженный - выдающийся мыслитель, вписавший заключительную страницу в истории духовной культуры Рима и всей античности посредством своих многочисленных трудов и, заложил мощный фундамент для религиозно-философских взглядов эпохи Средневековья.

В понимании красоты и  прекрасного Августин опирается прежде всего на известные ему взгляды в греко-римской эстетике, пытаясь трансформировать их в библейско-христианском духе. «Совмещение античных и средневековых теорий у Августина бросается в глаза.»7 Особенно сильным влиянием на него обладали эстетические идеи Плотина, которого по праву называют философом, который завершил и систематизировал практически все античные представления о красоте, отчасти их реформировал и стал  зачинателем новых взглядов, которые сказались на средневековой эстетике.

Августин Блаженный впервые  в истории эстетики создал целостную  эстетическую систему, которая может  считаться классической, элементами которой являются: эстетический объект (Природа и искусство), эстетическое содержание (красота), эстетический субъект, процесс эстетического восприятия (и суждения) и творчества.

Эстетика Августина аскетична. В «Исповеди» Августин признается, что «ему очень нравится церковное пение, но он, боясь им увлечься больше, чем предметом пения, осознавая свой грех, желал лучше певца не слышать»8.

В ранней христианской культуре присутствует понятие «символ», и  Августин его использует в определении  красоты. Красота, по Августину, - это символ метафизического единства ритмического членения и смысла вещей. В своей глубокой сути красота есть добро и истина, но добро и истина в форме красоты, созерцается, воспринимаются чувственно. Красота - это то, что будучи увиденным, нравится. Однако она не сама по себе имеет значение, а имеет тот смысл, который в ней помещен.

«Уродливые или некрасивые элементы прекрасного как единого целого может быть, по мнению Августина, такими объективно являются, вследствие порчи или недостаточной красоты»9, и исключительно субъективно, т. е. только в восприятии человека. Как христианин, он свято верил в творение мира Богом. Он стремился во всех предметах и незначительных элементах произведения увидеть присущую им особую красоту, потому что Бог не мог, конечно, создать ничего безобразного. А человечество, не умея осмыслить красоту многих не очень красивых растений, животных или насекомых в структуре целого универсума, незаслуженно считает их чем-то безобразным.

Рассмотрев основные аспекты  красоты у Августина, подведем некоторые результаты ее понимания как важнейшей эстетической категории.

1. Красота предстает в  системе Августина объективным  свойством мира – как в его  духовной, и в материальной части.

2. Бог является высшей  и абсолютной красотой, источником, причиной и творцом всего прекрасного  в мире.

3. Красота выступает показателем  бытия вещи. Знание абсолютной красоты тождественно владения вечным и абсолютным бытием, полное отсутствие красоты соответствует переходу вещи в небытие.

4. Красота бывает статической  и динамической.

5. Августин различает прекрасное в себе и для себя, т. е. собственно прекрасное и прекрасное как соответствующее чему-то.

6. Красота иерархическая.  Иерархия Августина хотя и  опирается на плотиновскую, но в значительной мере отличается от него.

Источником красоты у  него также является Бог, а высшим носителем ее - Разум (=> Логос = Христос). От нее происходит красота универсума и духовная красота. Универсум, в свою очередь, состоит из небесных чинов, человека, его души и тела, и всего многообразия материального мира. Духовная красота является основой красоты нравственной, красоты искусства, науки и конкретных произведений искусства.

7. Красота материального  мира, и в частности красота  человеческого тела, занимает здесь  также низшую ступень, но оценивается  Августином значительно выше, чем  в неоплатонической системе.

8. Красота- предмет любви.

9. Красота выше пользы.

10. Красота целого возникает на основе гармонического единства противоположных частей, в частности прекрасных и безобразных элементов.

11. Красота человека состоит в единстве его душевной и телесной красоты. Тело человека прекрасно во всех своих частях в целом. Идеальной чувственно воспринимаемой красотой тело будет обладать по воскресение из мертвых.

12. Августин, по существу, не различает красоту и прекрасное, хотя в одном месте специально отмечает, что красота выше прекрасного. Как истина- причина истинного, благочестие - благочестивого, целомудрие - добродетели, и красота причина прекрасного. Без красоты нет и прекрасного, хотя красота может существовать и без прекрасного, и поэтому она выше его.

13. Главной целью всех искусств является создание красоты.

Итак, стремясь выявить сущность красоты, Августин использовал многие достижения античной эстетики. Однако, он и сам разработал собственную теорию учения о прекрасном, тем самым сделав существенный шаг вперед в развитии эстетической теории.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эстетика как всякая теория возникала на базе уже существующей культуры. А поэтому в начальный  период Средневековья, когда только создавалась новая культура и  невежественные народы не нуждались  словесных тонкостей античной цивилизации, она практически не существовала.

Воздвигались храмы, украшенные резьбой, фресками и мозаикой языческого образца. Раннее христианство отбросило  изящное искусство как таковое, а вместе с ним и его эстетику. Однако постепенно средневековая мысль создает и свою собственную эстетику. Появились новые церкви, соборы и монастыри с многочисленными фресками, росписями и витражами

В результате проведённого теоретического исследования систематизирован обширный материал по средневековой  эстетике и понятию прекрасного. Мною были выявлены основные эстетические качества света и цвета, раскрывающиеся в знаково-символической функции, рассмотрены взгляды средневековых мыслителей.

Средневековая эстетика – сложный и очень многозначный комплекс теорий, сложность которого во многом из-за доминирования религиозного  мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности/ П.Бергер, Т. Лукман / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. - М.: Academia-Центр, Медиум, 1955.

 

2.Бычков В.В. Aesthetica patrum. Эстетика отцов Церкви. Т. 1. Апологеты. Блаженный Августин / В.В. Бычков - М., 1995.

3.Ле Гофф Ж.  Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича.—М.:Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.

4.Псевдо-Дионисий Ареопагит.  О таинственном богословии. / Пер. В. В. Бибихина. О Божественных именах. / Пер. Л. Н. Лутковского. // Историко-философский ежегодник, 90. М., 1991.

5.Фома Аквинский. [Фрагменты из «Суммы теологии» и «Суммы против язычников», пер. С.С. Аверинцева] // Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966

6.Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергиенко. — М.: Ренессанс, 1991

7.История красоты / Под ред. У. Эко. — М.: Слово/Slovo, 2005

8.Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / Этьен Жильсон. – М.: Республика, 2004

9.Лосев А.Ф. История античной эстетики, том IV, М.: "Искусство", 1994

10.Борев Ю. Б. Эстетика[Текст] / Ю. Б. Борев. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004.

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности/ П.Бергер, Т. Лукман / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. - М.: Academia-Центр, Медиум, 1955.

2 Бычков В.В. Aesthetica patrum. Эстетика отцов Церкви. Т. 1. Апологеты. Блаженный Августин / В.В. Бычков - М., 1995.

          3 Ле Гофф Ж.  Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича.—М.:Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.

                  4 Ле Гофф Ж.  Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича.—М.:Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.

5 Псевдо-Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии. / Пер. В. В. Бибихина. О Божественных именах. / Пер. Л. Н. Лутковского. // Историко-философский ежегодник, 90. М., 1991.

6 Фома Аквинский. [Фрагменты из «Суммы теологии» и «Суммы против язычников», пер. С.С. Аверинцева] // Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966

7 История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. 1-е изд.: М.: Искусство, 1992.

8  Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергиенко. — М.: Ренессанс, 1991

9 Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергиенко. — М.: Ренессанс, 1991

 


Информация о работе Категория прекрасного в средневековой эстетике