Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:47, курсовая работа
Целью – анализ категории прекрасного.
С этой целью соотносится достижение следующих задач:
• Охарактеризовать основные черты эстетики в эпоху средних веков.
• Рассмотреть понятие и сущность прекрасного.
• Проанализировать точку зрения средневековых мыслителей о прекрасном.
Введение………………………………………………………………...2
Глава 1. Основные категории средневековой эстетики……….....4
1.1. Цвет и свет как эстетические феномены прекрасного в эпоху Средневековья…………………………………………………………..6
1.2. Символ, идеал и канон как категории прекрасного в средневековой эстетике………………………………………………………………….9
Глава 2. Категория прекрасного в Средневековой эстетике.
2.1. Эстетические взгляды главных средневековых мыслителей…...11
2.2. Учение о прекрасном Аврелия Августина……………………….14
Заключение……………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………….18
Приоритетное искусство,
которое воспроизводится именно
такой красотой: поэзия и музыка.
Все искусство должно приобщать
человека к красоте и духовным
ценностям. Это возможно путем прямого
эмоционально-эстетического
Именно знаками намекают
на божественную сущность вещей, ведут
к пониманию истины. Знаково-символическим
характером искусства определяются
характерные черты
Не менее важны взгляды другого мыслителя – Псевдо-Дионисия Ареопагита (V или нач. VI в.) –анонимного автора "Ареопагитик". Он отводит важное место прекрасному в своей картине мира. По его убеждению, все в универсуме подчинено закону высшего порядка, основой которого является стремление от множественности к единству. Главной силой, направленной на его осуществление, у философа, выступает божественный эрос. Его цель — единение, слияние, приведение к единству. «Эрос, назовем ли мы его божественным, или физическим, понимается нами как некая сила единения и слияния, которая побуждает высшие [существа] заботиться о низших, равноначальные ведет к взаимообогащению и, наконец, низшие обращает к более совершенным и выше стоящим».5 Эрос представляется Псевдо-Дионисию движущей силой всего универсума от первопричины до самого низшего существа и обратно. Красота и прекрасное — важнейшие возбудители этой силы. Поэтому «прекрасное», или «божественная красота», выступает в «Ареопагитиках» наряду с благом важнейшей характеристикой первопричины. В онтологическом плане Псевдо-Дионисий выделяет три основные ступени красоты: 1) абсолютную божественную красоту, истинно (или сущностно) прекрасное; 2) красоту небесных существ — чинов небесной иерархии ; 3) красоту предметов и явлений материального мира, видимую красоту. Все три степени объединены наличием в них некой общей информации об абсолютной красоте — «духовной красоты», содержащейся на каждом уровне в соответствующей мере. Эта «духовная красота» и составляет гносеологическую ценность всего прекрасного.
Новые веяния в эстетике средневековья нашли отражение в эстетических высказываниях итальянского философа-схоласта Фомы Аквинского (1225—1274). Он соединял христианскую философию, которая базировалась на идее Платона и неоплатоников, с рационалистическими философиями Аристотеля. В его эстетике разрабатывались учения о форме (идее) и сущности (материи), определялись категории прекрасного как совокупность объективных и субъективных характеристик предмета. Красота оценивалась не как символ божественного, а как естественная красота, от созерцания которой человек получает удовольствие. «Итак, становится очевидным, что красота прибавляет к благу некую соотнесенность с познавательной способностью, и потому благом следует называть то, что просто удовлетворяет желание, а о красоте говорить там, где и самое восприятие предмета доставляет удовольствие».6
2.2 Учение о прекрасном Аврелия Августина
Августин Блаженный - выдающийся мыслитель, вписавший заключительную страницу в истории духовной культуры Рима и всей античности посредством своих многочисленных трудов и, заложил мощный фундамент для религиозно-философских взглядов эпохи Средневековья.
В понимании красоты и прекрасного Августин опирается прежде всего на известные ему взгляды в греко-римской эстетике, пытаясь трансформировать их в библейско-христианском духе. «Совмещение античных и средневековых теорий у Августина бросается в глаза.»7 Особенно сильным влиянием на него обладали эстетические идеи Плотина, которого по праву называют философом, который завершил и систематизировал практически все античные представления о красоте, отчасти их реформировал и стал зачинателем новых взглядов, которые сказались на средневековой эстетике.
Августин Блаженный впервые
в истории эстетики создал целостную
эстетическую систему, которая может
считаться классической, элементами
которой являются: эстетический объект
(Природа и искусство), эстетическое
содержание (красота), эстетический субъект,
процесс эстетического
Эстетика Августина аскетична. В «Исповеди» Августин признается, что «ему очень нравится церковное пение, но он, боясь им увлечься больше, чем предметом пения, осознавая свой грех, желал лучше певца не слышать»8.
В ранней христианской культуре присутствует понятие «символ», и Августин его использует в определении красоты. Красота, по Августину, - это символ метафизического единства ритмического членения и смысла вещей. В своей глубокой сути красота есть добро и истина, но добро и истина в форме красоты, созерцается, воспринимаются чувственно. Красота - это то, что будучи увиденным, нравится. Однако она не сама по себе имеет значение, а имеет тот смысл, который в ней помещен.
«Уродливые или некрасивые элементы прекрасного как единого целого может быть, по мнению Августина, такими объективно являются, вследствие порчи или недостаточной красоты»9, и исключительно субъективно, т. е. только в восприятии человека. Как христианин, он свято верил в творение мира Богом. Он стремился во всех предметах и незначительных элементах произведения увидеть присущую им особую красоту, потому что Бог не мог, конечно, создать ничего безобразного. А человечество, не умея осмыслить красоту многих не очень красивых растений, животных или насекомых в структуре целого универсума, незаслуженно считает их чем-то безобразным.
Рассмотрев основные аспекты красоты у Августина, подведем некоторые результаты ее понимания как важнейшей эстетической категории.
1. Красота предстает в системе Августина объективным свойством мира – как в его духовной, и в материальной части.
2. Бог является высшей
и абсолютной красотой, источником,
причиной и творцом всего
3. Красота выступает показателем бытия вещи. Знание абсолютной красоты тождественно владения вечным и абсолютным бытием, полное отсутствие красоты соответствует переходу вещи в небытие.
4. Красота бывает статической и динамической.
5. Августин различает прекрасное в себе и для себя, т. е. собственно прекрасное и прекрасное как соответствующее чему-то.
6. Красота иерархическая. Иерархия Августина хотя и опирается на плотиновскую, но в значительной мере отличается от него.
Источником красоты у него также является Бог, а высшим носителем ее - Разум (=> Логос = Христос). От нее происходит красота универсума и духовная красота. Универсум, в свою очередь, состоит из небесных чинов, человека, его души и тела, и всего многообразия материального мира. Духовная красота является основой красоты нравственной, красоты искусства, науки и конкретных произведений искусства.
7. Красота материального
мира, и в частности красота
человеческого тела, занимает здесь
также низшую ступень, но
8. Красота- предмет любви.
9. Красота выше пользы.
10. Красота целого возникает на основе гармонического единства противоположных частей, в частности прекрасных и безобразных элементов.
11. Красота человека состоит в единстве его душевной и телесной красоты. Тело человека прекрасно во всех своих частях в целом. Идеальной чувственно воспринимаемой красотой тело будет обладать по воскресение из мертвых.
12. Августин, по существу, не различает красоту и прекрасное, хотя в одном месте специально отмечает, что красота выше прекрасного. Как истина- причина истинного, благочестие - благочестивого, целомудрие - добродетели, и красота причина прекрасного. Без красоты нет и прекрасного, хотя красота может существовать и без прекрасного, и поэтому она выше его.
13. Главной целью всех искусств является создание красоты.
Итак, стремясь выявить сущность красоты, Августин использовал многие достижения античной эстетики. Однако, он и сам разработал собственную теорию учения о прекрасном, тем самым сделав существенный шаг вперед в развитии эстетической теории.
Эстетика как всякая теория возникала на базе уже существующей культуры. А поэтому в начальный период Средневековья, когда только создавалась новая культура и невежественные народы не нуждались словесных тонкостей античной цивилизации, она практически не существовала.
Воздвигались храмы, украшенные резьбой, фресками и мозаикой языческого образца. Раннее христианство отбросило изящное искусство как таковое, а вместе с ним и его эстетику. Однако постепенно средневековая мысль создает и свою собственную эстетику. Появились новые церкви, соборы и монастыри с многочисленными фресками, росписями и витражами
В результате проведённого теоретического исследования систематизирован обширный материал по средневековой эстетике и понятию прекрасного. Мною были выявлены основные эстетические качества света и цвета, раскрывающиеся в знаково-символической функции, рассмотрены взгляды средневековых мыслителей.
Средневековая эстетика – сложный и очень многозначный комплекс теорий, сложность которого во многом из-за доминирования религиозного мировоззрения.
Список литературы.
1.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности/ П.Бергер, Т. Лукман / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. - М.: Academia-Центр, Медиум, 1955.
2.Бычков В.В. Aesthetica patrum. Эстетика отцов Церкви. Т. 1. Апологеты. Блаженный Августин / В.В. Бычков - М., 1995.
3.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича.—М.:Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
4.Псевдо-Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии. / Пер. В. В. Бибихина. О Божественных именах. / Пер. Л. Н. Лутковского. // Историко-философский ежегодник, 90. М., 1991.
5.Фома Аквинский. [Фрагменты из «Суммы теологии» и «Суммы против язычников», пер. С.С. Аверинцева] // Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966
6.Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергиенко. — М.: Ренессанс, 1991
7.История красоты / Под ред. У. Эко. — М.: Слово/Slovo, 2005
8.Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / Этьен Жильсон. – М.: Республика, 2004
9.Лосев А.Ф. История античной эстетики, том IV, М.: "Искусство", 1994
10.Борев Ю. Б. Эстетика[Текст] / Ю. Б. Борев. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004.
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности/ П.Бергер, Т. Лукман / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. - М.: Academia-Центр, Медиум, 1955.
2 Бычков В.В. Aesthetica patrum. Эстетика отцов Церкви. Т. 1. Апологеты. Блаженный Августин / В.В. Бычков - М., 1995.
3 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича.—М.:Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
4 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича.—М.:Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.
5 Псевдо-Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии. / Пер. В. В. Бибихина. О Божественных именах. / Пер. Л. Н. Лутковского. // Историко-философский ежегодник, 90. М., 1991.
6 Фома Аквинский. [Фрагменты из «Суммы теологии» и «Суммы против язычников», пер. С.С. Аверинцева] // Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966
7 История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. 1-е изд.: М.: Искусство, 1992.
8 Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергиенко. — М.: Ренессанс, 1991
9 Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергиенко. — М.: Ренессанс, 1991
Информация о работе Категория прекрасного в средневековой эстетике