Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:01, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности.
Классическая немецкая философия
Немецкая философия конца XVIII
— первой трети XIX в., представленная именами
Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха,
заслуженно именуется классической. Она
знаменует собой важный этап в истории
мировой философской мысли. В ней нашли
свое продолжение прогрессивные идеи
философии Нового времени — вера в могущество
разума, гуманизм, неотчуждаемые права
личности.
Но главное ее завоевание — разработка
диалектического метода, обоснование
мирового закона вечного развития. В этой
философии нашли свое отражение как основные
черты эпохи становления нового, капиталистического
строя, так и конкретно-исторические особенности,
присущие тогдашней Германии. Классики
немецкой философии были идеологами своей
буржуазии, которая значительно отставала
в социально-экономическом и политическом
развитии от буржуазии передовых стран.
Со времени Реформации и до конца XVIII в.
Германия не представляла собой единого
экономического целого, капиталистический
рынок находился в процессе становления.
Не представляла она и единого политического
целого: страна была разделена почти на
300 самостоятельных государств, большинство
из которых были карликовыми.
Экономическое благосостояние бюргерства в значительной степени зависело от заказов двора и феодалов, от поставок для армии. Это определило политическую дряблость немецкой буржуазии. И хотя ее интересы не совпадали полностью с интересами юнкеров, она покорно шла в фарватере политики дворянского государства.
Указанные обстоятельства не могли не найти своего отражения в немецкой философии того времени, определяя ее двойственный, компромиссный, подчас противоречивый характер. Если труды французских просветителей запрещались и сжигались, а сами они подвергались судебным преследованиям, вплоть до заключения в Бастилию, то немецкие философы-идеалисты были заслуженными профессорами германских университетов, признанными наставниками юношества, а их труды издавались и распространялись без всяких препятствий. Но хотя они не выступали против существующих в германских государствах политических учреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы с феодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод, особенно обстоятельно и последовательно разработанный Гегелем, мог быть легко обращен против этих порядков. Что и сделали наиболее радикально настроенные ученики берлинского профессора. Поэтому Маркс называл философию Канта, родоначальника классической немецкой философии, немецкой теорией французской революции. С не меньшим основанием данное определение может быть, распространено на других представителей классической немецкой философии.
§ 1. Философская система Канта
Родоначальник немецкой классической
философии Иммануил Кант
(1724—1804) происходил из семьи ремесленника.
Рано проявившиеся способности помогли
ему получить образование. Он глубоко
изучил не только философию, логику, теологию,
но также математику и естествознание.
Вся жизнь философа, бедная внешними событиями,
но наполненная неустанным и напряженным
творчеством, прошла в Кенигсберге. Здесь
он учился, преподавал, долгие годы был
профессором и одно время — ректором университета.
Здесь он создал все свои философские
и естественнонаучные труды.
Философское развитие Канта
обычно делят на два периода: первый —
до начала 70-х годов — называют «докритическим»,
второй — с начала 70-х годов
— «критическим», поскольку именно тогда
были написаны главные произведения, доставившие
философу мировую славу: «Критика чистого
разума», «Критика практического разума»
и «Критика способности суждения». Главным
является первый труд, посвященный теории
познания. Вторая «критика» излагает этическое
учение, а третья — эстетику и учение о
целесообразности в природе.
В «докритический период» Кант
много и плодотворно занимается вопросами
естествознания, проводит идею о развитии
в природе. Опираясь на открытия
Коперника, Галилея и Ньютона Кант в книге
«Всеобщая естественная история и теория
неба (1755) выдвигает гениальную гипотезу
о происхождении Солнечной системы естественным
путем из первоначальной туманности. Далее
Кант вплотную подходит к выводу о множественности
миров, о непрерывном процессе их возникновения
и исчезновения. Философ проводит аналогию
ссылаясь на безграничное плодородие
природы, которая взамен ежедневно погибающего
бесчисленного количества животных и
растений производит не меньшее число
их в других местах. Точно так же погибают
миры и системы миров и поглощаются бездной
вечности, однако созидание никогда не
прекращается: в других местах неба возникают
новые образования и убыль восполняется
с избытком. Спустя полстолетия французский
ученый Лаплас независимо от Канта дал
более строгое, математическое обоснование
идеям о естественном происхождении нашей
Вселенной. После этого «небулярная» теория
получила название кантолапласовской
гипотезы. Хотя книга Канта в силу чисто
случайных обстоятельств долгое время
оставалась неизвестной публике, приоритет
Канта в создании космогонической гипотезы
является несомненным.
Канту принадлежит заслуга в
создании другой космогонической теории
— о замедлении вращения Земли благодаря
действию приливов и отливов в океане.
Исторический, диалектический подход
Канта к естествознанию нанес существенный
удар по господствующему в то время метафизическому
мировоззрению. Однако нельзя пройти мимо
двойственной, противоречивой позиции
философа в этом вопросе. С одной стороны,
он стремится дать научную картину возникновения
Солнечной системы на основе действия
законов развития материи. «Дайте мне
материю, я построю из нее мир», заявляет
Кант, называя мнение Ньютона о необходимости
божественного первотолчка «жалким».
Но, с другой стороны, он усматривает конечную
первопричину мира все-таки в Боге.
Сам факт естественного и закономерного
развития Вселенной из первоначального
хаоса философ считает «единственно возможным»
основанием для доказательства его бытия.
Уже в «докритический период»
Кант говорит о границах познания. Если
можно дать чисто естественное, механическое
объяснение возникновению
Вселенной из хаоса, то этого нельзя сделать
в отношении даже простейшего живого существа.
Здесь, думает философ, — господствуют
телеологические принципы целесообразности,
базирующиеся на божественной воле.
Мотивы агностицизма, принципиальной непознаваемости окружающего нас мира стали ведущими в «Критический период», составляя специфику того, что называют кантианством.
Проблемы теории познания стоят
в центре философской системы Канта и
его многочисленных последователей. В
предисловии к «Критике чистого разума»
Кант пишет: «я должен был ограничить область
знания, чтобы дать место вере». Исходя
из этой главной для него задачи, философ разработал очень
сложную гносеологическую конструкцию.
Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени: чувственное познание, рассудочное познание, разумное познание. Все наше знание начинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предметы внешнего мира, или, как их называет Кант, вещи в себе. Философ не дает однозначного определения этого понятия. Во многих местах «Критики чистого разума» он недвусмысленно заявляет, что вещи в себе существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания, хотя и остаются непознаваемыми. Такое понимание вещи в себе как основы всех явлений, как фактической причины человеческих ощущений, как объективной реальности, является у Канта доминирующим, что позволяет квалифицировать его как материалистическое. Но у него встречаются и другие толкования. Под вещью в себе он разумеет пограничное, предельное понятие, замыкающее круг возможных человеческих представлений и ограничивающее притязания людей на познание мира, а также Бога, бессмертие души и свободу воли. Очевидно, что последние толкования вещи в себе противоречат первому и являются идеалистическими.
Ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувственность, по мнению Канта, ни в чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат только к субъективным свойствам чувственности, являются ее модификациями и не дают знания об объекте. Например, приятный вкус вина не принадлежит к числу объективных свойств чувств того субъекта, который наслаждаемся им. Цвета тоже не являются свойствами тел, они только модификация чувства зрения, подвергающегося некоторому действию со стороны света. Следовательно, хотя ощущения и вызываются воздействием «вещей в себе» на человеческую чувственность, они ничего общего не имеют с этими вещами. Ощущения — не образы, а символы вещей.
Подобная точка зрения, которую,
как известно, наиболее обстоятельно выразил
Д. Юм, называется агностицизмом. Соглашаясь
с Юмом, Кант добавляет нечто свое. Хотя
наше знание начинается с опыта, из этого
вовсе не следует, что оно целиком происходит
из опыта. Знание, по Канту, имеет сложный
состав; и складывается из двух частей.
Первую часть философ называет;
«материей» знания. Это поток ощущений,
или знание эмпирическое, даваемое a posteriori,
т.е. путем опыта. Вторая часть — , форма
— дается до опыта, а priori и должна целиком
готовой находиться в душе, в субъекте.
Таким образом, наряду с агностицизмом характерной чертой теории познания Канта является априоризм. Встает вопрос о том, откуда берутся априорные, т.е. доопытные формы чувственности и все иные априорные формы, о которых говорил Кант. Философ был вынужден признать, что ответить на этот вопрос он не в силах: «этого вопроса разрешить нельзя, так как для его. И разрешения, как и для всякого мышления, мы уже нуждаемся в этих свойствах».
Понятие априоризма — важнейшее
положение учения Канта, на нем он основывал
возможности достижения необходимого
и достоверного знания. Кант разделял
общий предрассудок рационализма, который
недооценивал роль опыта, роль чувственного
познания в процессе достижения
всеобщего и необходимого знания. По мнению
Канта, опыт никогда не может придать суждениям
истинной и строгой всеобщности, а лишь
предполагаемую и сравнительную всеобщность.
Вместе с тем он считал, что математическое
знание носит безусловно необходимый
характер. Выйти из этого затруднения
он пытался при помощи априоризма: только
априорные суждения носят всеобщий характер,
достоверны и объективны. Для Канта понятия
«априорный», «необходимый», «всеобщий»,
«объективный» тесно переплетаются и
употребляются как равнозначные. В то
же время он отказывался признавать априорное
знание врожденным.
Если «материя» знания носит, по Канту, опытный, апостериорный характер, то форма чувственного познания внеопытна, априорна. До восприятия предметов опытного познания в нас должны существовать «чистые», т.е. свободные от всего эмпирического, наглядные представления, которые являются формой, условием всякого опыта. Такими «чистыми», т.е. априорными наглядными представлениями выступают пространство и время. По мнению философа, пространство и время — это формы именно чувственности, а не рассудка, это представления, а не понятия. Кант аргументирует это следующим образом: понятие дискурсивно и включает в себя различные виды, например понятие «человек» включает в себя различные виды людей. Но этого нельзя сказать о пространстве и времени. Существует, как думал Кант, одно- единственное время и одно-единственное пространство. Следовательно, пространство и время — это единичные представления интуитивного характера.
Пространство вовсе не представляет собой свойства каких-либо вещей в себе, время также не принадлежит вещам в себе ни как их свойство, ни как их субстанция. Кант, таким образом, отнимает у пространства и времени всякое притязание на реальность, он превращает их в особые свойства субъекта.
Кант полагал, что своим учением
об априорных формах чувственности и рассудка
он спасает науку от юмовского скептицизма
и субъективизма. Но на деле априоризм
есть лишь одна из разновидностей субъективизма.
Говоря о том, что существует одно-единственное
пространство, он опирался на физику и
космогонию своего времени, которые знали
действительно одно, а именно эвклидово
пространство. Через четверть века после
смерти Канта русский ученый Н.И. Лобачевский
показал, что свойства пространства зависят
от свойств материи и что эвклидова геометрия
вовсе не является единственно возможной.
Возникли и другие системы неэвклидовой
геометрии. Теория относительности покончила
и с метафизическим представлением об
абсолютной независимости времени, показав,
что общие свойства материи определяют
свойства и пространства, и времени. Следовательно,
существует множество форм пространства
и времени, что опровергает главный аргумент
Канта в пользу их априорности. Первая
ступень познания — область чувственности
— характеризуется способностью человека
упорядочивать хаос ощущений при помощи
субъективных форм созерцания — пространства
и времени. Таким путем, по мысли Канта,
образуется предмет чувственности, или
мир явлений.
Следующая ступень — это область рассудка.
Опыт есть продукт деятельности, с одной
стороны, чувственности, с другой — рассудка.
Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть
другой. Без чувственности ни один предмет
не был бы нам дан, а без рассудка ни один
бы не был мыслим. Мысли без содержания
пусты, а наглядные представления без
понятий слепы. Знание, таким образом,
возникает из двух условий: чувственности
и рассудка.
Суждения восприятия, полученные на основе
чувственности, имеют лишь субъективное
значение — это простая связь восприятий.
Суждение восприятия должно приобрести
«объективное», по выражению Канта, значение,
т.е. получить характер всеобщности и необходимости
и стать благодаря этому
«опытным» суждением. Это происходит,
по Канту, путем подведения суждения восприятия
под априорную категорию рассудка. Приводится
пример: «Когда, солнце освещает камень,
он становится теплым». По словам Канта,
мы имеет простое суждение восприятия,
в котором еще, не выражена причинно следственная
зависимость между солнечным теплом и
нагреванием камня. Но если мы скажем:
«Солнце согревает камень» то тут к суждению
восприятия добавляется рассудочное понятие,
или категория причины, которое и превращает
данное суждение в опытное.
Причинность — это одна из категорий, которые являются априорными принципами мышления. Они служат орудиями для обработки чувственного материала. В «Критике чистого разума» Кант строит особую таблицу этих категорий. Их всего 12, что соответствует числу видов суждений по традиционной классификации суждений в формальной логике. Это категории единства, множества, всеобщности, реальности, отрицания, ограничения, принадлежности, причинности, общения, возможности, существования, необходимости. Кант не может обосновать, почему категорий ровно двенадцать и откуда они берутся: «Для этого обстоятельства нельзя указать никаких дальнейших оснований так же, как нельзя обосновать, почему мы имеем такие- то, а не иные функции суждения, или почему время и пространство суть единственные формы возможного для нас наглядного представления».
Искусственный характер учения Канта
о категориях был ясен уже его современникам.
Гегель справедливо упрекал Канта в догматизме
и формализме.
По образному выражению Гегеля, соединение
чувственности и рассудка у Канта происходит
чисто внешним образом, «подобно тому,
как связывают, например, деревяшку и ногу
веревкой».
Превратив причинность в субъективную категорию рассудка, Кант создал для себя многочисленные трудности. Прежде всего «вещь в себе», поскольку она существует вне субъекта, не может считаться той причиной, которая, воздействуя на чувственность субъекта, порождает «материю» знания. Ставятся далее под сомнение все достижения Канта «докритического» периода, прежде всего его космогонические теории, поскольку они, как и все естествознание, основаны на признании объективного характера закономерностей природы, в том числе причинно-следственных связей.
Кант в «Критике чистого разума»
утверждает, что основоположения
«чистого рассудка», реализуя применение
категорий к опыту, делают возможной саму
природу и науку о ней — «чистое» естествознание.
Высшее законодательство природы он находил
в человеческом рассудке: «Хотя и странно,
но тем не менее истинно, если я скажу:
рассудок не почерпает свои законы (а priori)
из природы, а предписывает их ей».
Последний и высший этап разумное познание. Он представляет
собой
«высшую инстанцию» для обработки материала
наглядных представлений и для подведения
его под высшее единство мышления». Разъясняя
эти положения, Кант указывает, что разум,
в отличие от рассудка, порождает «трансцендентальные
идеи», выходящие за пределы опыта. Таких
идей три: 1) психологическая
(учение о душе), 2) космологическая (учение
о мире), 3) теологическая (учение о
Боге). Эти идеи выражают стремление разума
к постижению вещей в себе. Разум жадно
стремится постичь эти вещи, пытается
выйти за пределы опыта, но все тщетно:
вещи «бегут от него» и остаются непознанными.