Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:01, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности.
В результате разум создает лишь «паралогизмы», «антиномии» «идеалы без действительности», запутывается в неразрешимых противоречиях. Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано; логически безупречно. Таких антиномий у Канта четыре:
1) тезис — «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве»; антитезис: «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен как во времени, так и в пространстве».
2) тезис: «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что, сложено из простого»;
антитезис: «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого».
3) тезис: «Причинность согласно законам природы не есть; единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность»;
антитезис: «Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы».
4) тезис: «К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо»; антитезис: «Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины». Иными словами Бога нет.
В первой антиномии важно усмотреть подход к раскрытию диалектического противоречия конечного и бесконечного: мир одновременно конечен и бесконечен в том смысле, что бесконечная материя слагается из конечных величин. Во второй антиномии поставлен по существу тот же вопрос, что и в апориях Зенона — о единстве конечного и бесконечного, прерывности и непрерывности материи. Но отсюда элейцы сделали метафизический вывод: поскольку движение и многообразие мира противоречивы, а всякое противоречие разрушает мысль, то движение есть иллюзия, мир неподвижен и лишен многообразия. Нечто похожее делает и Кант. Он полагает, что одинаково безупречно с точки зрения логики доказывает как тезис, так и антитезис каждой антиномии. Например, в четвертой антиномии доказывается, что Бог существует, и то, что Бога не существует. Как же быть? Надо отбросить и тезис, и антитезис. Логика и разум здесь бессильны. Вера в Бога— это вопрос не науки, а нравственности, полагает Кант.
Итак, антиномии есть противоречия,
которые свидетельствуют о бессилии разума,
о его неспособности постичь «вещи в себе»,
выйти за границы опыта.
«Есть нечто печальное и унизительное в том, что
вообще существует антитетика чистого
разума и что разум, составляющий высший
трибунал для всех споров, принужден вступать
в спор с самим собой», — констатирует
Кант.
Было бы несправедливо не замечать положительных, прогрессивных сторон теории познания Канта. В «Критике чистого разума» подняты кардинальные проблемы теории познания и логики, сделана попытка диалектического их решения. Кант первым в философии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более глубокую разработку в философии Гегеля.
Этическое учение Канта
Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиаско в своих попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно — уповать на «практический разум», под которым философ понимал учение о нравственности, этику. По его мнению, в области нравственности человек уже не подчинен необходимости, которая господствует с неотвратимой силой в сфере явлений. Как субъект нравственного сознания человек свободен, т.е. приобщен к миру вещей в себе. Кант устанавливает между теоретическим и практическим разумом отношение субординации: теоретический разум подчиняется практическому.
Под практикой Кант понимал
не реальную деятельность, а сферу применения
нравственных оценок поступков людей.
В основе любых нравственных оценок лежит
категорический императив — основной
закон этики Канта.
Императив есть форма повелений, связанная
с категорией должного.
Категорическим императивом философ называет
такую форму повеления, которая представляет
собой действие как бы ради него самого,
отношения к другой цели. Императив не
связан со стремление к пользе или счастью
людей, он носит строго формальный априорный
характер и имеет форму заповеди, безусловной,
обязательной для всех людей. Категорический
императив формулируется следующим образом:
поступай так, чтобы максима (основной
принцип) твоей воли во всякое время могла
бы служить принципом всеобщего законодательства.
Этот принцип носит отвлеченный характер.
Ему могут соответствовать самые разнообразные
требования и постулаты: религиозные заповеди
выводы житейской мудрости и многое другое.
Важнейшей конкретизацией категорического
императива является императив
«практический»: поступай так, чтобы человечество
в твоем лице, так же, как и в лице каждого другого непременно
употреблялось как цель и никогда как
средство.
Эти положения, выражая принципы
гуманизма, имели большое прогрессивное
значение для своего времени. В них заключен
протест против закрепощающих человека
уз феодально-абсолютистского строя. Большое влияние
на этические и социально-политические
взгляды Канта оказал Ж.Ж. Руссо. «Было
время, когда... я презирал чернь, — писал
Кант. — Руссо исправил меня и направил
на иной путь. Это ослепляющее преимущество
исчезает; я учусь уважать человека...».
Выступая за права человека, философ подчеркивал,
что
«человек, зависящий от другого, не есть
уже более человек; он это звание утратил,
он тогда не что иное, как принадлежность
другого человека, ...в человеческой природе
рабство есть наивысшее из зол». Кант заимствовал
у
Руссо мысль о независимости нравственной
природы человека от достижений науки
и культуры, преломив ее в своем учении
о независимости и первоначальности нравственности,
о первенстве практического разума над
теоретическим. Кант, вопреки догматам
протестантизма и католицизма, считал,
что нравственность автономна и не зависит
от религии. Напротив, религия должна выводиться
из принципов нравственности.
Практический императив, провозглашая человека целью, а не средством, устраняет, по словам философа, «фанатическое презрение к самому себе как человеку (ко всему человеческому роду) вообще...». Человек не может быть ничьим рабом, в том числе и рабом божьим. Поэтому «мораль следует культивировать больше, чем религию», а «Бог необходим только с моральной точки зрения». Бог превращен в этический символ. Философия Канта, таким образом, сближается с деизмом.
Кант мечтал о вечном мире на земле, о союзе свободных государств и свободных народов как гаранте этого мира. Обоснованию этого посвящен его трактат «Вечный мир».
Кант — одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель справедливо считал, что в учении Канта происходит главный переход к новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума, об активности субъекта в познании и нравственной практике началась разработка диалектического метода познания — главного достижения немецкой классической философии.
У Канта было огромное число последователей и не меньшее число критиков. Критиковали его «справа» и «слева». Справа: — с позиций последовательного идеализма — за допущение материалистического тезиса о существовании независимо от субъекта вещей в себе. Слева — с позиций материализма — за агностицизм и априоризм, которые вели к субъективному идеализму. За это же его критиковал Гегель, но с позиций абсолютного объективного идеализма и, что очень существенно, — с позиций всесторонне разработанного диалектического метода.
§ 2. «Наукоучение» Фихте
Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814)
родился в семье крестьян. Благодаря выдающимся способностям и редкому
трудолюбию ему удалось получить образование.
В отличие от Канта или Гегеля жизнь Фихте
была насыщена драматическими событиями.
Фихте — не только видный представитель
классической немецкой философии, но и
идеолог немецкого освободительного движения,
направленного против французских оккупантов.
В то же время в его творчестве нашли отражение
прогрессивные идеи французского Просвещения
и революции. 1793 г. он опубликовал (анонимно)
два сочинения, восхваляющие эти идеи.
В 1799 г. в философском журнале появились
статьи, в которых Фихте отождествлял
идею Бога с моральным мировым порядком.
Журнал был запрещен правительством, Фихте
обвинен в атеизме и уволен с должности
профессора
Иенского университета. Только в 1805 г.
ему удалось стать профессором
Эрлангенского университета. В 1807 г. в
оккупированном французами Берлине
Фихте выступает с циклом публичных лекций
— «Речи к немецкой нации», в. которых
он призывал к объединению страны, ее возрождению,
демократическим реформам. Патриотическая
деятельность философа находит широкий
отклик в государствах тогдашней Германии.
С 1809 г. Фихте — профессор Берлинского
университета, а в 1811—1812 гг. избирается
его ректором. В 1813 г. он вступает в ландштурм
(ополчение) и в 1814 г. умирает в госпитале,
заразившись, по-видимому, тифом.
Свою философию Фихте называет
«первой системой свободы», которая освобождает
человеческое «Я» от оков вещей в себе,
от внешнего диктата.
Философия, по его мнению, не мировоззрение,
а самосознание, связанное с характером,
образом мыслей, практическими
действиями личности.
Фихте подвергает критике философию
Канта. Он не согласен с утверждением о
непознаваемости вещей в себе. Эта критика
ведется справа — с позиций более последовательного
субъективного идеализма. Первичной реальностью Фихте называет абсолютное
человеческое «Я», которое включает в
себя все, что можно мыслить. «Я» — мыслящий
субъект, обладающий большой активностью.
Его деятельность выливается в диалектический
процесс: происходит движение от первоначального
положения (утверждение) к противоположному
положению (отрицание), а от него — к третьему
положению
(единство, синтез первых двух положений).
Кроме «Я» существует «не-Я», или некий объект природы, окружающей действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет в какой-то мере его деятельность. По словам философа, понять разумом механизм этого воздействия невозможно его можно только прочувствовать. Наряду с теоретической деятельностью «Я», мышлением, философ признает и деятельность бессознательную. К бессознательной деятельности относится нравственное поведение субъекта: исполнение им долга, повиновение законам морали и права.
«Не-Я» не только существует, но и воздействует на «Я». Физическая природа человека, его естественные склонности, составляющие «не-Я», побуждают «Я» к действию и в то же время искажают проявления нравственности, противодействуют проявлениям морального долга. Чем сильнее воздействие «не-Я», или чувственной природы человека, тем труднее для «Я» выполнять свой этический долг.
Фихте правильно схватывает то противоречие, которое
действительно существует между чувством
и долгом. Но что же все-таки надо понимать
под категорией «не-Я»? Может создаться
впечатление, что, пользуясь своеобразной
терминологией, Фихте высказывает обычные
материалистические взгляды на соотношение
субъекта и объекта, сознания и природы.
Однако это впечатление обманчиво. Фихте
сознательно дистанцируется не только
от материализма как философского мировоззрения,
но и от половинчатых взглядов Канта, признававшего
объективно-реальное существование вещей
в себе. Как подчеркивает Фихте, «не-Я»
нельзя отождествлять с вещью в себе в
кантовском смысле. Категория «не-Я» —
это результат деятельности сознания,
т.е. продукт «Я». Обыденному сознанию
кажется, что окружающие его вещи, природа,
весь мир существуют независимо от человеческого
сознания. Фихте убежден, что мы имеем
дело с иллюзией, которая преодолевается
философским мышлением.
Одним словом, первичен субъект, «Я». Его
активная деятельность, носящая, правда,
духовный характер, творит объект, внешний
мир.
Нетрудно обнаружить, что в рассуждениях Фихте наличествует логический круг: «Я» порождает «не-Я», а «не-Я» порождает «Я». Пытаясь вырваться из этой логической круговерти, философ вводит еще одну категорию— интеллектуальное созерцание», или «интеллектуальная интуиция». Она призвана устранить противоположность субъекта и объекта, но противоположность эта все же остается, а ее преодоление превращается в бесконечно далекую, недостижимую цель.
Интеллектуальная интуиция
принадлежит не теоретическому мышлению, а
«практической деятельности», под которой
Фихте понимает сферу нравственности,
морального «действования» и «долженствования»,
этических оценок, что очень похоже «практический
разум» в философии Канта. Здесь возникает
еще одно противоречие в философской системе
Фихте. С одной стороны, он провозглашает
всесилие разума, свое учение он называет
«учением о науке», наукоучением» (Wissenshcaftslehre).
Философия есть наука о науке, высшее и
безусловное основоположение для всех
наук, универсальный метод познания. С
другой стороны, теоретический разум подчиняется
«практическому», т.е. нравственному сознанию
и воле, которые постигаются интуитивно,
представляют собой сферы, закрытые для
теоретического разума.
Философия Фихте обременена
и другими противоречиями, неизбежными для
субъективного идеализма. Если исходить
из его посылок и быть последовательными,
субъективный идеализму неизбежно приводит
к солипсизму, т.е. утверждению, что существует
одно-единственное мое «Я», а весь окружающий
мир — его порождение. Фихте пытается
дедуктивным путем вывести из исходного
«Я» возможность существования множества
других свободных индивидов, других «Я».
По мнению философа, данная дедукция обусловлена
и нормами права. Если признать существование
одного «Я», то ни о каком праве и законности
не может быть и речи. Разумеется, это так,
но тогда рушатся исходные посылки субъективного
идеализма как монистической философии.
Фактически, Фихте переходит на позиции
идеалистического плюрализма типа монадологии
Лейбница. Однако этот путь не привлекает
Фихте, и он склоняется к объективному
идеализму, сочетая его с субъективным.
По сути дела Фихте использует
два значения понятия «Я»: 1) «Я», тождественное
индивидуальному сознанию и 2) «Я», не:
тождественное индивидуальному сознанию, абсолютное «Я», т.е. сознание
сверхчеловеческое.
А это уже и есть объективный идеализм.
Философ не всегда предупреждает, в каком
смысле он употребляет понятие «Я», что
создает трудности для понимания его мысли.
Оба значения то совпадают, то расходятся,
и в этом философ усматривает движущий
принцип мышления, ядро диалектики.
Следует учитывать эволюцию взглядов Фихте. После 1800 г он внес существенные коррективы в свою философию. В первый период в ней преобладал субъективный идеализм. Абсолютное «Я» рассматривалось как недостижимая цель деятельности субъекта, как потенциальная бесконечность. Во второй период абсолютное «Я» трактуется как актуальное бытие, равноценное Богу, а все, что находится вне этого абсолюта, есть его порождение, образ, схема. Такая трактовка близка к платонизму, является объективным идеализмом. В первом периоде деятельность субъекта отождествлялась с нравственностью, в духе протестантской этики активизм расценивался как добродетель. Во втором периоде деятельность и нравственность были разъединены, поскольку они не всегда совпадают, а активность может быть и не добродетельной.