Классический период античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:52, реферат

Описание работы

Философия - одна из древнейших сфер духовной жизни. Вся многогранная культура обуславливающая различные цивилизации, существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, в качестве важнейшей составляющей включает в себя ту или иную сумму философских знаний.
Софисты появились и могли появиться только тогда, когда развитие греческой демократии уже сильно размыло те границы, которые существовали между сословиями. Оно таким образом смыло прежние каналы бытового уклада и ценностных установок, ранее не подвергавшихся никакой рефлексии.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Классический период античной философии
1.1.Софисты: переход от онтологической к антропологической проблематике.
1.2.Сократ: новое понимание добродетели и открытие индивида как смысл антропологической революции в философии.
1.3.Высокая классика: идеи Платона и Аристотеля. Образ человека.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 34.88 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Бийский технологический институт (филиал)

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

«Алтайский государственный  технический университет им. И. И. Ползунова»

(БТИ АлтГТУ)

 

 

 

 

 

 

Реферат

по философии

 

 

 

На  тему:

Классический период античной философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. Э(с)-254 Лунина Е.Е

 

Проверила: Доц. Шестакова И.С.                           

   

 

 

 

 

 

Бийск 2013

Содержание

Введение

Глава 1 Классический период античной философии

1.1.Софисты: переход от онтологической к антропологической проблематике.

1.2.Сократ: новое понимание добродетели и открытие индивида как смысл антропологической революции в философии.

1.3.Высокая классика: идеи Платона и Аристотеля. Образ человека.

Заключение

Список литературы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия-одна из древнейших сфер духовной жизни. Вся многогранная культура обуславливающая различные цивилизации, существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, в качестве важнейшей составляющей включает в себя ту или иную сумму философских знаний.

   Софисты  появились и могли появиться  только тогда, когда развитие греческой демократии уже сильно размыло те границы, которые существовали между сословиями. Оно таким образом смыло прежние каналы бытового уклада и ценностных установок, ранее не подвергавшихся никакой рефлексии. Индивид почувствовал себя уже не просто членом своего ''цеха '', а самостоятельным лицом и осознал, что всё, прежде принимавшееся им на веру, должно быть подвергнуто критике. Субъектом критики он считал самого себя. Вот это выделение индивида, как самостоятельной реальности и было той почвой ,на которой только и смогла появиться софистика.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Классический период античной философии

1.1.Софисты:  переход от онтологической к антропологической проблематике.

      Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции возникло интеллектуальное течение, называемое софистикой. Слово происходит от двух слов: любовь и мудрость.

Софисты способствовали дальнейшему развитию индивидуализма, релятивизируя всё то, что прежде выступало в качестве традиционных истин. Софисты были в Греции особым слоем осуществляющим философию связывания воедино всех остальных групп и индивидов ,не случайно политическая деятельность и подготовка к ней были одним из основных занятий софистов.

      Софистов справедливо называли  представителями греческого Просвещения. Они не только углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знания, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было приобретено к тому времени философией и наукой.

       Софистика-учение хитроумно вести  прения Софисты сделали важный  шаг на пути к созданию науки  о языке, в частности Протагор занимавшийся категориями словоизменения и синтаксисом предложения ,он заложил основы учения о синонимах, а Гиппий-грамматики.

      Главным тезисом Протагора был  следующий: Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и несуществующих, в том, что они не существуют. Горгий доказывал в своих трудах, что бытие и небытие-суть одно и тоже. Отсюда делал софистический вывод о том, что вообще ничего не существует, либо существует только небытие. Трасимах и Критий скептически относились к социальной справедливости.

       Но с другой стороны софистика-это  нечестный путь ведения споров, с помощью которого используются уловки, позволяющие обескуражить других, любой аргумент, лишь бы добиться поставленной цели. Протагор говорил: ’’То что я думаю и есть истина’’.Софисты положили начало такой науки как аргументация.

       Софисты создали в Греции небывалый  культ слова и тем самым  превознесения риторики.Язык был  орудием воздействия на сознание.Сразить  противника любым аргументом-стратегия  софистов.

       Софисты были первыми философами,которые  за своё учение брали деньги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.2.Сократ: новое понимание добродетели и открытие индивида как смысл антропологической революции в философии.

      Главным противником софистов был Сократ.Это один из самых известных персонажей древнегреческой философии,чьи идеи стали предметом философских размышлений и дискуссий не только в Древнем мире,но и сейчас.

       Родился он в Афинах между 470 и 469гг. до нашей эры.Жизнь его была яркой,однако сложилась непросто,ибо он был сыном каменотёса и повивальной бабки.О Сократе мы можем узнать лишь из диалогов Ксенофонта и Платона.Мудрейший из всех ничего не написал,так как проповедовал свою философию только в устнои форме,полагая,что только живое слово и непринуждённый диалог смогут донести мысль до слушающего.Афиняне любили Сократа,считали его мудрецом,который победил софистов.

       По натуре это был очень добрый человек.Расхаживая в заплатанном плаще по площади,он любил затевать разговоры с прохожими.И когда его спрашивали почему ты,Сократ,ходишь босой и в таком одеянии ,он отвечал:,,Вы живёте для того,чтобы есть,а я ем для того,чтобы жить’’.Казалось бы,какой простой ответ,но сколько в этих словах мудрости!

        Сократ учил,что есть обязательные  для всех неписанные моральные  законы,но овладеть нравственностью  удаётся лишь немногим,которые  смогли этому научиться и следовать  получённым знаниям .Добродетель,высшее  и абсолютное благо,составляющие  цель человеческой жизни,ибо только  она даёт счастье.

         Люди же часто заблуждаются и поступают безнравственно потому,что просто не знают,что добро,а что зло.Добродетель неотделима от знания,как неотделима и от счастья.Однако Сократ не обещал своим ученикам,что раскроет им истину,ведь он сам говорил о себе:,,Я знаю что ничего не знаю’’.Он лишь предлагал вместе,в дружеской беседе,отыскивать эту истину.Метод обучения-диалектический:путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника последовательно доводятся до абсурда и таким образом выясняется истина,отделяемая от иных,ложных суждении.Сократ исходил из того,что каждый человек уже содержит в себе знания истины,он не осознаёт её,пока предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собою,а следовательно,к признанию собственного невежества,сомнения же в истинности прежних суждений ведёт к самопознанию.Философ любил сравнивать себя с повивальной бабкой,ибо помогал родиться истине.

        Он собирал возле себя большое  количество молодёжи,которая жадно  внимала учениям босого мудреца,но  ирония,с какой он обличал человеческую  глупость,предрассудки,кое-кого раздражала, и в Афинах у него было  много врагов.

         Ему ставили в вину  скептическое  отношение к демократическому  строю Афин.А он лишь ставил  перед собою цель:как добиться  того,чтобы власть в государстве  принадлежала компетентным людям.

          Итак,недовльные,подозрительные,и с опаской относившееся к Сократу,сограждане имели достаточно поводов,чтобы привлечь его к суду за развращение молодёжи и за беззбожие и обречь великого философа на смерть.

           Софисты научили греков рассуждать,но  прочная духовная основа была  утрачена людьми образованными  таким образом:вместе с традицией  пали и духовные ориентиры.Каждый  сам начинает устраивать себе  ориентиры, в зависимости от  своих нужд.

            Всё относительно,мы свободны  резать или не резать,убивать  или не убивать.И народ почувствовал  опасность такой субъективной  свободы.

          Первым человеком,который осознал  противоречие был Сократ.Он размышлял:Что  есть подлинная свобода?Это свобода,которой  дирижирует не рассудок,а разум.Произвол-это  формальная свобода,имеющая бесконечное  единое Основание,а не множество конечных оснований,хотя бы и очень большое множество.

          В диалоге,,Хармид” Сократом поставлена  проблема :поиск целомудрия в  отличии от многомудрия и суемудрия  софистов.Софистический рассудок  не только не видит единого  содержания,но и утверждает,что  целомудрия нет,что истина не  существует.

        Софисты всегда имеют свой  субъективный интерес.Для разумномыслящего  нет субъективного интереса.

        Сократ никогда за своё учение  не брал денег,т.к. в этом  случае размышление стало бы  средством,а не целью.Вот за  это он критикует софистов.

           Резюме:принцип философии Сократа  почти софистический:человек есть  мера всех вещей,но именно как  размышляющий,становлящийся разумным.При  этом разум-способность не врождённая,её  нужно воспитывать.Способ воспитания  разумного мышления-диалог с самим  собой,цель которого достигнуть  заранее не данного единства  формы и содержания или целомудрия.

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Высокая  классика: идеи Платона и Аристотеля. Образ человека.

      Платон родился в Афинах в 427г. до нашей эры.Настоящее имя Аристокл-широкоплечий.А прозвали его в молодости так за мощное телосложение.Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование.Стал учеником Сократа,написал его знаменитые диалоги,что определило всю его жизнь и творчество.

     Платон как великий политический  мыслитель,приложил все усилия  к тому,чтобы разработать проект  государственного устройства,основанного  на справедливости,создав в результате  философию объективного идеализма.

     Учение о государстве,теория идей,этика  и гносеология-основные составляющие  платоновской философии.

      Учения Платона,в особенности  его диалектический метод,оказали  огромное воздействие на развитие  мировой философской мысли и  науки.

      Он также занимался анализом  языка и мышления,проблемой бытия,а  также соотношением единичного  и общего.

      Был он также комическим поэтом,представителем  древнегреческой комедии.В пьесах  Платона чувствуется политическая  направленность и злая,остроумная  критика.

 

      Философия для Платона-это некоторого  рода созерцание истины.Оно является  чисто интеллектуальным,это не  просто мудрость,но любовь к  мудрости.Каждый,кто занимается  каким либо видом творческого  труда,находится в таком состоянии  духа,когда истина или прекрасное  представляется во внезапном  озарении.

       В своём ,,Государстве” Платон  подводит читателя через разные  предворительные рассуждения,чтобы  заставить увидеть мир идей.

       Истинным бытием по Платону,обладает только идея.Идея –это то,что обычно мы называем всеобщим,которое,однако в данном случае берётся не как лишь некоторое свойство конкретной вещи,а как само по себе существующее,как сущность.Сущность представляет  наднебесную область вместе с небесными душами.Он говорит,что душа устремляется туда,где сияют истины и бытие,она воспринимает их и познаёт,а это показывает её разумность.А когда она уклоняется в область смешения со мраком-она тупеет.Это приводит к образу платоновской пещеры.

       Тех,кто лишены философии,можно  сравнить с узниками пещеры,которые  способны видеть лишь в одном  направлении,где в глубине мерцание  зажжённых факелов,которые отбрасывают  тени.Распознать,где тени,а где  реальные предметы-задача Платона.

       Идея-греческое слово( род,вид,форма,образец).Любовь к идеям Платон называет Энтузиазмом.Энтузиазм-есть первое порождение идей,но в разумной развитой форме идеи извлекаются через познание.Мир материальных вещей это только подобие идей.Число идей велико,говорит Платон:идеи математических объектов(треугольников и др.),идеи видов живых существ(идея четвероного),идеи всех нравственных и эстетических качеств.Идеи расположены в иерархическрм порядке,выше всех,а значит ближе к Богу-идея блага.

       Значение блага в философии  Платона своеобразно.Знание и  истина,говорит он,подобны благу,но  благо следует ставить выше.Реальность,в  противоположность видимости является  полным и совершенным благом.Воспринимать  благо,означает воспринимать реальность.

      Платон стремится найти первоначала  мира:такими идеями  являются  для него идеи,материя( как  источник зла),демург(Бог),эрос(как  любовь к идеальному),мировая  душа( по воле которой идеи  соединяются с материей).

Информация о работе Классический период античной философии