Классический период античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:52, реферат

Описание работы

Философия - одна из древнейших сфер духовной жизни. Вся многогранная культура обуславливающая различные цивилизации, существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, в качестве важнейшей составляющей включает в себя ту или иную сумму философских знаний.
Софисты появились и могли появиться только тогда, когда развитие греческой демократии уже сильно размыло те границы, которые существовали между сословиями. Оно таким образом смыло прежние каналы бытового уклада и ценностных установок, ранее не подвергавшихся никакой рефлексии.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Классический период античной философии
1.1.Софисты: переход от онтологической к антропологической проблематике.
1.2.Сократ: новое понимание добродетели и открытие индивида как смысл антропологической революции в философии.
1.3.Высокая классика: идеи Платона и Аристотеля. Образ человека.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 34.88 Кб (Скачать файл)

     Что касается сооотношения  чувственных идей и вещей,Платон  указывает 3 вида:

  1. Во-первых,вещи лишь причастны идеям,т.е. они возникают через причастность особой идеальной сущности.
  2. Во-вторых,вещи стремятся к идеям или подражают идеям.
  3. В-третьих,идеи присуствуют в вещах,благодаря чему вещи становятся похожими на идеи.

Теория  идей представляет важный шаг вперёд в философии,поскольку является первой теорией,которая подчёркивает проблему универсалий.Платон полагал,что  идеи существовали во времени всегда,они  не созданы человеческим разумом, и  истина всегда существовала в былые  времена.

                                Аристотель:онтология и этика.

 

    Аристотель-величайший из древнегреческих  философов,основоположник дуализма, ,,отец” логики,ученик и решительный  противник Платона.Он родился  в 384 году до нашей эры в  Стагире в семье врача.

    Литературная-научная и философская  продуктивность Аристотеля была  чрезвычайно велика.По существу  в его сочинениях охвачены  все отрасли современного философского  и научного знания.

                                               Этика

      Аристотель выделил этику в  особую и притом значительную  проблему философии.С именем Аристотеля  связывают три сочинения по  этике:,,Никомахова этика”, ,,Евдемова  этика” и ,,Большая этика”.

       Основой этики Аристотеля служит  психология.Этика изучает индивидуальное  поведение человека,его политику.Является  по преимуществу социально-политической  этикой т.е. областью знаний,исследующей  нравственные задачи гражданина  и государства,вопросы воспитания  хороших граждан и заботы об  общем благе.

     В древности ,,этика”-учение о нравственности,означала жизненную мудрость, ,,практические” знания относительно того,что такое счастье и каковы средства для его достижения.Этика-это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых,душевных качеств,необходимых ему в первую очередь в общественной жизни,а затем и личной.Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека.Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества.Для него человек –существо общественно-политическое.Этика Аристотеля тесно связана с его политикой,с учением о сущности и задачах государства.

     Согласно Аристотелю,поступки нераздельно  связаны с человеком,с его деятельностью,со  свободным выбором,с общими нравственными  и правовыми нормами граждан  общества.

     Нравственная деятельность направлена на самого человека,на развитие заложенных в нём способностей,особенно его духовно-нравсвенных сил,на совершенствование его жизни,на реализацию смысла своей жизни и назначение.В сфере ,,деятельности”,связанной со свободой воли,человек ,,выбирает”личности,сообразующей своё поведение и образ жизни с нравственным идеалом,с представлениями и понятием о добре и зле,должном и сущем.

    Человек должен родиться со  стремлением к истинной цели,чтобы  хорошо выбрать истинное благо,т.е.  быть благородным.И такой человек  будет владеть прекраснейшим  и совершенным.

      Согласно Аристотелю, в нашей  власти и добродетельность,и порочность, и воздержание.Добродетели-приобретённые  свойства,возникающие при действии,направленном  на отыскание середины.Она середина  между двумя пороками:избытком  и недостатком. 

      Аристотель высоко ценит добродетели  человека:мудрость,мужество,справедливость  и дружбу.

      Философ исходит из того,что  люди не одинаковы по своим  способностям,формам деятельности  и степени активности,поэтому  и уровень счастья или блаженства  разный.

      Этика и политика Аристотеля  изучают один и тот же вопрос:воспитание  добродетелей и формирование  привычек жить добродетельно  для достижения счастья.Для воспитания  добродетельного образа жизни  и поведения одной нравственности  мало,необходимы ещё законы.

                                                    Онтология.

    Учение о бытие стали называть  онтологией-от греч.онтос-учение  о существе или о сущности,бытии,сути.

     Всякое единичное имеет свою  суть,которая постигается умом,а  не чувствами.Такая суть вечна  и в себе неизменна,неподвижна,совокупность  этих сутей образует высший,сверхчувствительный  уровень бытия.

      Сущность-ключ к сущему.Аристотель  говорит,что сущностью признают  субстрат,суть бытия и то,что  из них состоит,а также-всеобщее.

       Сущность-это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: ,,Что есть вещь?''.

       По Аристотелю, для нашего понятия и познания единичное бытие есть сочетание ,,формы'' и ,,материи''.

      Модель бытия Аристотеля воплощается  в четырёх причинах. Его задача: научиться различать объекты и идеи. Суть учения: чтобы определить вещь, необходимо и достаточно знать четыре основания:

  1. Материальные, то из чего состоят вещи, их субстрат.
  2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть.
  3. Действующие или производящие-рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.
  4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопрос: ,,Почему?'' и ,,Для чего?''.

В плане бытия форма-сущность предмета, в плане познания-понятие о предмете. Форма, согласно Аристотелю-это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Форма не существует сама по себе: она как бы оформляет вещи и тогда становится сутью бытия.

     Материя амфорна и бесформенна: она как бы является неопределённым бытием,хотя она и источник вещей,но без формы она не творит вещи. Материя даёт лишь как бы возможность вещи, а её действительность возникает из оформленности материи.

     Возможность-одна из форм существования небытия. Материя может обладать формой, но может быть и лишена её.Лишённость-это и есть небытие.

     Поэтому у Аристотеля ,,форма'' и ,,материя''-два первоначала всего сущего.

     Аристотель всегда связывает  движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Высшее, безусловно единство действительности и возможности, всеобщее тождество энергии мышления и дела, осуществляемое им, Аристотель называет энтелехией. Форма уже наперёд содержит то, что должно возникнуть. Это-ум, его содержание есть цель, идея, которая осуществляется посредством деятельности творца, замыслившего что-то и реализующего свой замысел. Понятие энтелехии вносит в движение теологический характер. Теологизм Аристотеля находит своё высшее развитие в его учении о Перводвигателя. Движение вечно и поэтому должно существовать нечто, что приводит в движение все тела. Это и есть первый Двигатель. Без первого Двигателя не может быть никаких других двигателей, не может быть никакого движения. Перводвигатель есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, Перводвигатель не обладает ,,материей'', в нём нет костного, он есть чистая форма-цель. Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений, Перводвигатель мира есть, согласно мысли Аристотеля, Бог.

      В этом акте соединяются понимание  и понимаемое. Мысль понимаемое в субстанцию. Следовательно, сама жизнь предстаёт в форме созерцательной активности разума. Высшее её воплощение-Бог как неподвижный Двигатель, сверхчувственная субстанция, чистый акт, мышление о мышлении. Бог- не действующая причина.Мир не сотворён Богом, ибо в таком случае до акта творения должна была быть потенция-хаос. Универсум Аристотеля вечен, Бог, оставаясь неделимым, неизменным и бесстрастным, лишь двигает его к совершенству.

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы:

1.Чанышев,  А.И. Курс лекций по древней  и средневековой философии: Учебное  пособие для вузов./ А.И. Чанышев.  – М.: Высшая школа, 2007

         2.Аристотель. Сочинения в 4 томах. Т.2. М.: Мысль, (Философское наследие).

         3.Платон. Диалоги.- М.: Мысль,- Философское наследие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Классический период античной философии