Классификация наук у Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

Аристотель родился в полисе Стагира в семье известного врача Никомаха в 384 году до нашей эры. Его отец был придворным врачом македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать высокое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Возможно, именно из-за профессии отца Аристотель впоследствии так много времени посвятил естественно - научным занятиям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3 – 4
Классификация наук у Аристотеля………………………………………..5 – 14
Заключение………………………………………………………………….15
Список используемой литературы………………………………………...16
Приложение «Схема классификации наук у Аристотеля»………………17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

«Классификация наук у Аристотеля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….3 – 4

Классификация наук у Аристотеля………………………………………..5 – 14

Заключение………………………………………………………………….15

Список используемой литературы………………………………………...16

Приложение «Схема классификации  наук у Аристотеля»………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Аристотель  родился в полисе Стагира в  семье известного врача Никомаха в 384 году до нашей эры. Его отец был  придворным врачом македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать высокое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Возможно, именно из-за профессии отца Аристотель впоследствии так много  времени посвятил естественно - научным  занятиям.

Семнадцатилетним  юношей Аристотель приехал в Афины  и стал слушателем Академии Платона. Он оставался там до самой смерти учителя – двадцать лет, сначала  как ученик, а затем и преподаватель. В Академии он быстро выдвинулся среди  других академиков, причем в силу своей  одаренности он не стал простым продолжателем  платоновских идей. У него возникали  теоретические расхождения с  учителем, еще при жизни Платона  он выдвигал самостоятельные идеи, с которыми Платон не соглашался. В  конце концов Аристотель создал свою оригинальную философскую систему, которая вовсе не была похожа на платоновскую. Именно Аристотель произнес знаменитую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».

После смерти Платона Аристотель покинул Афины, жил в различных греческих  полисах, а 343 г. до н.э. Филипп Македонский  пригласил его воспитателем к  своему тринадцатилетнему сыну Александру – будущему прославленному полководцу, чья держава раскинется до самой  Индии. Когда Александр стал царем  Македонии, Аристотель вновь вернулся в Афины.

К этому  времени Аристотель написал много  трактатов на различные темы: «О философии» (этот диалог до нас не дошел), «Протрептик» (какова была литературная форма этого произведения, неизвестно), «Методика» (это сочинение в 8 книгах до нас не дошло), «Метафизика», «О душе», «Категории», «Физика», «Риторика», «Политика», «О небе» и др. Стиль мышления Аристотеля совсем не походил на платоновский. Это был не мечтатель, не поэт, не творец мифов, это был человек  с систематическим складом ума, естествоиспытатель. Он занимался разными науками, создал первую классификацию живых существ, положив начало биологии, изучал человеческие эмоции и стал основателем психологии, сформулировал основные законы логики, которые и до сих пор преподаются в школах и университетах и т.д. Один только перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области знания того времени, но и произведена его классификация, - впервые из философии как таковой были выделены специальные науки. Аристотель строил науку как единую систему.

Поэтому, неудивительно, что он, по примеру  своего учителя. Тоже основал в Афинах школу, получившую название Ликей. Все  современные лицеи ведут свою историю именно от школы Аристотеля, посвященной Аполлону Ликейскому (отсюда и название). Школа располагалась  в саду и Аристотель имел обыкновение  беседовать с учениками, прогуливаясь по дорожкам. Поэтому Ликей прозвали перипатетической школой, а учеников

Аристотеля  – перипатетиками, что в переводе с греческого означает «прогуливающиеся».

Скоропостижная  смерть Александра Македонского вызвала  во многих греческих городах антимакедонские  волнения. Аристотель, связь которого с македонским двором была очевидна, был обвинен в богохульстве. Не дожидаясь суда, он переда управление Ликеем одному из своих последователей, уехал из Афин и в 322 г. до н.э. умер.

          Аристотелевская система наук на многое столетия определила ход научного развития; содержавшееся в ней разделение наук продолжило господство аристотелевской философии на очень долгое время

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация наук у Аристотеля.

 

         Каждое сочинение Аристотеля – «Метафизика», «Этика», «Физика», «Политика» и др. – начинается с изложения и критического разбора теорий, уже созданных его предшественниками. Тщательно отбирая и суммируя положительное знание, подтвержденное предшествующим философским развитием, Аристотель пришел к выводу, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей. «…Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда, ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это собирается вместе, получается заметная величина».

Из обзора истории философской  борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э.

        Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии, софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев достигала значительных научных результатов.

Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить  единую систему наук, включающую в  себя все известные в то время  отрасли знания.

        Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет «дело с тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную область, они занимаются этой областью…».

        Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У «творческих» наук «источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает».

        Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей».

        «Теоретические науки» Аристотель разделяет на «первую философию», математику и физику. Физика изучает состояние тел в природе и определенные «материи». Математика изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. Поскольку же свойства тел «отмежеваны от всего телесного, они составляют предмет изучения философа-метафизика».

        «Первая философия» обнаруживает неизменные «начала» сущего.

Логика же не входит в эту классификацию, ибо она есть пропедевтика ко всем наукам, их методология. Таким образом, за аристотелевским делением наук стоит  социальное деление общества: искусства  – это дело ремесленников, наука  – дело мудрецов, практика – дело политиков. Поэтому практические и  творческие «науки» ниже теоретических («умозрительные (теоретические дисциплины) выше созидающих»). Занятие умозрительными науками – форма интеллектуального  времяпрепровождения господ.

        Непоследовательность аристотелевской классификации наук выражается, прежде всего, в чрезмерном противопоставлении «первой философии» как науки о сущности всем остальным наукам, изучающим бытие, в отделении «первой философии» от других наук. Кроме того, отдельные науки не рассматриваются Аристотелем как находящиеся в глубокой необходимой связи друг с другом; связь эта у Аристотеля часто получает субъективное обоснование путем введения критерия «ценности» объекта познания.

        Несмотря на непоследовательность классификации наук, данной Аристотелем, синтез знания, осуществленный им, поистине грандиозен. В греческой науке впервые встречается столь всеобъемлющая и плодотворная попытка создать единую систему наук.

Метафизика или «первая философия».

Философией  в античности называлось любое теоретическое  знание, но Аристотель впервые попытался  выделить предмет собственно философии. Он называл ее «первой философией». В отличие от физики, изучающей  реальный мир наблюдаемых предметов, и математики, которая имеет дело с абстракциями в человеческом мышлении, «первая философия» занимается принципами бытия. Ведь Аристотель – все-таки ученик Платона, поэтому для него тоже было очевидно, что видимые явления  и предметы суть проявления неизменных духовных сущностей, что мир, кроме  «поверхности», имеет «подкладку», и вот изучением этой «подкладки»  и должна по его мысли заниматься «первая философия».

А при  чем здесь слово «метафизика» ? Дело в том, что в середине І  века до н.э. в городе Александрии  ученый Андроник Родосский отредактировал сохранившиеся аристотелевские  сочинения и собрал их в книги. Получилось так, что несколько близких  по тематике фрагментов он соединил вместе и поместил в книге вслед за разделом «Физика». Так и появилось  слово «метафизика» - по-гречески это  означает «то, что идет за физикой». Но поскольку эти собранные воедино  отрывки говорили о предмете «первой  философии», термином «метафизика» стали  обозначать учение о вечных началах и принципах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых предметов и постигаемых только с помощью разума.

Математика.

        Если первая философия рассматривает, прежде всего, и главным образом неподвижные и обособленные от материи предметы, первые сущности, формы, то «у математики некоторые отрасли имеют дело с объектами неподвижными, но такими, пожалуй, которые не существуют отдельно, а даются в материи». Аристотель различает «общую математику» и геометрию и астрономию. Последние занимаются отдельными областями сущего, тогда как «общая математика имеет отношение ко всем». Мысль об универсальности математики не получила, однако, развития у Аристотеля.

        В центре внимания мыслителя основной вопрос философии математики – вопрос о природе числа, который он формулирует так: «Если существуют математические предметы, то они должны либо находиться в чувственных вещах, как утверждают некоторые, либо быть отдельно от чувственных вещей (и это тоже некоторые говорят); а если они не существуют ни тем, ни другим путем, тогда они либо вообще не существуют, либо существуют в ином смысле: таким образом, в этом последнем случае спорным у нас будет уже не то, существуют ли они, но каким образом они существуют». По мнению Стагирита, математические предметы не существуют ни отдельно от чувственных вещей, ни в самих чувственных вещах.

        При этом точка зрения Аристотеля своего рода отрицание отрицания. Пифагорейцы не отделяли числа от вещей, а вещи – от чисел, они их отождествляли, для чего геометризировали их (зародыш аналитической геометрии); например, число 21 – это треугольник с длиной сторон в шесть единиц, телесных монад, ибо из стольких монад можно сложить эту фигуру (если единицы заполнят ее сплошь). Впервые отделили числа от вещей Платон и его последователи – «академики» Спевсипп, Ксенократ и другие. Они превратили числа в самостоятельные сущности, первичные по отношению к вещам. В последний период своей деятельности Платон превращал в числа и сами идеи, и даже материю: «Материя, которая получает определения через идеи при образовании чувственных вещей и определения через единое при образовании идей, эта материя есть двоица (пара), большое и малое». Аристотель же вернул числа в вещи, но не по-пифагорейски, не путем отождествления того и другого: в вещах находятся не сами числа, а такие их свойства, которые путем абстрагирующей работы мышления становятся в человеческом сознании числами.

 

Физика.

К физике Аристотель относил все естественно-научные  вопросы – от теории элементов  и движения, структуры космоса  до биологии и психологии. Земля, по Аристотелю, шарообразна, это центр  Вселенной, ограниченный в пространстве и бесконечный во времени; вокруг Земли вращаются небесные сферы, в которых закреплены планеты  со звездами. Те сферы, что находятся  к Земле ближе Луны, - это подлунный  мир, дальше – надлунный мир. Эта  аристотелевская картина космоса  была позднее воспринята христианскими  учеными и господствовала на протяжении всего Средневековья.

Четыре  элемента – земля, огонь, вода и воздух – образуют весь подлунный мир. В  космических сферах, которые находятся  выше Луны (надлунный мир), материя  иная, она образована пятым элементом  – эфиром, который заполняет все  мировое пространство выше Луны. Из него состоят и звезды.

Учение о душе.

У Аристотеля есть замечательное выражение: «Друг  – это одна душа, живущая в  двух телах». Поэтическая фраза передает понимание дружбы философом. Но в  рассуждениях о сущности души Аристотель уже не был столь поэтичен, а  рассуждал как ученый своего времени. В противовес представлениям о душе, как особом начале, Аристотель учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации. Такой  подход придал его психологии биологическую  ориентацию. Будучи принципом жизни  и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей):

1) растительная («питающая и размножающая») функция  души свойственна растениям;

2) движущая  функция – животным;

3) разумная  – человеку.

Поскольку человек не только думает, но и ест, и двигается, а животные – не только двигаются, но и питаются, то высшие функции по Аристотелю, возникали на основе низших, включали в себя предыдущие стадии развития.

Движущей  силой поведения философ признал  стремление к удовольствию. Если какие-то поступки привели к получению  удовольствия, организм стремится вновь  их воспроизвести: так животные и  люди учатся себя вести определенным образом. Каждой ситуации соответствует  определенная «правильная» реакция, связанная  с поступком. Человек поступает  дурно, когда эта реакция является либо избыточной, либо недостаточной. Оптимальный способ поведения необходимо вырабатывать опытом, научением. Благодаря  повторяющимся поступкам формируется  характер.

Как видно, в отличие от Платона его ученик уже не говорил о переселении  душ, а вполне естественно-научно подходил к этому вопросу.

Информация о работе Классификация наук у Аристотеля