Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:17, реферат
Аристотель родился в полисе Стагира в семье известного врача Никомаха в 384 году до нашей эры. Его отец был придворным врачом македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать высокое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Возможно, именно из-за профессии отца Аристотель впоследствии так много времени посвятил естественно - научным занятиям.
Введение…………………………………………………………………….3 – 4
Классификация наук у Аристотеля………………………………………..5 – 14
Заключение………………………………………………………………….15
Список используемой литературы………………………………………...16
Приложение «Схема классификации наук у Аристотеля»………………17
Логика.
Обойти вниманием логику Аристотеля – значит не сказать об очень важной части его философии, оказавшей огромное влияние на развитие человеческой мысли. Аристотель сформулировал ряд правил, следуя которым можно было прийти к истинным суждениям. Основой для таких правил стал силлогизм – форма умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание (вывод). Например:
Все люди смертны (первая посылка)
Сократ – человек (вторая посылка)
Следовательно, Сократ смертен (вывод)
Аристотель рассмотрел различные виды силлогизмов, а главное показал, в каком случае из истинных посылок можно сделать истинные заключения. Ведь софисты тоже пользовались силлогизмами, но приходили к абсурдным выводам, потому что совершали логические ошибки в их построении.
Силлогизм – это дедуктивное рассуждение, где свойство быть истинным передается от более общего высказывания к менее общему. Действительно, логика Аристотеля носила прежде всего дедуктивный характер. Ее влияние определило на века строгость научных рассуждений. Научные доказательства содержали, как правило, дедуктивный вывод, и своеобразным эталоном для этого стала математика.
В своих логических трактатах Аристотель обстоятельно исследовал теорию умозаключений и доказательств, сформулировал основные законы мышления, в том числе закон тождества, закон противоречия и закон исключения третьего, согласно которому нельзя сформулировать два противоречащих друг другу суждения так, чтобы они оба были истинными.
Этика и политика.
Эти разделы
у Аристотеля взаимосвязаны: этика
рассматривает благо и
Высшее
человеческое благо Аристотель определил
как счастье, однако он сам говорил,
что разные люди по-разному его
понимают: то ли счастье заключено
в материальных благах, то ли в уважении
и почете, то ли в добродетельной
жизни. Получается, что счастье –
это такое состояние души, когда
ее «нрав» (характер) и умственные способности
находятся в гармонии и проявляют
себя полнее всего. Значит, для счастья
нужны не только добродетели, но и
материальные блага: здоровье, жилище,
одежда, деньги и т.п. Аристотель вовсе
не призывал к отказу от телесных удовольствий,
но предостерегал: эти удовольствия
и обладание материальными
В учении об обществе и государстве Аристотель исходил из понимания человека как «животного политического», то есть такого животного, для которого естественна жизнь в кругу себе подобных, в обществе. Аристотель не был согласен с платоновской идеей упразднения семьи и частной собственности. Он настаивал в этом вопросе на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства. Более того, его аргумент против отмене частной собственности на протяжении многих веков в разных видах повторялся критиками коммунизма: если не будет частной собственности, не будет заинтересованности людей в труде и общество перестанет развиваться.
Философ выделил три основных принципа государственного устройства: власть одного, власть немногих и власть большинства. Но каждая форма может существовать как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Например власть одного может нести и благо, и зло. То же относится и к другим принципам государственного устройства. В результате Аристотель выделил 6 форм государства:
Принцип правления |
«Правильная» форма |
«Неправильная» форма |
Власть одного |
Монархия |
Тирания |
Власть немногих |
Аристократия |
Олигархия |
Власть большинства |
Полития |
Демократия |
Все «правильные» формы
Классификация животных.
В биологии
Аристотель является отцом
Психология.
Психология
Аристотеля (а ему принадлежит
первый в истории науки
Политика.
Политические
взгляды Аристотеля изложены
в «Политике», примыкающей к его
«Этике». Обе работы
Аристотеля нельзя понять без учета того, что она подчинена этике.
Сущность политики Аристотель раскрывает через ее цель, а она, по мнению философа, самая высокая – воспитательная и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, «цель политики – благо, притом справедливое, то есть общее благо».
Аристотель
подчеркивает, что понятие государства
определяется разнообразно и
что существует много форм
государства с различными
«Политическое
устройство есть тот порядок,
который лежит в основании
распределения государственных
властей и определяет собою
как верховную власть в
Государство
состоит из разных людей,
Заключение.
Маркс называл Аристотеля «Александром Македонским греческой философии…». Это сравнение имеет глубокий исторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широких обобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью весь античный мир. Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Труды Аристотеля – важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательный материал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеля одним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии. Все области знания, с которыми соприкасался Аристотель, - политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, теория познания, метафизика – получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид. Стремясь найти единство и систему в многообразии бытия, он в то же время старался раскрыть пути превращения бытия из одного вида в другой, старался обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения бытия. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую голову среди греческих философов.
Список используемой литературы.