Классификация наук у Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

Аристотель родился в полисе Стагира в семье известного врача Никомаха в 384 году до нашей эры. Его отец был придворным врачом македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать высокое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Возможно, именно из-за профессии отца Аристотель впоследствии так много времени посвятил естественно - научным занятиям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3 – 4
Классификация наук у Аристотеля………………………………………..5 – 14
Заключение………………………………………………………………….15
Список используемой литературы………………………………………...16
Приложение «Схема классификации наук у Аристотеля»………………17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Логика.

Обойти  вниманием логику Аристотеля – значит не сказать об очень важной части  его философии, оказавшей огромное влияние на развитие человеческой мысли. Аристотель сформулировал ряд правил, следуя которым можно было прийти к истинным суждениям. Основой для  таких правил стал силлогизм –  форма умозаключения, в которой  из двух высказываний (посылок) следует  новое высказывание (вывод). Например:

Все люди смертны (первая посылка)

Сократ  – человек (вторая посылка)

Следовательно, Сократ смертен (вывод)

Аристотель  рассмотрел различные виды силлогизмов, а главное показал, в каком  случае из истинных посылок можно  сделать истинные заключения. Ведь софисты тоже пользовались силлогизмами, но приходили к абсурдным выводам, потому что совершали логические ошибки в их построении.

Силлогизм – это дедуктивное рассуждение, где свойство быть истинным передается от более общего высказывания к менее  общему. Действительно, логика Аристотеля носила прежде всего дедуктивный  характер. Ее влияние определило на века строгость научных рассуждений. Научные доказательства содержали, как правило, дедуктивный вывод, и своеобразным эталоном для этого стала математика.

В своих  логических трактатах Аристотель обстоятельно исследовал теорию умозаключений и  доказательств, сформулировал основные законы мышления, в том числе закон  тождества, закон противоречия и  закон исключения третьего, согласно которому нельзя сформулировать два  противоречащих друг другу суждения так, чтобы они оба были истинными.

Этика и политика.

Эти разделы  у Аристотеля взаимосвязаны: этика  рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика – благо  человеческого сообщества, государства.

Высшее  человеческое благо Аристотель определил  как счастье, однако он сам говорил, что разные люди по-разному его  понимают: то ли счастье заключено  в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Получается, что счастье –  это такое состояние души, когда  ее «нрав» (характер) и умственные способности  находятся в гармонии и проявляют  себя полнее всего. Значит, для счастья  нужны не только добродетели, но и  материальные блага: здоровье, жилище, одежда, деньги и т.п. Аристотель вовсе  не призывал к отказу от телесных удовольствий, но предостерегал: эти удовольствия и обладание материальными вещами желательны лишь в той мере, в  какой они не мешают духовному  развитию личности. Действительно, если человек болен, едва ли он сможет упражняться  в добродетели, ему будет не до этого, а если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. поэтому  телесное благополучие необходимо, но в обладании материальными благами  важна «золотая середина», мера. И  мера в этом у каждого своя –  как у каждого из нас различен аппетит.

В учении об обществе и государстве Аристотель исходил из понимания человека как  «животного политического», то есть такого животного, для которого естественна жизнь в кругу себе подобных, в обществе. Аристотель не был согласен с платоновской идеей упразднения семьи и частной собственности. Он настаивал в этом вопросе на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства. Более того, его аргумент против отмене частной собственности  на протяжении многих веков в разных видах повторялся критиками коммунизма: если не будет частной собственности, не будет заинтересованности людей в труде и общество перестанет развиваться.

Философ выделил три основных принципа государственного устройства: власть одного, власть немногих и власть большинства. Но каждая форма  может существовать как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Например власть одного может нести  и благо, и зло. То же относится  и к другим принципам государственного устройства. В результате Аристотель выделил 6 форм государства:

Принцип правления

«Правильная» форма

«Неправильная» форма

Власть одного

Монархия

Тирания

Власть немногих

Аристократия

Олигархия

Власть большинства

Полития

Демократия


        Все «правильные» формы правления  Аристотель приветствовал и считал  пригодными для эффективного  управления государством, хотя сам  склонялся к аристократии. При  аристократии, считал он, правят  лучшие, достойные люди, и их несколько,  поэтому они могут корректировать  ошибки друг друга.

Классификация животных.

        В биологии  Аристотель является отцом зоологии, а не ботаники (отцом которой  был Теофраст). В биологических  (точнее – зоологических) работах  Аристотеля упомянуто и описано  более пятисот видов животных  – цифра для того времени  громадная. Аристотелю принадлежит  первая в истории науки классификация  и систематизация животных.

 

Психология.

        Психология  Аристотеля (а ему принадлежит  первый в истории науки психологический  трактат «О душе», так что  Аристотеля можно считать и  родоначальником психологии) занимает  в мировоззрении этого великого  мыслителя, в сущности, центральное  место, поскольку душа, по представлению  Стагирита, связана, с одной  стороны, с материей, а с другой  – с Богом. Поэтому психология  – и часть физики, и часть  теологии (первой философии, метафизики). По своему предмету психология (в своей физической части)  совпадает с биологией. Обе  науки изучают живое, но биология  изучает его в аспекте формальной  и материальной причин, а психология  – целевой и движущей, а это  и есть душа.

Политика.

        Политические  взгляды Аристотеля изложены  в «Политике», примыкающей к его  «Этике». Обе работы составляют  единое целое. О политике и  политических устройствах Аристотель  говорит уже в «Этике». В  «Политике» же он опять возвращается  к вопросу о добродетелях и  рассматривает нравственные задачи  политики и государства. Политику

Аристотеля нельзя понять без учета  того, что она подчинена этике.

Сущность политики Аристотель раскрывает через ее цель, а она, по мнению философа, самая высокая – воспитательная и состоит в том, чтобы придать  гражданам хорошие качества и  сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, «цель политики –  благо, притом справедливое, то есть общее  благо».

        Аристотель  подчеркивает, что понятие государства  определяется разнообразно и  что существует много форм  государства с различными политическими  устройствами. «Политика» Аристотеля  начинается словами: «Всякое государство  представляет собой некоторую  форму общежития». Но общежитие  – это род, государство лишь  один, хотя и главный, вид общежития; «государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством».

        «Политическое  устройство есть тот порядок,  который лежит в основании  распределения государственных  властей и определяет собою  как верховную власть в государстве,  так и норму всякого в нем  общежития». Аристотель различает  в политическом устройстве три  части: законодательную власть, административную  и судебную.

        Государство  состоит из разных людей, знатоков  своего дела, ибо «один человек  наилучшим образом может исполнить  только одно дело». Далее государство  состоит из семей, которые также  различаются друг от друга.  Аристотель выделяет также в  государстве благородных и неблагородных,  богатых и бедных, воспитанных  и невоспитанных, свободных и  рабов (но рабы не часть государства). Государство состоит из граждан,  оно есть ничто иное, как масса  граждан. Аристотель определяет  гражданина как того, кто участвует  в суде и в управлении. Это  абсолютное понятие гражданин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

        Маркс называл Аристотеля «Александром Македонским греческой философии…». Это сравнение имеет глубокий исторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широких обобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью весь античный мир. Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Труды Аристотеля – важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательный материал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеля одним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии. Все области знания, с которыми соприкасался Аристотель, - политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, теория познания, метафизика – получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид. Стремясь найти единство и систему в многообразии бытия, он в то же время старался раскрыть пути превращения бытия из одного вида в другой, старался обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения бытия. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую голову среди греческих философов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

 

  1. Основы философии О.Д.Волкогонова, Н.М. Сидорова, Изд. «Форум» - ИНФРА-М 2008 год
  2. История философии в кратком изложении  И.И. Богута, М.: Мысль, 1991
  3. Этика Аристотеля  Гусейнов А.А.,  М.: Знание, 1984 год
  4. П.В. Алексеев, А.В. Панин «Философия: Учебник для ВУЗов». Москва, «ТЕИС», 1996 г.
  5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
  6. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.

 


Информация о работе Классификация наук у Аристотеля