Когнетивные функции животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 23:25, реферат

Описание работы

Термин «когнитивные», или «познавательные» процессы употребляется для обозначения тех видов поведения животных и человека, в основе которых лежит не условнорефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, формирование внутренних (мысленных) представлений (знаний - «cognition») о событиях и связях между ними.
Изучение мышления составляет одну из актуальных проблем современных наук о поведении животных, поскольку только оно служит источником данных для реконструкции процесса возникновения и развития этой когнитивной функции на ранних этапах антропогенеза.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3
Основная часть. Когнетивная этология как наука………………..4
Исторические начала……………………………………………….6
Проявление когнетивной деятельности животных………………10
Латентное обучение…………………………………………11
Пространственное обучение………………………………..12
Заучивание последовательности стимулов………………..18
Обучение «выбор по образцу»……………………………..20
Заключение…………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

ref_filosofia.docx

— 44.48 Кб (Скачать файл)

Российский государственный университет

нефти и газа им. Губкина

Факультет Геологии и геофизики нефти и  газа

магистерская  подготовка

 

 

 

 

Реферат по истории и философии науки 

на тему: «Когнетивные функции животных»

 

 

 

 

 

 

Выполнил  магистрант группы ГНМ-11-04

Косинов Р.С.

 

 

 

 

Москва, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение…………………………………………………………….3
  2. Основная часть. Когнетивная этология как наука………………..4
  3. Исторические начала……………………………………………….6
  4. Проявление когнетивной деятельности животных………………10
    • Латентное обучение…………………………………………11
    • Пространственное обучение………………………………..12
    • Заучивание последовательности стимулов………………..18
    • Обучение «выбор по образцу»……………………………..20
  1. Заключение…………………………………………………………22
  1. Список использованной литературы……………………………..23

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Термин «когнитивные», или «познавательные»  процессы употребляется для обозначения тех видов поведения животных и человека,  в основе которых лежит не условнорефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов,  формирование внутренних (мысленных) представлений (знаний - «cognition») о событиях и связях между ними.

Изучение  мышления составляет одну из актуальных проблем современных наук о поведении  животных, поскольку только оно служит источником данных для реконструкции  процесса возникновения и развития этой когнитивной функции на ранних этапах антропогенеза.

В своей работе я хочу отразить  основные методы изучения в лабораторных условиях различных когнитивных процессов животных,  методов изучения способностей животных к обучению и общих характеристик и аспектов формирования этих процессов.

 

 

  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 

КОГНЕТИВНАЯ ЭТОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Когнити́вная этоло́гия (лат. Cognitio — знание) занимается изучением интеллекта животных. Под интеллектом понимают — способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

«Когнитивный» означает «процесс познания». К когнитивным процессам относится восприятие, запоминание, переработка информации, принятие решений.

Современные представления о высших психических функциях животных основаны на разноплановом комплексе знаний, почерпнутых как из экспериментов  учёных разных направлений, так и  из наблюдений за поведением в природной  среде обитания.

Когнитивная этология является относительно новой междисциплинарной наукой, вокруг которой ещё недавно существовали критические мнения относительно научного статуса

Наблюдения этологов внесли существенный вклад в современные представления  о проявлениях сознания в поведении  животных. Благодаря систематическим  исследованиям поведения животных разных видов в естественной среде  обитания накапливались данные о  том, что разум действительно  играет реальную роль в обеспечении  адаптивности поведения.

Благодаря работам этологов были собраны  убедительные свидетельства того, что  акты мышления проявляются у обезьян  не только в обстановке эксперимента, но действительно, играют реальную роль в их естественном поведении в  природе и обеспечивают успех  в нестандартных ситуациях, для  которых, согласно определению А.Р. Лурия, "нет готового решения". Эти данные особенно актуальны, поскольку  до сих пор бытует представление  о том, что сложные формы когнитивной  деятельности высших животных — порождение условий неволи, которые якобы стимулируют их развитие.

Регулярные наблюдения за поведением животных в привычной для них  среде обитания привели к представлению  о том, что для некоторых животных, в частности для антропоидов, характерно "рассудочное поведение, т.е. умение планировать, предвидеть, выделять промежуточные цели и искать пути их достижения, вычленять существенные моменты данной проблемы"

Одна из самых  интересных нерешенных проблем когнитивной  этологии связана с исследованием  взаимодействия «встроенных»,

наследственно обусловленных, стереотипов  поведения с навыками,

основанными на индивидуальном и социальном опыте, и со способностями применять  результаты этого взаимодействия в  новых ситуациях.       Животные разных видов демонстрируют способности к чрезвычайно сложным формам когнитивной деятельности, но в пределах весьма узких доменов. Когнитивное поведение формируется на основе набора возможностей, к которым относятся видоспецифическая фильтрация стимулов, врожденные склонности к образованию одних ассоциативных связей и запрет на образование других, набор генетически обусловленных стереотипов, ранний опыт. Видотипические ограничения формируют специализированное развитие когнитивных способностей у животных.

Этот вопрос этологии очень  интересен на мой взгляд, ведь изучение интелекта животных поможет нам  действительно понять как именно произошел человек. Было ли развитие  человекообразных обезьян постепенным  или же случилась некая мутация, которая за короткое время привела  к возникновению вида Homo Sapiens? Этот вопрос до сих пор порождает споры. Одно мы знаем точно, что животные способны мыслить. Например, мы видим разумное поведение дельфинов, которые могут общаться между собой. Есть умные собаки-поводыри и др. Как же они это делают изучатеся на многих экспериментах и доказывается уже давно. 

ИСТОРИЧЕСКИЕ  НАЧАЛА

Заинтересованность интелектом животных была у людей еще с давних времен, но, как правило, люди не придавали  этому научный характер. 

И лишь в 19 веке появились первые научные  рассуждения по этому поводу.

Немецкий ученый Герман Реймарус допускал наличие у животных действий, которые можно сопоставить с разумным поведением человека. Реймарус, так же как и его современники и предшественники включал в эту категорию, прежде всего способность к подражанию и обучению.

О наличии у животных интеллекта и эмоций впервые высказался Ч. Дарвин, считавший, что, наряду с инстинктами  и ассоциациями, они обладают и  «способностью к рассуждению». Дарвин полагал, что зачатки разума («способность к рассуждению» — анг. reasoning) так же присущи многим животным, как инстинкты и способность к формированию ассоциаций (то есть к обучению).

В 1872 году Ч. Дарвин опубликовал книгу  «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом  в понимании связи биологических  и психологических явлений, в  частности, организма и эмоций. В  ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного  и человека непроходимой пропасти не существует

Об эволюционном процессе высказывался также друг и единомышленник Дарвина, Джон Роменc (1848—1894). Наибольшую известность  получила его книга «Ум животных» (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность  развития психики на всех уровнях  эволюционного процесса.

А. Н. Северцов по вопросу эволюции поведения и рассудочной деятельности животных в своей книге «Эволюция и психика» (1922) полагал, что у животных помимо инстинктов и простых условных рефлексов существует тип поведения, который может быть охарактеризован как разумный. Северцов также считал, что данный тип поведения прогрессивно развивается в эволюционном ряду и является важнейшим фактором эволюционного процесса.

Эти некогда революционные предположения  об эволюционном процессе подтверждены многочисленными исследованиями лишь совсем недавно, за последние 15—20 лет.

Стоит заметить, ещё до недавнего  времени мышление животных практически  не было предметом отдельного рассмотрения в пособиях по поведению животных, высшей нервной деятельности, а также  зоопсихологии. Если же авторы затрагивали  эту проблему, то старались убедить  читателей в слабом развитии их рассудочной  деятельности и наличии резкой (непроходимой) грани между психикой человека и  животных. К. Э. Фабри, в частности, в 1976 году писал:

 

«Интеллектуальные способности обезьян, включая антропоидов, ограничены тем, что вся их психическая деятельность имеет биологическую обусловленность, поэтому они неспособны к установлению мысленной связи между одними лишь представлениями и их комбинированием в образы».

 

Э. Л. Торндайк исследовал множество видов животных. Он пришёл к следующему заключению:

 

Формально краб, рыба, черепаха, собака, кошка, обезьяна и младенец обладают очень сходным интеллектом и характером, которые представляют собой систему связей, изменяющуюся согласно законам упражнения и эффекта.

 

Марк Хойзер в книге «Дикий разум» занимает позицию «здорового скептицизма» по отношению к многочисленным доказательствам  эмоциональных и интеллектуальных способностей животных. Рассматривая проблему с эволюционной точки зрения, он доказывает, что мозг любого животного  неизбежно сталкивается с аналогичными проблемами, а стало быть, каждый вид имеет свой собственный «набор ментальных инструментов» для переработки информации об объектах, числах и пространстве. В зависимости от этого и различаются виды. Случай же homo sapiens — пример беспрецедентного усложнения мышления. Таким образом, заключает Хойзер,

 

Мы живем на планете вместе с другими разумными существами… И хотя человеческий разум оставил на планете свой характерный след, мы не одни участвуем в этом процессе.

 

Олег Кришталь, академик Национальной академии наук Украины (НАНУ), президент  Национального общества нейронаук  замечает:

И мы, и животные мыслим и испытываем эмоции. Долгое время животным отказывали в праве  на сознание, считая их, по сути, «живыми  роботами», действующими по принципу «акция – реакция», в «лучшем случае»  способными вырабатывать рефлексы. Сейчас эта «ересь бихевиоризма» преодолена.

Руководитель лаборатории физиологии и генетики поведения биологического факультета МГУ доктор биологических  наук Зоя Александровна Зорина:

Уникальные  способности человека, его мышления действительно имеют биологические  предпосылки. И между психикой человека и психикой животных нет той непр

оходимой  пропасти, которую долгое время как-то по умолчанию приписывали и подразумевали. Причем еще в середине XIX века Дарвин об этом говорил, что разница между  психикой человека и животных, как  бы она ни была велика, это разница  в степени, а не в качестве.

В своей работе «Сломать клетку: о  правах животных» профессор Гарвардского университета Стивен Вайз отмечает:

Ни один другой живой вид на Земле не достиг той  ступени развития, на которой находится homo sapiens, животные не умеют писать музыку, решать геометрические задачи и строить  космические ракеты, но не только люди умеют мыслить, любить, тосковать, обижаться, одним словом, чувствовать и переживать. Не только люди выработали коммуникативные навыки и нормы поведения, не только у людей есть мораль и эстетические чувства.

 

 

 

 

ПРОЯВЛЕНИЕ КОГНЕТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ

  Итак, понятие «когнитивная деятельность животных» включает способность к разным  видам обучения и элементы довербального мышления:

  1. латентное обучение;
  2. обучение, основанное на представлениях о: 
                   - пространстве; 
                   -порядке стимулов;  
                   -времени;  
                  -числе.
  3. выбор по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛАТЕНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

По определению  У.Торпа,  латентное обучение – это «…образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления.

Элементы  латентного обучения присутствуют практически  в любом процессе обучения,  но могут быть выявлены только в специальных  опытах.

В естественных условиях латентное обучение возможно благодаря исследовательской активности животного в новой ситуации.  Оно обнаружено не только у позвоночных.  Эту или исходную способность  для ориентации на местности используют,  например,  многие насекомые.  Особенно хорошо латентное обучение изучено  у перепончатокрылых.  Так,  пчела  или оса,  прежде чем улететь  от гнезда,  совершает «рекогносцировочный» полет над ним,  что позволяет  ей фиксировать в памяти «мысленный план» данного участка местности.

Наличие такого «латентного знания» выражается в том, что животное,  которому предварительно дали ознакомиться с  обстановкой опыта,  обучается быстрее,  чем контрольное,  не имевшее такой возможности.

Информация о работе Когнетивные функции животных