Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 23:25, реферат
Термин «когнитивные», или «познавательные» процессы употребляется для обозначения тех видов поведения животных и человека, в основе которых лежит не условнорефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, формирование внутренних (мысленных) представлений (знаний - «cognition») о событиях и связях между ними.
Изучение мышления составляет одну из актуальных проблем современных наук о поведении животных, поскольку только оно служит источником данных для реконструкции процесса возникновения и развития этой когнитивной функции на ранних этапах антропогенеза.
Введение…………………………………………………………….3
Основная часть. Когнетивная этология как наука………………..4
Исторические начала……………………………………………….6
Проявление когнетивной деятельности животных………………10
Латентное обучение…………………………………………11
Пространственное обучение………………………………..12
Заучивание последовательности стимулов………………..18
Обучение «выбор по образцу»……………………………..20
Заключение…………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………
Российский государственный
нефти и газа им. Губкина
Факультет Геологии и геофизики нефти и газа
магистерская подготовка
Реферат по истории и философии науки
на тему: «Когнетивные функции животных»
Выполнил магистрант группы ГНМ-11-04
Косинов Р.С.
Москва, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Термин «когнитивные», или «познавательные» процессы употребляется для обозначения тех видов поведения животных и человека, в основе которых лежит не условнорефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, формирование внутренних (мысленных) представлений (знаний - «cognition») о событиях и связях между ними.
Изучение мышления составляет одну из актуальных проблем современных наук о поведении животных, поскольку только оно служит источником данных для реконструкции процесса возникновения и развития этой когнитивной функции на ранних этапах антропогенеза.
В своей работе я хочу отразить основные методы изучения в лабораторных условиях различных когнитивных процессов животных, методов изучения способностей животных к обучению и общих характеристик и аспектов формирования этих процессов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
КОГНЕТИВНАЯ ЭТОЛОГИЯ КАК НАУКА
Когнити́вная этоло́гия (лат. Cognitio — знание) занимается изучением интеллекта животных. Под интеллектом понимают — способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
«Когнитивный» означает «процесс познания». К когнитивным процессам относится восприятие, запоминание, переработка информации, принятие решений.
Современные представления о высших
психических функциях животных основаны
на разноплановом комплексе
Когнитивная этология является относительно
новой междисциплинарной
Наблюдения этологов внесли существенный
вклад в современные
Благодаря работам этологов были собраны убедительные свидетельства того, что акты мышления проявляются у обезьян не только в обстановке эксперимента, но действительно, играют реальную роль в их естественном поведении в природе и обеспечивают успех в нестандартных ситуациях, для которых, согласно определению А.Р. Лурия, "нет готового решения". Эти данные особенно актуальны, поскольку до сих пор бытует представление о том, что сложные формы когнитивной деятельности высших животных — порождение условий неволи, которые якобы стимулируют их развитие.
Регулярные наблюдения за поведением животных в привычной для них среде обитания привели к представлению о том, что для некоторых животных, в частности для антропоидов, характерно "рассудочное поведение, т.е. умение планировать, предвидеть, выделять промежуточные цели и искать пути их достижения, вычленять существенные моменты данной проблемы"
Одна из самых интересных нерешенных проблем когнитивной этологии связана с исследованием взаимодействия «встроенных»,
наследственно обусловленных, стереотипов поведения с навыками,
основанными на индивидуальном и социальном опыте, и со способностями применять результаты этого взаимодействия в новых ситуациях. Животные разных видов демонстрируют способности к чрезвычайно сложным формам когнитивной деятельности, но в пределах весьма узких доменов. Когнитивное поведение формируется на основе набора возможностей, к которым относятся видоспецифическая фильтрация стимулов, врожденные склонности к образованию одних ассоциативных связей и запрет на образование других, набор генетически обусловленных стереотипов, ранний опыт. Видотипические ограничения формируют специализированное развитие когнитивных способностей у животных.
Этот вопрос этологии очень
интересен на мой взгляд, ведь изучение
интелекта животных поможет нам
действительно понять как именно
произошел человек. Было ли развитие
человекообразных обезьян постепенным
или же случилась некая мутация,
которая за короткое время привела
к возникновению вида Homo Sapiens? Этот
вопрос до сих пор порождает споры. Одно
мы знаем точно, что животные способны
мыслить. Например, мы видим разумное поведение
дельфинов, которые могут общаться между
собой. Есть умные собаки-поводыри и др.
Как же они это делают изучатеся на многих
экспериментах и доказывается уже давно.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАЧАЛА
Заинтересованность интелектом животных была у людей еще с давних времен, но, как правило, люди не придавали этому научный характер.
И лишь в 19 веке появились первые научные рассуждения по этому поводу.
Немецкий ученый Герман Реймарус допускал наличие у животных действий, которые можно сопоставить с разумным поведением человека. Реймарус, так же как и его современники и предшественники включал в эту категорию, прежде всего способность к подражанию и обучению.
О наличии у животных интеллекта и эмоций впервые высказался Ч. Дарвин, считавший, что, наряду с инстинктами и ассоциациями, они обладают и «способностью к рассуждению». Дарвин полагал, что зачатки разума («способность к рассуждению» — анг. reasoning) так же присущи многим животным, как инстинкты и способность к формированию ассоциаций (то есть к обучению).
В 1872 году Ч. Дарвин опубликовал книгу
«Выражение эмоций у человека и животных»,
которая явилась поворотным пунктом
в понимании связи
Об эволюционном процессе высказывался также друг и единомышленник Дарвина, Джон Роменc (1848—1894). Наибольшую известность получила его книга «Ум животных» (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса.
А. Н. Северцов по вопросу эволюции поведения и рассудочной деятельности животных в своей книге «Эволюция и психика» (1922) полагал, что у животных помимо инстинктов и простых условных рефлексов существует тип поведения, который может быть охарактеризован как разумный. Северцов также считал, что данный тип поведения прогрессивно развивается в эволюционном ряду и является важнейшим фактором эволюционного процесса.
Эти некогда революционные
Стоит заметить, ещё до недавнего времени мышление животных практически не было предметом отдельного рассмотрения в пособиях по поведению животных, высшей нервной деятельности, а также зоопсихологии. Если же авторы затрагивали эту проблему, то старались убедить читателей в слабом развитии их рассудочной деятельности и наличии резкой (непроходимой) грани между психикой человека и животных. К. Э. Фабри, в частности, в 1976 году писал:
«Интеллектуальные способности обезьян, включая антропоидов, ограничены тем, что вся их психическая деятельность имеет биологическую обусловленность, поэтому они неспособны к установлению мысленной связи между одними лишь представлениями и их комбинированием в образы». |
Э. Л. Торндайк исследовал множество видов животных. Он пришёл к следующему заключению:
Формально краб, рыба, черепаха, собака, кошка, обезьяна и младенец обладают очень сходным интеллектом и характером, которые представляют собой систему связей, изменяющуюся согласно законам упражнения и эффекта. |
Марк Хойзер в книге «Дикий разум»
занимает позицию «здорового скептицизма»
по отношению к многочисленным доказательствам
эмоциональных и
Мы живем на планете вместе с другими разумными существами… И хотя человеческий разум оставил на планете свой характерный след, мы не одни участвуем в этом процессе. |
Олег Кришталь, академик Национальной академии наук Украины (НАНУ), президент Национального общества нейронаук замечает:
И мы, и животные мыслим и испытываем эмоции. Долгое время животным отказывали в праве на сознание, считая их, по сути, «живыми роботами», действующими по принципу «акция – реакция», в «лучшем случае» способными вырабатывать рефлексы. Сейчас эта «ересь бихевиоризма» преодолена.
Руководитель лаборатории
Уникальные
способности человека, его мышления
действительно имеют
оходимой
пропасти, которую долгое время как-то
по умолчанию приписывали и
В своей работе «Сломать клетку: о
правах животных» профессор
Ни один другой живой вид на Земле не достиг той ступени развития, на которой находится homo sapiens, животные не умеют писать музыку, решать геометрические задачи и строить космические ракеты, но не только люди умеют мыслить, любить, тосковать, обижаться, одним словом, чувствовать и переживать. Не только люди выработали коммуникативные навыки и нормы поведения, не только у людей есть мораль и эстетические чувства.
ПРОЯВЛЕНИЕ КОГНЕТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ
Итак, понятие «когнитивная деятельность животных» включает способность к разным видам обучения и элементы довербального мышления:
ЛАТЕНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
По определению У.Торпа, латентное обучение – это «…образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления.
Элементы латентного обучения присутствуют практически в любом процессе обучения, но могут быть выявлены только в специальных опытах.
В естественных
условиях латентное обучение возможно
благодаря исследовательской
Наличие такого «латентного знания» выражается в том, что животное, которому предварительно дали ознакомиться с обстановкой опыта, обучается быстрее, чем контрольное, не имевшее такой возможности.