Концепции человека в марксистской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в раскрытии темы марксистской философии наиболее полным и точным образом, при этом были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть процесс формирования марксистской философии.
2.Изучить основные идеи философии марксизма.
3. Проанализировать концепции человека в марксистской философии.

Содержание работы

Введение 3
Формирование марксистской философии 5
Основные идеи философии марксизма 10
Концепции человека в марксистской философии 18
Заключение 21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

- Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 - 1924 гг.

- Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 - 80-е годы XX столетия.

- Западный марксизм в XX веке.

- Современное состояние марксистской мысли.

Философские идеи К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина получили специфическую интерпретацию и развитие в странах Европы, которые не входили в так называемого социалистический лагерь. В отличие от Советского Союза, здесь к нему относились творчески и критически: философы разрабатывали отдельные стороны или аспекты идей марксизма. Палитра школ и направлений, которые определенной мерой восприняли, переосмыслили и дополнили положение марксистко-ленинской философии, такая разнообразная, что их тяжело даже просто классифицировать. Среди тех, кто занимался разработкой философских идей марксизма, - философы с известными в мире имена; француз Ж.-П. Сарпигр 1905- 1980 гг.), немце и вместе с тем американцы Э.Фромм (1900-1980 гг.) и Г.Маркузе (1898-1979 гг.), француз Л.Алтюссер (народ. 1918 г.), немец Ю.Хабермоз (народ. 1928 г.), много других. Неодиночными есть попытки синтеза философских положений марксизма с фундаментальными положениями других философских течений, например, психоанализа, экзистенциализма, герменевтики, феноменологии и др. Сказанное свидетельствует, что идеи философии марксизма справили чрезвычайно глубокое влияние как на развитие философской мысли, так и на жизнь общества и продолжают функционировать в духовной культуре конца XX ст.

 

 

    1. Основные идеи философии марксизма

Марксизм представляет собой  сложную трехчастную систему, все  составляющие которой взаимосвязаны, дополняют и обосновывают друг друга. Это - философская, экономическая теория и теория научного социализма. Основными идеями философии марксизма являются: идея практики, идеи и принципы материалистической диалектики, диалектико-материалистическое понимание истории, концепция отчуждения.

Идея практики.

Переработка Марксом и  Энгельсом идеалистической диалектики Гегеля и основных положений материализма того времени осуществлялась не через  механическое их соединение, а сквозь призму принципа человеческой деятельности. Это проблема конкретизации сущности человека: или он просто живет в  мире, созерцая его, или же изменяет действительность, делает её пригодной  для себя. Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека. Синонимом труда, категорией, конкретизирующей понятие  труда, у Маркса и Энгельса выступает  практика. Под ней они понимали чувственно-предметную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную  на освоение и преобразование условий  его существования и параллельно  с этим - на совершенствование самого человека.

Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет общественный характер, служит основой общения между  людьми, предпосылкой различных форм общежития.

Практика исторична, её способы  и формы изменяются во времени, становятся все более утонченными, способствуют проявлению самых различных сторон человеческой сущности, позволяют открыть  в окружающем мире все новые стороны.

О необходимости введения в философию идеи практики, Маркс впервые говорит в работе "Тезисы о Фейербахе", где критикует материализм Фейербаха за его созерцательный характер.

Практика - это предметная деятельность, имеющая следующую  структуру: потребность - цель - мотив - собственно целесообразная деятельность - средства - результат.

Хотя практика и противоположна теории, между ними существует тесная взаимосвязь по следующим пунктам:

Практика является источником теории, выступает в роли "заказчика" тех или иных разработок. Вещи, не имеющие практического значения, разрабатываются крайне редко.

Практика является критерием  истинности теории.

Практика - цель любой теории.

Практика как целостный  процесс описывается с помощью  категорий опредмечивания и распредмечивания.

Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему этот предмет становится человеческим предметом. Деятельность опредмечивается не только во внешнем мире, но и в качествах самого человека.

Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность, логика предмета становятся достоянием человека. Человек присваивает формы и содержание предшествующей культуры.

Диалектика опредмечивания и распредмечивания в философии марксизма наглядно демонстрирует структуру практики, показывает механизмы преемственности в развитии культуры.

Материалистическая  диалектика.

Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического  метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто  называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её ядро составляет метод материалистической диалектики.

Термин "диалектика, "диалектический", употребляется в работах классиков  марксизма в двух основных значениях: "объективная диалектика" и "субъективная диалектика".

Объективная диалектика - это  сама жизнь, которая представляет собой  целостную систему, существующую и  развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам.

Субъективная диалектика - это воспроизведение объективной  диалектики в различных формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения "субъективная диалектика" используется понятие "диалектического метода".

Разработка материалистической диалектики как теории и метода осуществлялась Марксом и Энгельсом в следующих  работах: "Немецкая идеология", "Святое семейство", "Капитал", "Тезисы о Фейербахе", "Диалектика природы", "Анти-Дюринг".

Главное в диалектике - понимание  мира как органической системы. Это  означает, что он состоит из множества  разнообразных, но необходимым образом  связанных между собой элементов. И, - что самое главное, - он содержит причину своего развития в самом  себе. Диалектика имеет место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего противоречия. Таким  образом, диалектика выступает в  качестве учения о мире как целостной  системе, главным законом которой  является закон противоречивой, необходимой  связи её элементов.

Под "связью" в диалектике понимается такое отношение между  вещами или процессами, когда изменение  свойств или состояний в одних, автоматически влечет за собой изменение  свойств или состояния в других.

Понятие развития - центральное  в диалектике. Оно рассматривается  как саморазвитие. Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед  за Гегелем, действию трех законов:

- Закона единства и борьбы противоположностей.

- Закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

- Закона отрицания отрицания.

Каждый из этих законов  выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и борьбы противоположностей характеризует  источник развития; закон взаимного  перехода количественных и качественных изменений - механизм развития, а закон  отрицания отрицания - цель развития.

Представление о диалектике как системе методов познания занимает важное место в марксизме. В отличие от своих более поздних  критиков, Маркс и Энгельс считали  диалектический метод всеобщим методом  познания.

Диалектический метод - это  система методов и принципов, позволяющих воспроизвести в  мысли объективную логику предмета или явления.

Материалистическое  понимание истории.

Как уже отмечалось, К. Маркс  и Ф. Энгельс создали материалистическое понимание истории, позволившее  рассматривать общество с научных  позиций. Теперь стало возможным  относиться к обществу не идеалистически, как это делали, скажем, Т. Гоббс  и представители французского просвещения  и материализма, но материалистически, поскольку его основанием было принято  положение о первичности общественного  бытия по отношению к общественному  сознанию, к общественным идеям. "Не сознание людей определяет их сознание. Сознание надо объяснять из противоречий материальной общественной жизни, а  не наоборот. Но это соотношение  не следует абсолютизировать, ибо  общественные идеи могут оказывать  и оказывают свое позитивное или  негативное воздействие на бытие  людей. Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами".

Выступая с речью на могиле Маркса и отмечая заслугу  своего друга и соратника в  открытии закона развития человеческой истории, защищая положения материалистического  понимания истории, Энгельс говорил, что "люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.". Подобные заявления давали возможность некоторым критикам марксизма и в прошлом и ныне говорить о марксизме как об учении экономического детерминизма, об отсутствии в нем субъективного фактора. Ф.Энгельс, отвечая своим критикам (уже после смерти Маркса), разъяснял, что люди делают сами свою историю, но, во-первых, делают ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую.

Выделив и разработав учение об экономической формации, или способе  производства - азиатском, рабовладельческом (античном), феодальном и буржуазном (капиталистическом), - Маркс и Энгельс  достаточно полно проанализировали три последние. Первый из них - азиатский - оказался лишь упомянутым. Для марксизма  выделение в развитии общества определенных ступеней (формаций) имело большое  методологическое значение. Оно позволяло  не только заниматься изучением известного общественного состояния, но и прогнозировать будущее различных народов и  обществ. Анализируя капитализм на примере Англии, Маркс ставит в известность и немецкого читателя, что Германия пойдет по этому же пути, ибо "страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего".  
Во-вторых, исходя из диалектического положения, что все, однажды возникшее, достойно своей гибели, марксизм утверждает временность капитализма, как были временными и предшествующие ему формации.

Никто не в состоянии никакими декретами отменить это движение. Можно лишь "сократить и смягчить муки родов" нового общества. Так  диалектика стала важнейшим инструментом революционного осмысления общественно-исторического  развития. Это, по словам Маркса, и внушает  буржуазии и ее идеологическим апологетам ужас и злобу по отношению к диалектике и к учению, душою которого эта диалектика является, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели.

Философия классовой  борьбы.

Впервые в истории философской  мысли марксизм ясно и недвусмысленно заявляет, что он становится на классовую  позицию, выражает и защищает интересы пролетариата.

В домарксистской философии  субъект понимался либо как общество вообще, состоящее из суммы отдельных  индивидов (Т. Гоббс, П. Гольбах и  др.), либо как отдельный природный  чувствующий индивид (Французский  материализм ХVIII в., Л. Фейербах и др.), либо как абстрактное самосознание (Р. Декарт, И. Фихте, Г. Гегель и др.). Марксизм стал рассматривать человека прежде всего как существо общественное, сущность которого составляет совокупность всех общественных отношений; как существо, принадлежащее к определенному социальному классу, имеющему свое сознание, свою психологию, свои отличные от представителей других классов и групп интересы, потребности и надежды. "Сущность "особой личности", - писал Маркс в "К критике гегелевской философии права", - составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество" и индивиды "должны рассматриваться по своему социальному, а не по своему частному качеству".

О том, что общество не однородно, что оно разделено на социальные группы (слои), было известно еще со времен Римской империи. Уже тогда выделялся слой пролетариев, то есть лиц, передающих по наследству только свое потомство. К.А. Гельвеций создает свою концепцию образования классов, утверждая, что в конечном итоге нация разделяется на два класса, из которых один утопает в излишествах, а другой нуждается в необходимом. Он даже считает, что каждый класс нуждается в своих, так сказать, идеологах. Английский экономист Д. Рикардо (1772 -1823) отмечал, что общество складывается из трех классов - землевладельцев, капиталистов и рабочих. Французские историки 20 -30-х годов ХIХ в. - Тьерри, Минье, Гизо - признавали, что Французская буржуазная революция ХVIII в. - это результат борьбы классов. Французский социалист-утопист К.А. Сен-Симон (1760-1825) пытается отыскать пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. Правда, он полагал, что сам пролетариат пассивен, страдателен, забит и не способен на активные действия по самоосвобождению.

Следовательно, существование  в обществе классов и классовой  борьбы было установлено совсем не Марксом, а задолго до него. Об этом можно было бы не говорить, если бы нынешние российские "критики" марксизма  не приписывали ему установление теории классов и классовой борьбы. В письме к И.Вейдемейеру от 5 марта 1852 года Маркс писал, что ему не принадлежит ни та заслуга, что он открыл существование классов в современном обществе, ни та, что он открыл их борьбу между собой. "То, что я сделал нового, - продолжал он, - состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов...".

Информация о работе Концепции человека в марксистской философии