Концепции человека в марксистской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в раскрытии темы марксистской философии наиболее полным и точным образом, при этом были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть процесс формирования марксистской философии.
2.Изучить основные идеи философии марксизма.
3. Проанализировать концепции человека в марксистской философии.

Содержание работы

Введение 3
Формирование марксистской философии 5
Основные идеи философии марксизма 10
Концепции человека в марксистской философии 18
Заключение 21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                              3

  1. Формирование марксистской философии                                                              5
  2. Основные идеи философии марксизма                                                                 10
  3. Концепции человека в марксистской философии                                               18

Заключение                                                                                                                        21

Список использованных источников                                                                               23

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70—90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей.

Историческое значение марксизма  было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместо всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.

Высшая цель марксизма  — разработка и теоретическое  обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.

Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это — мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.

Цель данной работы заключается  в раскрытии темы марксистской философии  наиболее полным и точным образом, при  этом были поставлены и решены следующие  задачи:

1. Раскрыть процесс формирования марксистской философии.

2.Изучить основные идеи  философии марксизма.

3. Проанализировать концепции  человека в марксистской философии.

В ходе работы были использованы различные литературные источники, например, такие, как Историко-философские очерки Баллаева А.Б., Критика чистого разума И. Канта, Немецкая классическая философия второй половины XVII – нач. XIX веков Кузнецов В.И. Эти и другие изученные источники в полной мере отразили суть марксистской философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирование марксистской философии

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение  этого процесса. Ее основателями были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к проблеме земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Философия марксизма есть исторический и диалектический материализм. Материализм был применен к исследованию природы, общества и самого человека. Марксистской философии присуща  диалектика, как метод философского мышления и теория развития. Для  этой философии характерна ориентация на практическое изменение мира, в  котором существует человек труда.

Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х годах в Германии, и ее появление было обусловлено рядом обстоятельств:

  1. Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества.
  2. Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.
  3. Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия - гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха.

Философская эволюция Маркса и Энгельса выразилась в переходе от идеализма к материализму и  явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов. Существенное влияние на формирование философских позиций Мракса и Энгельса оказали английская политическая экономия в лице А.Смита и Д.Рикардо и французский утопический социализм (А. де Сен-Симон и Ш.Фурье).

1844-1848 годы – весьма  ответственный период в жизни Маркса и Энгельса, когда происходит их знакомство и выработка философских основ нового мировоззрения в процессе пересмотра философского наследия Гегеля и Фейербаха.

Главными положениями  новой философии стало: органическое сочетание принципа материализма с  диалектическим методом познания природы  и общества, что нашло выражение  в развитии диалектического и  исторического материализма. Используя  разработанный Гегелем диалектический метод мышления, Маркс и Энгельс  применили его к анализу объективной  действительности, утверждая, что субъективная диалектика (диалектика мышления) есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества.

Центральной категорией марксизма  стала «практика», понимаемая как  целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем  самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась  как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины.

Совершенно новаторским  в марксизме стало рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играло материальное бытие, имеющее  в своей основе экономическую  деятельность людей, порождающую социально-классовое  деление общества. Тезис о первичности  общественного бытия и вторичности  общественного сознания явился способом решения основного вопроса философии  применительно к обществу. Это  позволило преодолеть односторонность  социального идеализма, господствовавшего  в истории философской мысли  до середины XIX в.

Распространение материалистического  принципа в объяснении мира на понимание  истории позволило увидеть внутренние социальные противоречия как источника  развития общества. Исторический процесс  предстал как поступательная смена общественно-экономических формаций и лежащих в их основе способов материального производства.

Гуманистическая направленность марксистской философии связана  с поисками путей освобождения человека от социального отчуждения. Именно этой идеей проникнуты все совместные ранние работы Маркса и Энгельса, связанные  с переосмыслением антропологического материализма Фейербаха.

Общие мировоззренческие  установки вовсе не исключали  особенностей философских взглядов каждого из основоположников марксизма. Так, Энгельс сосредоточил свое внимание на изучении проблем философии природы, в работах «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг» он дает философский  анализ достижений естествознания в  создании научной картины мира. Выдвинутые им принципы классификации форм движения материи и исследование процесса антропогенеза и социогенеза не потеряли свое значения для современной науки.

Философские взгляды Маркса по сути своей антропоцентричны, так как его интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе. Этому посвящена его ранняя работа «Экономическо-философские рукописи 1844 года», впервые опубликованная в 1932 г., в которой он исследует условия отчуждения человека в обществе. В основе социального отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение человека в сфере экономике, связанное с возникновением частной собственности, что приводит к отчуждению человека от самого процесса труда и его продуктов, а также к отчуждению в сфере общения, к разрыву социальных связей. Процесс исторического развития рассматривается им как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе. Коммунизм как идеал общественного развития должен привести к ликвидации отчуждения и созданию условий для свободного и гармоничного развития человека. По сути дела создание основного труда его жизни «Капитала» было вызвано не просто интересом к анализу тенденций развития буржуазного экономического строя, но и поиском реальных условий освобождения человека от позорных последствий принудительного труда. Таким образом, в отличии от абстрактного гуманизма Фейербаха гуманизм Маркса опирается на глубокий анализ самой действительности.

Марксистское решение  проблемы отчуждения человека, поставленное Руссо, опирается на представление, что капиталистическое общество являет собой бесчеловечную среду, которая порождает социальные неравенства. Марксизмом весь исторический процесс был разделен на две крупные эпохи:

1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое, феодальная и буржуазная формации). «Манифест Коммунистической партии» – первое программное произведение марксизма. «Капитал» – основное произведение марксизма в котором Маркс раскрыл экономическое строение современного ему капиталистического общества. В «Диалектике природы» Энгельс разрабатывал марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования.

Марксизм состоит из трех частей: материалистическая философия, политическая экономия, теория научного социализма. В Западной Европе –  Меринг, Лафарг, Каутский и т.д. Благодаря  их усилиям, марксизм стал международным  явлением. В России марксистская теория стала проникать в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его  соратникам. Ленинизм – это марксизм эпохи подготовки и практического  осуществления пролетарских революций  в некоторых странах Европы.

Взгляды Ленина изложены в  «Философские тетради», «Государство и революция», «Материализм и империокритицизм». Взгляды Ленина были очень радикальными. В марксистской теории он видел, прежде всего, инструментальную функцию, которая обслуживала бы практику политической борьбы.

Основное в системе  марксизма – это дух активного  преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо.

Судьба учения Маркса и  Энгельса весьма драматична, так как  дальнейшее развитие марксизма как  социально-политического и философского течения сопровождалось бесчисленными  фальсификациями и односторонними интерпретациями. В этой связи можно  говорть о многообразии версий марксизма в контексте разных эпох и особенностей национального восприятия его учения в разных странах. Так, применительно к России можно говорить о ленинской, плехановской, сталинской и других версиях марксизма.

Основные этапы становления  и развития марксистской философии:

- Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.

- Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.

- Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.

- Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 - 90-е годы XIX столетия.

Информация о работе Концепции человека в марксистской философии