Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:34, реферат
Наше обращение к проблеме отчуждения продиктовано не только теоретическим интересом к одной из наиболее существенных тем философско-социологической мысли. В условиях современной эпохи философская и социологическая проблематика отчуждения настолько органично вписана в контекст злободневных вопросов, что любая попытка подойти к этой проблематике в чистом виде, отрывая ее от конкретного фона и исследуя ее как нечто, существующее само по себе, оказывается несостоятельной. Наш анализ проблемы отчуждения в философии и социологии К. Маркса полностью обусловлен конкретными обстоятельствами социально-исторического контекста современности: демонтаж социализма и коммунистической идеологии, деструктурирование Советского Союза, трансформация жизни в «посткоммунистическом пространстве» оказали значительное влияние и на проблематику человека
Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса
Гуманистические идеи Карла Маркса
Список литературы
Проблематика «отчуждения», однако, не переставала интересовать Маркса и после «Немецкой идеологии». В этом мы убеждаемся, изучая его экономические рукописи 1857 — 1858 гг., являющиеся ни чем иным, как введением в «Капитал». Здесь Маркс проводит конкретный экономический анализ проблематики, выдвинутой в «Немецкой идеологии», в частности, вопроса о расщеплении между капиталом и трудом, обусловленным разделением труда.
Приведем ряд выдержек из рукописей Маркса, характеризующих весь этот процесс расщепления:
«Машина, обладающая вместо рабочего умением и силой, сама является тем виртуозом, который имеет собственную душу в виде действующих в машине механических законов…»
«Деятельность рабочего, сводящаяся к простой абстракции деятельности, всесторонне определяется и регулируется движением машин, а не наоборот».
«Наука, заставляющая неодушевленные
члены системы машин
«Труд перестал охватывать
процесс производства в качестве
господствующего над ним
Здесь, как мы видим, мысль
Маркса вступает в новую фазу, представляющую
собой качественно новый
В этих условиях отчуждение достигает кульминации. Но прямым и естественным следствием этого может быть только борьба рабочих против системы машин. Ведь если труд переносится с рабочего на капитал в форме машин, то он теряет собственную ценность. Более того, изменение претерпевает не только человеческая деятельность, но и все формы общественной жизни, включая и саму политическую экономию.
Маркс пишет: «Кража чужого
рабочего времени, на которой зиждется
современное богатство, представляется
жалкой основой в сравнении с
этой вновь развившейся основой,
созданной самой крупной
Мы уже приводили в
самом начале главы мнение некоторых
интерпретаторов марксизма, распространяющих
версию о, якобы, коренном отличии молодого
Маркса от зрелого Маркса. Главнейшим
аргументом этой версии выступает, как
нам известно, проблема отчуждения.
Ранний Маркс, делающий упор на анализ
отчуждения, был гуманистом и даже
«экзистенциалистом», в то время
как поздний Маркс, отвернувшийся
от этой проблемы, изменил своему гуманизму
и т. д. Иллюзорность этого «аргумента»
очевидна, и выше мы попытались показать
это посредством конкретного
анализа. Только предвзятая и идеологически
предзаданная точка зрения могла
в такой степени извратить
реальную сущность вопроса. Во-первых,
Маркс, как мы уже подчеркивали, никогда
не отказывался от проблемы отчуждения.
Во-вторых, он не только не отказывался
от нее, но и подверг ее наиболее
глубокому анализу. В-третьих, ни о
какой измене гуманизму не может
быть и речи. Учение Маркса тем и
подлинно, что оно приводит нас
не к абстракции человека, а к
конкретному человеческому
Острота ситуации видится нами в том, что проблема отчуждения получает у Маркса более глубокое и подлинно научное выражение именно в тот период развития его воззрений,когда он пришел к необходимости замены термина «отчуждение» более адекватными понятиями.
Марксова модель «социума»
отчасти содержит утопические элементы,
но она имеет собственную
Гуманистические идеи Карла Маркса
Как показывает время, теоретическое наследие Маркса не только не похоронено в академических учебниках по истории философии, экономики и политической мысли, но и сегодня вызывает бурные дискуссии. Особенно в современной России, которая снова, вступив в эпоху капитализма, попадает в поле исследовательского и политического интереса марксистов, ибо, как известно, главным научным интересом Маркса как раз-то и было развитие капитализма.
Но, как ни странно, это
не значит, что широкое распространение
марксизма и интерес к наследию
его основоположника привели
к адекватному и
В предлагаемой статье нам
бы хотелось выявить общие черты
марксовского гуманизма. Наша основная
цель состоит в том, чтобы показать,
что концепция гуманизма
Любое живое существо имеет
потребности, которые удовлетворяются
посредством вещей внешней
Способом, которым человек приспосабливает природу к себе в целях удовлетворения своих потребностей, является сознательная преобразующая деятельность, или праксис. В силу этого всё, что так или иначе соотносится с человеком, представляет собой саму деятельность, либо её моменты как процесса, либо её как результат. Такого рода производственная деятельность оказывается способом человеческого бытия.
При ближайшем рассмотрении мы можем выделить следующие особенности такого рода сугубо человеческой деятельности.
В праксисе человек так
изменяет данный природой материал, что
возникает нечто новое, чего в
самой природе не встречается, т. е. деятельность
есть творчески-преобразующая
активность. В этом процессе человек
переносит своё внутреннее в
мир внешней природы,
преобразует его, созидая искусственную
предметность. А поскольку в деятельность
человека заложена мысль, идея, его сознание,
то происходит опредмечивание созн
Но если в предметах оказываются свёрнутыми опредмеченные «мысли» создателей этих предметов, то другие индивиды, используя эти предметы в своей собственной практике,распредмечивают эти «мысли» и тем самым делают иное своим собственным духовным и практическим достоянием. Так возникает единый процесс опредмечивания и распредмечивания (Auberung и Aneignung). В ходе развёртывания праксиса «моё», «внутреннее» сначала становится «внешним», принадлежащим предметности, а затем – «внутренним» достоянием другого и тем самым конституируется интерсубъективность социального бытия, внешне выражаемая в предметности мира культуры. Так, моя мысль сначала «овнешняется» в виде речевого акта или письменного текста [процесс Auberung], а затем схватывается сознанием другого человека, т. е. становится внутренней [процесс Aneignung].
В этом диалектическом взаимодействии
человека и мира состоит то, что
Маркс называет общение [Verkeh
Такая диалектика праксиса
приводит Маркса к мысли, что человеческое
существо, оказывающееся единством
внутреннего бытия (экзистенции) и
внешнего (природно-предметно-
В силу того, что создание
своей собственной предметной среды
является сугубо человеческим способом
удовлетворения потребностей, то при
её развёртывании (особенно в хранении
и многократном использовании предметов)
происходит встраивание предмет
Предметный характер социального бытия существует как перманентное расширение потребностей и способов их удовлетворения, но самое важное состоит в том, что только из совместной предметной деятельности у человека как субъекта возникают духовные потребности и, соответственно, духовное производство, которых нет у животных, и которые, соответственно, являются специфически человеческими формами освоения мира.
Более того, именно этот последний момент и оказывается, согласно Марксу, собственно человеческим. Дело в том, что, с его точки зрения, удовлетворение материальных потребностей, сколь бы важным оно ни было, играет фундаментальную, но всё же подчинённую роль, так как их удовлетворение в подлинно человеческом смыеле есть не цель, но всего лишь средство для перехода к удовлетворению собственно человеческих – экзистенциально-духовных – потребностей, а в итоге – к всестороннему свободному развитию человека.
Таким образом, сущность человека –
деятельность – включает в себя не только
субъекта с его преобразующей активностью
(внутреннее), но и объектный мир (внешнее),
«втянутый» в эту активность. Практика –
это вся тотальная совокупность необходимых
субъектных и объектных условий и структурных
элементов этой активности. Человек –
не вещь, обладающая самосознанием и ограниченная
пределами своего собственного тела, но
единство субъективной и объективной
деятельности, практики. Человек есть
не только в-себе-сущее, «
Информация о работе Концепция гуманизма и проблема отчуждения в учении К. Маркса