Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:34, реферат
Наше обращение к проблеме отчуждения продиктовано не только теоретическим интересом к одной из наиболее существенных тем философско-социологической мысли. В условиях современной эпохи философская и социологическая проблематика отчуждения настолько органично вписана в контекст злободневных вопросов, что любая попытка подойти к этой проблематике в чистом виде, отрывая ее от конкретного фона и исследуя ее как нечто, существующее само по себе, оказывается несостоятельной. Наш анализ проблемы отчуждения в философии и социологии К. Маркса полностью обусловлен конкретными обстоятельствами социально-исторического контекста современности: демонтаж социализма и коммунистической идеологии, деструктурирование Советского Союза, трансформация жизни в «посткоммунистическом пространстве» оказали значительное влияние и на проблематику человека
Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса
Гуманистические идеи Карла Маркса
Список литературы
Такое «тотализирующее» понимание человека тесно сопряжено с одной из существенных идей Маркса – с идеей радикальной историчности не только социального бытия, но и самой человеческой сущности. В «Нищете философии» он замечает: «…вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы» 3.
Человек как человек может
состояться только через свою связь с
миром. Мир для Маркса – это выражение
человеческой действительности 4 в той мере, в которой он созидает
свою действительность, в которой человек
сам только и становится человечным. Поэтому,
абстрактно говоря, чтобы чувствовать
себя человеком, он должен быть связан
с миром (с другими людьми, животными, растениями,
природой, с вещами, с самим собой) в свободной
творческой деятельности, которая, кроме
всего прочего, может доставлять и в норме
доставляет человеку наслаждение. Такова
нормальная форма личного и социального
общения между субъективной и объективной
сторонами человеческого бытия-в-мире.
Подлинность человеческого
праксиса означает, что между этими
двумя сторонами деятельности существует
имманентное единство, согласие, когда,
скажем, моя любовь в качестве внешнего
действия по отношению к любимому
человеку вызывает ответное чувство, котороея
вбираю в себя. Но и любимый, отдавая
мне свою любовь, впитывает любовь,
даваемую ему мной. Наши действия, выражаясь
гегелевским языком, светятся-
Деятельность двух индивидов
оказывается сбалансированной взаимностью
«отсвоения» и «присвоения», «овнешнивания»
и «овнутривания». Она составляет
не разорванную субстанцию, а тотальность,
которая в приведённом случае
называется любовью. Такую – подлинно
человеческую, соответствующую понятию
человека – форму праксиса Маркс называет самодеятельностью [Se
Если человеческая деятельность реализуется как деятельность внутренне и внешне свободная, то связь человека с миром переживается как наслаждение, удовольствие [Genub], которое Маркс понимает, по крайней мере, в двух аспектах.
Во-первых, он говорит о субъективном наслажд
Во-вторых, Маркс говорит
о субъект-объектном
Такое единство субъекта и объекта в практической деятельности заложено в сущности человека, и оно реализуется, когда субъективные и объективные условия практики не противоречат друг другу. Но в конкретно-исторических условиях существования человека подлинная деятельность (праксис) фактически никогда не осуществлялась в своей тотальности, а если она и имеет место, то только для весьма ограниченного круга людей (как правило, из числа экономически господствующего класса, ибо они освобождены от необходимости превращать свою деятельность в простое средство для выживания).
Неподлинное (т. е. не соответствующее его природе) осуществление праксиса связано с противоречием между процессами экстеоризации и интериоризации. Дисбаланс обнаруживает себя в таких формах, как безответность (например, в отношениях любви), неэквивалентность (в процессах эксплуатации), утрата (в процессах отчуждения), превращение (например, в виде перверсивных форм сознания, товарном фетишизме, видимости, идеологии, иллюзорности, – феноменах, описанных Марксом). Все они, как правило, являются формами проявления бесчеловечности.
Фундаментальной основой
неподлинности человеческого
Социально-экономическое отчуждение – это фундамент, на основе которого разворачиваются другие его формы. Вместе с предметом от рабочего отчуждается и природа, являющаяся неорганическим телом человека и материальным субстратом предметного мира, производимого рабочим. Как пишет Маркс «мы рассмотрели… отношение рабочего к продукту труда, как к предмету чуждому и над ним властвующему. Это отношение есть вместе с тем отношение к чувственному внешнему миру, к предметам природы, как к миру чуждому, ему враждебно противостоящему» 7.
Отчуждение предмета и предметной деятельности связано с частной собственностью, определяющей все социальные структуры и отношения (а не только структуры экономического порядка). Она задаёт способы отношения к вещам в процессе совместной предметной деятельности, способы отношений между людьми. Структуры предметного отчуждения с необходимостью порождают отчуждение социальное, которое выражается в классовой, внутриклассовой и межличностной вражде. Отношения капиталистической конкуренции пропитывают всё тело буржуазного общества. Конкурируют не только капиталисты, не только рабочие, но и ученики в школе, дети во дворе. Социальный мир поляризуется в классовом отношении, по уровню доходов и т. д. Вражда постепенно проникает во все межличностные отношения. Возникает не просто классово-экономическое отчуждение, но и межчеловеческое отчуждение – состояние «войны всех против всех».
Люди больше не доверяют друг другу, замыкаются в узком кругу «своих» и тем самым в ткани человеческой социальности образуются разрывы. Буржуазный мир атомизируется в эгоизм, тяготеет быть тотальным. Атомизация социального мира общественных отношений достигает своего пика, с точки зрения Маркса, в деньгах. В силу того, что человеческое есть одновременно и социальное, данное в предметной и духовной связи индивидов, то разрывы этих связей Маркс называет бесчеловечностью [Unmenschlichkeit].
И, наконец, все эти формы отчуждения завершаются в отчуждении экзистенциальном, т. е. затрагивающем глубинные жизненные смыслы человека. Человек самоотчуждается, становится чужим, враждебным самому себе. Индивид чувствует себя товаром, мёртвой вещью; в этом унижении, обесценивании, в самоутрате доминирует животное, нечеловеческое.
В своём «идеальном» виде практика, чтобы быть человеческой и человечной, должна быть свободной и доставлять человеку наслаждение [Genub]. В условиях отчуждения, когда у трудящихся нет подлинного самообладания и свободного времени, их труд из средства к достижению духовности превращается в самоцель и в итоге человеческое существо ограничивает себя сугубо животными потребностями. Человек «в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчуждённость труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы» 8. И далее: «Подобным же образом отчуждённый труд, принижая самодеятельность, свободную деятельность до степени простого средства, тем самым превращает родовую жизнь человека в средство для поддержания его физического существования. Присущее человеку сознание его родовой сущности видоизменяется, стало быть, вследствие отчуждения так, что родовая жизнь становится для него средством» 9.
Вышеизложенное не позволяет
рассматривать Маркса в качестве
проповедника вульгарного или экономического
материализма. Важно подчеркнуть, что радость, удовольствие,
о которых говорит Маркс, внутренне присущи подлинно человеческой
деятельности. Они не что-то внешнее, детерминированное,
скажем, владением (обладанием), высоким
уровнем заработной платы, вульгарным
наслаждением, пьянством, брюхонабивательством
или сексом. Во всех этих случаях «радость
от деятельности» – это извращённая, искалеченная,
неподлинная радость, ибо деятельность
в таком случае оказывается средством
для чего-то другого, чего-то
Речь у Маркса не идёт и о патологических наслаждениях, которые испытывает, скажем, маньяк или серийный убийца.
Человеческое существо становится человеком только в человеческом обществе, в котором он обнаруживает себя в процессе своей жизнедеятельности. Человек, как губка, активно впитывает в себя отношения с окружающим миром. Каковы эти отношения – таков и человек. Человечность в марксовом смысле характеризуется отсутствием противоречия между сторонами общения, т. е. высоким качеством социальной сплочённости и межличностного доверия. Они начинают характеризоваться взаимной открытостью, в отличие от страха и закрытости неподлинных отношений, когда превалируют отчуждённость и эгоизм. Общество эгоистов состоит из эгоистов-атомов. Недоверие конституирует распад собственно социальных структур, что означает распад самого общества. А коль скоро человек как человек оказывается возможным только в обществе, то снижение уровня внутригрупповой сплочённости и распад социальных связей означает распад и невозможность человека как человека.
Таким образом, торжество человечности в философии Карла Маркса мы можем определить как такую ситуацию, в которой люди способны свободно (объективно и субъективно) реализовывать свои замыслы в практической деятельности и при этом получать удовольствие от самого акта этой практической самореализации себя в мире, наслаждаясь предметностью субъективно при её непосредственном утверждении, и объективно – когда наслаждаются другие. Создание условий, при которых люди могут свободно наслаждаться своей собственной деятельностью, и означает возникновение гуманизма как атмосферы свободного и творческого общения преодолевающих отчуждение людей. Создание условий для самореализации – это и есть социальный, практический гуманизм. При своём осуществлении он совершенно не затрагивает национальные культурные специфики, а лишь способствует постепенному снятию различных форм бесчеловечности. А радость от свободной жизнедеятельности одинаково переживается и российским кузнецом, и вьетнамским крестьянином, выращивающим рис. Гуманизм тем самым оказывается универсалией здоровой общечеловеческой культуры, поддерживающей высокое качество социального бытия и порядка.
Подведём итоги. Прежде всего, мы видим, что К. Маркс понимает человека весьма нетрадиционно, избегая сводить его определение к какому-то одному качеству: телесности, духовности, рациональности или социальности, хотя все они входят в определение человека. Думается, что марксова дефиниция человека как подлинности и нормы может быть сформулирована следующим образом: человек – это живое телесно-духовное существо, способом существования которого является общественная свободная и сознательная преобразующая деятельность. Она представляет собой природное конкретно-историческое единство его как субъекта и созидаемого им объективного (предметы, культура, общество, мир символов) бытия. Подлинной формой этого бытия является такая активность, в которой субъект неотчуждённым и позитивным образом связан с объектными условиями своего наличного присутствия в мире.
Информация о работе Концепция гуманизма и проблема отчуждения в учении К. Маркса