Концепция гуманизма и проблема отчуждения в учении К. Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

Наше обращение к проблеме отчуждения продиктовано не только теоретическим интересом к одной из наиболее существенных тем философско-социологической мысли. В условиях современной эпохи философская и социологическая проблематика отчуждения настолько органично вписана в контекст злободневных вопросов, что любая попытка подойти к этой проблематике в чистом виде, отрывая ее от конкретного фона и исследуя ее как нечто, существующее само по себе, оказывается несостоятельной. Наш анализ проблемы отчуждения в философии и социологии К. Маркса полностью обусловлен конкретными обстоятельствами социально-исторического контекста современности: демонтаж социализма и коммунистической идеологии, деструктурирование Советского Союза, трансформация жизни в «посткоммунистическом пространстве» оказали значительное влияние и на проблематику человека

Содержание работы

Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса
Гуманистические идеи Карла Маркса
Список литературы

Файлы: 1 файл

Гуманистическое и проблемы отчуждения К.Маркса.docx

— 60.62 Кб (Скачать файл)

Такое «тотализирующее» понимание  человека тесно сопряжено с одной  из существенных идей Маркса – с идеей радикальной историчности не только социального бытия, но и самой человеческой сущности. В «Нищете философии» он замечает: «…вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы» 3.

Человек как человек может состояться только через свою связь с миром. Мир для Маркса – это выражение человеческой действительности в той мере, в которой он созидает свою действительность, в которой человек сам только и становится человечным. Поэтому, абстрактно говоря, чтобы чувствовать себя человеком, он должен быть связан с миром (с другими людьми, животными, растениями, природой, с вещами, с самим собой) в свободной творческой деятельности, которая, кроме всего прочего, может доставлять и в норме доставляет человеку наслаждение. Такова нормальная форма личного и социального общения между субъективной и объективной сторонами человеческого бытия-в-мире. Такая деятельность является, с точки зрения Маркса, собственно человеческой деятельностью, в отличие от не-свободной, жёстко запрограммированной жизнедеятельности животного. Но диалектика человеческой практики такова, что в определённых условиях она выступает в двух совершенно противоположных формах, которые можно назвать подлинной и неподлинной (или: неотчуждённой и отчуждённой).

Подлинность человеческого  праксиса означает, что между этими  двумя сторонами деятельности существует имманентное единство, согласие, когда, скажем, моя любовь в качестве внешнего действия по отношению к любимому человеку вызывает ответное чувство, котороея вбираю в себя. Но и любимый, отдавая  мне свою любовь, впитывает любовь, даваемую ему мной. Наши действия, выражаясь  гегелевским языком, светятся-друг-в-друге. Подлинность праксиса и общения отличается тем, что всякое «овнешнивание» (экстериоризация) всегда порождает адекватный обратный процесс, она как бы наделяет ответной деятельностью другого, а значит, «компенсирует» себя в этом обратном действии другого, которое субъект («Я») принимает (делает имманентным) в структуру своего собственного существа.

Деятельность двух индивидов  оказывается сбалансированной взаимностью  «отсвоения» и «присвоения», «овнешнивания» и «овнутривания». Она составляет не разорванную субстанцию, а тотальность, которая в приведённом случае называется любовью. Такую – подлинно человеческую, соответствующую понятию человека – форму праксиса Маркс называет самодеятельностью [Selbstbetatigung].

Если человеческая деятельность реализуется как деятельность внутренне  и внешне свободная, то связь человека с миром переживается как наслаждение, удовольствие [Genub], которое Маркс понимает, по крайней мере, в двух аспектах.

Во-первых, он говорит о субъективном наслаждении, в котором человек наслаждается чувственным освоением (утверждением – Bejahung) предмета, например, непосредственно потребляя его в виде пищи, питья, обрабатывая его своим физическим и духовным трудом 5. Но уже в этом простом чувственном наслаждении человеческое существо воспринимает предмет не как животное, а именно как человек: чтобы наслаждаться музыкой, надо быть музыкально образованным человеком, чтобы наслаждаться пищей, надо быть гурманом-знатоком. (Для голодного существа важна пища как таковая, практически любая, поэтому бедность, нищета для Маркса заведомо бесчеловечна.)

Во-вторых, Маркс говорит  о субъект-объектном наслаждении, которое возможно только в условиях отсутствия отчуждения. Эта форма  наслаждения фундаментальна, ибо  она схватывает, содержит в себе не просто ситуацию индивидуальной чувственной  человечности, а ситуацию социальной человечности. Маркс пишет: «поскольку человек человечен, а следовательно и его ощущение и т. д. человечно, постольку утверждение данного предмета другими людьми есть также и его собственное наслаждение» 6. Речь здесь идёт о том, что я наслаждаюсь тем, что другой наслаждается процессом и результатом своих действий. Мне доставляет удовольствие созерцание наслаждения другого: повар наслаждается тем, что приготовленная им пища доставляет наслаждение другим, музыкант испытывает радость от того, что его музыка вызывает эстетическое наслаждение у слушателей, рабочий испытывает наслаждение потому, что кто-то наслаждается использованием вещи, которую сделал он. Подобные отношения были характерны для первобытных людей, живших в эпоху палеолита, в виде традиции безвозмездного дарения. То же самое можно наблюдать и у детей: ребёнок, сделавший из пластилина фигурку, даёт её другому ребёнку, и радуется, наблюдая, как тот наслаждается подарком.

Такое единство субъекта и  объекта в практической деятельности заложено в сущности человека, и  оно реализуется, когда субъективные и объективные условия практики не противоречат друг другу. Но в конкретно-исторических условиях существования человека подлинная  деятельность (праксис) фактически никогда  не осуществлялась в своей тотальности, а если она и имеет место, то только для весьма ограниченного  круга людей (как правило, из числа  экономически господствующего класса, ибо они освобождены от необходимости  превращать свою деятельность в простое  средство для выживания).

Неподлинное (т. е. не соответствующее его природе) осуществление праксиса связано с противоречием между процессами экстеоризации и интериоризации. Дисбаланс обнаруживает себя в таких формах, как безответность (например, в отношениях любви), неэквивалентность (в процессах эксплуатации), утрата (в процессах отчуждения), превращение (например, в виде перверсивных форм сознания, товарном фетишизме, видимости, идеологии, иллюзорности, – феноменах, описанных Марксом). Все они, как правило, являются формами проявления бесчеловечности.

Фундаментальной основой  неподлинности человеческого бытия, с точки зрения Маркса, является отчуждение, которое особенно подробно рассмотрено им в ходе анализа феномена частной собственности на средства производства. Здесь не место обсуждать эти вопросы, но хотелось бы указать на связь между марксовым пониманием предметности и отчуждением. Если предметный мир, по Марксу, есть внешнее воплощение и обнаружение человека, то в условиях частной собственности этот предметный мир, созидаясь человеком, начинает не просто существовать вне рабочего в качестве некоторой предметности, но и начинает противостоять рабочему, становится для него чуждым, враждебным. С другой стороны, в предмете отчуждается не только вещность предмета, не только природа, данная в его (продукта) субстанциональности, но и человеческая субъективность, вложенная в него в процессе труда. Между субъектом и объектом вклинивается враждебное «общение» и возникает страдание, утрата человеком самого себя, т. е. возникает ситуация бесчеловечности: человеческому существу становится трудно или мучительно осуществлять свою деятельность, т. е. реализовывать свой человеческий способ бытия, ибо эта реализация оказывается бесчеловечной.

Социально-экономическое  отчуждение – это фундамент, на основе которого разворачиваются другие его формы. Вместе с предметом от рабочего отчуждается и природа, являющаяся неорганическим телом человека и материальным субстратом предметного мира, производимого рабочим. Как пишет Маркс «мы рассмотрели… отношение рабочего к продукту труда, как к предмету чуждому и над ним властвующему. Это отношение есть вместе с тем отношение к чувственному внешнему миру, к предметам природы, как к миру чуждому, ему враждебно противостоящему» 7.

Отчуждение предмета и  предметной деятельности связано с  частной собственностью, определяющей все социальные структуры и отношения (а не только структуры экономического порядка). Она задаёт способы отношения к вещам в процессе совместной предметной деятельности, способы отношений между людьми. Структуры предметного отчуждения с необходимостью порождают отчуждение социальное, которое выражается в классовой, внутриклассовой и межличностной вражде. Отношения капиталистической конкуренции пропитывают всё тело буржуазного общества. Конкурируют не только капиталисты, не только рабочие, но и ученики в школе, дети во дворе. Социальный мир поляризуется в классовом отношении, по уровню доходов и т. д. Вражда постепенно проникает во все межличностные отношения. Возникает не просто классово-экономическое отчуждение, но и межчеловеческое отчуждение – состояние «войны всех против всех».

Люди больше не доверяют друг другу, замыкаются в узком кругу  «своих» и тем самым в ткани  человеческой социальности образуются разрывы. Буржуазный мир атомизируется  в эгоизм, тяготеет быть тотальным. Атомизация социального мира общественных отношений достигает своего пика, с точки зрения Маркса, в деньгах. В силу того, что человеческое есть одновременно и социальное, данное в предметной и духовной связи индивидов, то разрывы этих связей Маркс называет бесчеловечностью [Unmenschlichkeit].

И, наконец, все эти формы  отчуждения завершаются в отчуждении экзистенциальном, т. е. затрагивающем глубинные жизненные смыслы человека. Человек самоотчуждается, становится чужим, враждебным самому себе. Индивид чувствует себя товаром, мёртвой вещью; в этом унижении, обесценивании, в самоутрате доминирует животное, нечеловеческое.

В своём «идеальном» виде практика, чтобы быть человеческой и человечной, должна быть свободной и доставлять человеку наслаждение [Genub]. В условиях отчуждения, когда у трудящихся нет подлинного самообладания и свободного времени, их труд из средства к достижению духовности превращается в самоцель и в итоге человеческое существо ограничивает себя сугубо животными потребностями. Человек «в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчуждённость труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы» 8. И далее: «Подобным же образом отчуждённый труд, принижая самодеятельность, свободную деятельность до степени простого средства, тем самым превращает родовую жизнь человека в средство для поддержания его физического существования. Присущее человеку сознание его родовой сущности видоизменяется, стало быть, вследствие отчуждения так, что родовая жизнь становится для него средством» 9.

Вышеизложенное не позволяет  рассматривать Маркса в качестве проповедника вульгарного или экономического материализма. Важно подчеркнуть, что радость, удовольствие, о которых говорит Маркс, внутренне присущи подлинно человеческой деятельности. Они не что-то внешнее, детерминированное, скажем, владением (обладанием), высоким уровнем заработной платы, вульгарным наслаждением, пьянством, брюхонабивательством или сексом. Во всех этих случаях «радость от деятельности» – это извращённая, искалеченная, неподлинная радость, ибо деятельность в таком случае оказывается средством для чего-то другого, чего-то внешнего. Только сам процесс совершения деятельности по творчеству нового бытия и воплощению человеческого смысла может доставлять подлинное удовольствие и удовлетворение.

Речь у Маркса не идёт и о патологических наслаждениях, которые испытывает, скажем, маньяк или серийный убийца.

Человеческое существо становится человеком только в человеческом обществе, в котором он обнаруживает себя в процессе своей жизнедеятельности. Человек, как губка, активно впитывает  в себя отношения с окружающим миром. Каковы эти отношения – таков и человек. Человечность в марксовом смысле характеризуется отсутствием противоречия между сторонами общения, т. е. высоким качеством социальной сплочённости и межличностного доверия. Они начинают характеризоваться взаимной открытостью, в отличие от страха и закрытости неподлинных отношений, когда превалируют отчуждённость и эгоизм. Общество эгоистов состоит из эгоистов-атомов. Недоверие конституирует распад собственно социальных структур, что означает распад самого общества. А коль скоро человек как человек оказывается возможным только в обществе, то снижение уровня внутригрупповой сплочённости и распад социальных связей означает распад и невозможность человека как человека.

Таким образом, торжество человечности в философии Карла Маркса мы можем определить как такую ситуацию, в которой люди способны свободно (объективно и субъективно) реализовывать свои замыслы в практической деятельности и при этом получать удовольствие от самого акта этой практической самореализации себя в мире, наслаждаясь предметностью субъективно при её непосредственном утверждении, и объективно – когда наслаждаются другие. Создание условий, при которых люди могут свободно наслаждаться своей собственной деятельностью, и означает возникновение гуманизма как атмосферы свободного и творческого общения преодолевающих отчуждение людей. Создание условий для самореализации – это и есть социальный, практический гуманизм. При своём осуществлении он совершенно не затрагивает национальные культурные специфики, а лишь способствует постепенному снятию различных форм бесчеловечности. А радость от свободной жизнедеятельности одинаково переживается и российским кузнецом, и вьетнамским крестьянином, выращивающим рис. Гуманизм тем самым оказывается универсалией здоровой общечеловеческой культуры, поддерживающей высокое качество социального бытия и порядка.

Подведём итоги. Прежде всего, мы видим, что К. Маркс понимает человека весьма нетрадиционно, избегая сводить его определение к какому-то одному качеству: телесности, духовности, рациональности или социальности, хотя все они входят в определение человека. Думается, что марксова дефиниция человека как подлинности и нормы может быть сформулирована следующим образом: человек – это живое телесно-духовное существо, способом существования которого является общественная свободная и сознательная преобразующая деятельность. Она представляет собой природное конкретно-историческое единство его как субъекта и созидаемого им объективного (предметы, культура, общество, мир символов) бытия. Подлинной формой этого бытия является такая активность, в которой субъект неотчуждённым и позитивным образом связан с объектными условиями своего наличного присутствия в мире.

Информация о работе Концепция гуманизма и проблема отчуждения в учении К. Маркса