Концепция ноосферы и ее мировоззренческое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

В чем смысл жизни? К чему стремиться человек, познавая природу и самого себя? Именно эти вечные вопросы человеческого бытия, ставшие особенно актуальными на фоне стремительно развивающейся технической мысли, тревожили ученых и философов в конце XIX и XX веков. Геолог и философов в одном лице, В.И.Вернадский, выразил эту тревогу так: ”Мы подходим к великому повороту в жизни человечества, с которым мы не можем сравнить все им раньше пережитое. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться той силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу, которую неизбежно должна дать ему наука?”

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
Понятие биосферы……………………………………………4
Ноосфера………………………………………………………7
Понятие ноосферы. Учение Вернадского о ноосфере………...7
Биогеохимические принципы В.И. Вернадского…………….12
Пути становления ноосферы. «Ноосферный» анализ современного состояния общества……………………………13
Ноосферная цивилизация как перспектива социального развития общества…………………………………………...15
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

FILOSOFI.DOC

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из геологической  роли человека, Ф.П. Павлов (1854-1929г.г.) говорил об антропогенной эре; человек на его глазах становился могучей, все растущей геологической силой.

По мнению Вернадского  все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь же его связана не с его  материей, а с его мозгом, с его разумом  и направленным разумным трудом. В XX веке, впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту Земли, расселился по всей ее поверхности.

«Человечество своей жизнью стало единым. Нет ни единого клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно... Все это результат роста человеческого мозга и направляемого им труда». На основе этих изменений, полагал Вернадский, человечеству стоит рассчитывать на большое будущее, если  он не употребит свой разум и труд на самоистребление. По мнению Вернадского, в самой эволюции человечества заложено его стремление к единой организации. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство. Лишь человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Именно тогда возникает вопрос о перестройке биосферы в интересах свободномыслящего человека как единого целого, это новое состояние биосферы к которому мы, не замечая этого, приближаемся и есть «ноосфера». Вот как раскрывает Вернадский это понятие: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становиться крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом, по сравнению с тем, что было раньше. Ноосфера - последние из многих состояний биосферы в геологической  истории - состояние наших дней».

Действительно, многие минералы, ранее  недоступные или просто не существовавшие, теперь производятся или добываются в млрд. тонн (алюминий, самородное железо). Растет масса искусственных материалов, именно отсюда берется стратегическое сырье.

Именно в связи с возникновением разумного живого вещества, в лице человека и его влияния на природную  среду (биосферу) возникает вопрос об авторотрофности человека.

Человек, безусловно, связан с остальным живым веществом. Прежде всего, происхождением. По мнению Вернадского, не существует никаких следов и признаков самозарождения жизни. Несомненно, и то, что и жизнь существует непрерывно со времени образования самых древних геологических отложений, т.е. со времени архейской эры. Кроме того, нет ни одного организма среди сотен тысяч различных изученных видов, генезис которого не отвечал бы принципу Реди. Этот принцип состоит в том, что всякий живой организм происходит от другого, живого же организма. По мимо происхождения, человека и природу неразрывно соединяют еще две нити: питание и источники энергии. Зависимость человека от природы в вопросе питания является следствием великого геохимического явления - круговорота химических элементов в биосфере. Изменения режима питания повлечет за собой изменения всего социального уклада общества. Вернадский полагал, что больших перемен в этом вопросе можно ожидать, если воспользоваться механизмом добычи питания и энергии у мира зеленых растений. Этот мир независим от других организмов. Зеленые растения сами могут вырабатывать вещества, необходимые для жизни, пользуясь костными, не связанными с жизнью, химическими продуктами земной коры. Они авторотрофны, т.к. в своем питании ни от кого не зависят. Помимо авторотрофных растений существуют гетеротрофные (полностью) и миксотрофные (частично) зависимые от живых организмов растения. “Человек глубоко отличается от других организмов по своему воздействию на окружающую среду... Разум все изменяет. Руководствуясь им, человек употребляет все вещество окружающее его,- костное и живое,- не только на построение своего тела, но также и на нужды своей общественной жизни”.

И само подобное использование  уже является большой геологической  силой. По мнению Вернадского, этим путем разум вводит в механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым до сих  пор не было. Таким образом, человек меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей   среды, своего места обитания.

Открытие земледелия повлияло на жизнь авторотрофных  зеленых растений. этим путем человек  освободился от стихийной зависимости  от живой окружающей среды, тогда как другие организованные существа в этом отношении  являются ее бессильными придатками. «Основываясь на этой победе, человек уничтожил «девственную природу». Он внес в нее массу неизвестных, новых химических соединений и новых форм жизни - культурных пород животных и растений.» Вернадский предполагал возможность, минуя использование живых организмов, создание химических соединений, заменивших бы человеку пищу.

Вторым важнейшим для  человека вопросом в достижении авторотрофности Вернадский считал поиск новых, неорганических источников энергии. Он писал: “... запасы энергии, находящиеся в распоряжении разума, неистощимы. Сила приливов морских волн, радиоактивная, атомная энергия, теплота Солнца могут дать нужную силу в любом количестве“. Особенно важным казалось ему использование энергии Солнца. Ведь так человек мог бы овладеть источник энергии зеленых растений, которая ему необходима для пищи и топлива.

Последствия искусственного синтеза пищи и создание искусственных источников энергии, считал Вернадский, позволило бы говорить о появлении третьего независимого ответвления жизни - авторотрофного животного. Так человеческий разум создал бы новое геологическое явление. И последнее: Вернадский полагал, что этот процесс даст человеку возможность использования его вековых духовных  устремлений, так как создание авторотрофного существа - это настоящее творчество.

 

2. Биогеохимические принципы В.И.Вернадского.

 

Учение В.И. Вернадского  — основателя биогеохимии и науки о биосфере — очень обширно и затрагивает многие аспекты глобальной экологии.

Первый принцип. Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Прогрессивная эволюция любой экосистемы ведет к увеличению суммарного протока энергии через нее. Эта закономерность проявляется в способности живого к распространению, к развитию, во «всюдности жизни» (выражение В.И. Вернадского).

Второй принцип. Эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию устойчивых в биосфере форм жизни, идет в направлении, усиливающем биогенную миграцию атомов. Согласно этому принципу преимущества в ходе эволюции получают те организмы, которые пробрели способность усваивать новые формы энергии или «научились» полнее использовать химическую энергию, запасенную в других организмах.

Третий принцип. Живое вещество находится в непрерывном химическом обмене с космической средой, его окружающей, и создается и поддерживается на нашей планете космической энергией Солнца. Этот принцип очень важен для понимания тех процессов, которые обычно называют «самоорганизацией биологических структур».

 

3. Пути становления ноосферы. “Ноосферный” анализ современного состоянии общества.

 

Как и Вернадский, современные  ученые рассматривают ноосферу, как новую, высшую эволюцию биосферы, связанную с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее воздействие на ход природных (включая космические) процессов. Зародившись на планете Земля ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь в особый структурный элемент космоса.

Масштабы взаимодействия современного общества с природой определяются в основном небиологическими потребностями человека. Его техническая мощь достигла величин, соизмеримых с биосферными процессами. Так, строительная горнодобывающая техника ежегодно перемещает на поверхности Земли больше материала, чем сносится в моря всеми реками мира  и в результате водной эрозии. Человеческая деятельность на планете изменяет климат, влияет на состав атмосферы и Мирового океана. В условиях современной хозяйственной деятельности человека, реально возможность полного подрыва естественных воспроизводительных сил природы, множатся примеры безвозвратных потерь отдельных популяций и видов живых организмов, ухудшается экологическая обстановка на планете. В подобных условиях о разумном управлении биосферой для всечеловеческого блага говорить трудно.  

Уже после смерти Вернадского,  в 1957 году П. Дансеро сформулировал три экологических закона:

1. Закон  необратимости взаимодействия в  системе “человек - биосфера”.

Часть возобновимых природных  ресурсов (животных, растительных и  др.) могут стать невозобновимыми, если деятельность человека сделает невозможным их жизнедеятельность и воспроизводство. В целом, за последние 400 лет с лица Земли исчезло свыше 160 видов млекопитающих и птиц.

2. Закон   обратимости биосферы.

Биосфера, после прекращения  воздействия на ее компонентов антропогенных  факторов, стремиться восстановить свое состояние, т.е. сохранить свое экологическое равновесие  и устойчивость. Например, заброшенные сельскохозяйственные участки постепенно возвращаются в свое первоначальное дикое состояние.

3. Закон  обратной связи взаимодействия в системе “человек-биосфера”.

Любое изменение в  природной среде, вызванное хозяйственной деятельностью человека, бумерангом возвращается к человеку и имеет нежелательные последствия, влияющие на экономику, социальную жизнь и здоровье людей. Примером здесь могут стать экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала.

Источником нестабильности в окружающем нас мире оказываемся  мы сами  наша собственная деятельность  или, говоря современным языком, антропогенный  фактор. Речь при этом идет не только о росте давления на природу со стороны человека, но и о качественных изменениях во “ внутренней организации” самого этого фактора, которые стали решающими за последние десятилетия. Речь идет о новом типе “ неустойчивости”, а не о  “угрожающей ситуации”, “кризисе” и т.п. глобальных проблемах.

Мир,  такой огромный и массивный, вдруг оказался хрупким  и неустойчивым, а  отдельный человек, столь уверенный в своей малости  и потому в безнаказанности, уверенный, что на его век хватит, объективно оказался важным компонентом мировых процессов. Примером может служить трагедия на Чернобыльской АЭС, явившейся итогом легкомыслия и некомпетентности  отдельных индивидов, в их совокупности и каждым в отдельности подготовивших преступление, внешне выглядящее как несчастный случай. Выбор стратегии развития любой отрасли человеческой деятельности на совести конкретных индивидов, даже если решение принимается коллегиально. На сегодняшний день человечество находится перед необходимостью выбора между тем, чтобы  научиться жить в эпоху антропозоя в истории Земли или смирится с перспективой заката цивилизации, а может быть и живой природы. Живая природа как система теперь не может существовать сама по себе, без направляющих воздействий, причем научно-обоснованной.

 

      1. Ноосферная цивилизация как перспектива социального

развития общества.

 

Одним из успехов в  современной науке можно считать  осознанное стремление решить проблемы рационального использования природных  ресурсов и обеспечение устойчивости среды жизни. Главное разработать  такую систему мероприятий, которая обеспечила бы функционирование биосферы в новых условиях и неограниченно долгое существование человечества на планете. Рецепты ограничительного характера, природоохранные мероприятия в строгом смысле этого слова, не способны дать желаемого эффекта. Теперь речь идет не о том, чтобы несколько ослабить наш нажим на природу, в надежде, что после этого она сама восстановится. Во многих случаях необходима более действенная помощь. Природоохранительная стратегия должна подкрепляться природовосстановительными мероприятиями.

На место привычного субъективно-объективного отношения  человека  к природе пришло некое  “кентавроподобное” единство, в котором  прежние наши объекты, природа, не могут существовать без помощи “умного начала”, человеческого разума. Поэтому на данный момент речь идет даже не о ноосфере в смысле В.И.Вернадского, а о некотором явно “ искусственно”, “синтетическом”  единстве, которое можно было бы назвать “гео-био-техно-ноосфера”. Разрыв подобного единства привел бы к распаду его “элементов” как жизнеспособных объектов. Процесс становления новых взаимоотношений идет очень трудно, нет никакой гарантии, что впереди нас ждет успех. Это потребует целенаправленного действия коллективного интеллекта человечества - его самоорганизации. Работа над стратегией существования в новых условиях требует объединение усилий многих ученых, интеграция науки с культурой, философией, религией, общественным движением; но самое важное - преодолеть диктат политики и экономики в общественном устройстве над духовно-нравственными началами, которые заложены в качестве механизма самосохранения в любом человеческом существе.

Влиять на общественное сознание можно стимулируя потребности  человека. Как известно, существуют две сферы потребления: производственная и личная.

В производственной сфере  в последнее время наметились определенные сдвиги. Это энергосберегающая политика ряда стран, экологические требования к транспорту и т.д. Кроме того, наблюдается определенный сдвиг сознания - осознание обществом, в том числе и предпринимателями, необходимости управления потреблением: не изучение спроса, а управление им, процесс формирования культуры производства.

Сфера личного  потребления замыкается потреблением предметов и услуг человеком. Примерная группировка фактов, влияющая на эти потребности, такова:

1 группа - Общественно исторические факторы (это географическое положение, климат, традиции и обычаи, состояние природной среды);

2 группа - Технико-экономические факторы (они характеризуют степень экономического развития данного региона, технический и научный потенциал, квалификацию рабочих);

3 группа - Социально-политические факторы (они определяются господствующей формой собственности, политическим устройством государства. Их влияние зависит от распределения национального дохода, социальных гарантий и т.д.)

На сегодняшний день анализ всех этих факторов говорит  о сиюминутности потребностей современного человека; его мировоззрение замкнуто на цепи Человек-Земля-производство, а  единая картина мира и осознание  себя как частицу вселенной включенной,  неразрывно связанной  с ее механизмом отсутствует. По сути, актуальным становиться вопрос культуры производства и потребления, т.е. поиск критериев “разумных потребностей”, становление экологической этики.                                

Информация о работе Концепция ноосферы и ее мировоззренческое значение