Концепция ноосферы и ее мировоззренческое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

В чем смысл жизни? К чему стремиться человек, познавая природу и самого себя? Именно эти вечные вопросы человеческого бытия, ставшие особенно актуальными на фоне стремительно развивающейся технической мысли, тревожили ученых и философов в конце XIX и XX веков. Геолог и философов в одном лице, В.И.Вернадский, выразил эту тревогу так: ”Мы подходим к великому повороту в жизни человечества, с которым мы не можем сравнить все им раньше пережитое. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться той силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу, которую неизбежно должна дать ему наука?”

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
Понятие биосферы……………………………………………4
Ноосфера………………………………………………………7
Понятие ноосферы. Учение Вернадского о ноосфере………...7
Биогеохимические принципы В.И. Вернадского…………….12
Пути становления ноосферы. «Ноосферный» анализ современного состояния общества……………………………13
Ноосферная цивилизация как перспектива социального развития общества…………………………………………...15
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

FILOSOFI.DOC

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Критерии разумных потребностей в сфере производства все более  четко вырисовываются, при наличии  желания и воли, совершенствуя  систему управления, можно решить многие проблемы (Оптимизм вызывает Декларация предпринимателей, принятой конференцией в Рио-де-Жанейро в 1992 году, экологическая политика Голландии, США, Японии, Китая.).

Намного сложнее определить критерии разумности в сфере личного  потребления. Большинство населения  весьма инертно относится к призывам экологов позаботится о будущем  своих детей и внуков. Подобной узости мышления можно найти несколько объяснений:

1. Вся система воспитания  и образования ориентирована  на материальные  ценности;

2. Утеряны экологические  нормы культуры, национальные жизнеутверждающие  традиции;

3. Нигилизм и полное  пренебрежение духовными ценностями, утрата цели и смысла жизни, неверие  в Вечность мира;

4. Галопирующая материализация жизни, следовательно, и дегуманизация. 

Формирование  разумных потребностей - это процесс формирования человека как личности, шаг в новую цивилизацию. До сих пор нередко утверждалось мнение, что любой нравственный критерий ограничивает, якобы, сам принцип свободы в любом поиске, сдерживает прогресс. Ноосферным идеалом является жизнь, она почитается как высшее благо,  духовная цель любой деятельности. Именно такое благо, такая цель  и такой предмет касаются всех без исключения. Посему регулирования взаимоотношений с природой, забота и восстановление ее – дело, без преувеличения, каждого живущего на нашей планете.

Культура, искусство, религия, как носители нравственного императива должны занять приличествующее им место в решении экологических вопросов человечества. Мало добиться того, чтобы человек знал, как правильно поступить  в тех или иных обстоятельствах, надо, чтобы он не смог, в силу воспитания, убеждений, поступить иначе. И если люди хотят сохранить себе свою природу, свой род, все накопление культуры, т.е. собственно весь человеческий мир, им не только необходимо знать все современные научные теории, но и научиться воспринимать те символы красоты, которые есть в окружающем нас мире или созданы человеком. Только при таком синтезе у человечества есть шанс сохранить жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Алексеев С.В. “Экология” С-Петербург, 1997
  2. “Беседы за “круглым столом” Гришунин С., Рогова Э.
  3. Большая Советская Энциклопедия, т. 18
  4. Вернадский В.И. “Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждение потомков”- М.,  1993г.
  5. "В.И.Вернадский. Материалы к биографии" М., изд-во "Молодая гвардия",1988.
  6. Гумелевский Л. “ЖЗЛ: Вернадский”, М.1988, изд-во “Молодая гвардия”.
  7. Карташев А.Г. Введение в экологию. Учебное пособие. – Томск: Издательство «Водолей», 1998. – 384 с.
  8. Моисеев Н. “ Человек и ноосфера” М., 1990 г.
  9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. Пособие для вузов, а также учащихся средних школ и колледжей. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 320 с.
  10. “Ноосфера. Духовный мир человека”. Лениздат, 1986 г.
  11. Основы экологии. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 256 с.
  12. Сб. "Биосфера" ст. "Несколько слов о ноосфере" М.,Мысль,1967.
  13. Философский энциклопедический словарь, М., Сов. энц., 1984 г.
  14. Экология. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 304 с.
  15. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 455 с.

Информация о работе Концепция ноосферы и ее мировоззренческое значение