Концепция свободы в творчестве Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Главной целью данной работы считаю, на основе трудов Н. А. Бердяева о свободе личности, рассмотреть возможность применения его выводов в современном обществе и проверка актуальности его суждений.
Задачами данного реферата являются:
• Ознакомление с биографией Бердяева Н. А.
• Знакомство с творчеством Н. А. Бердяева
• Изучение проблемы свободы личности

Файлы: 1 файл

САМ РЕФЕРАТ.docx

— 61.86 Кб (Скачать файл)

5. Свобода и творчество

Однако смысл и цель жизни человека не должны сводиться  только к личному спасению и упованию на Бога. Бердяев подчеркивает, что  человек как "микротеос" призван к творческой работе, к тому, чтобы совершенствовать мир, созданный Богом, продолжать творение мира. Отсюда внимание Бердяева к проблеме творчества. Он определяет творчество как преображение мира, творение "нового бытия", прорыв к "миру иному", превращение небытия в бытие. Творчество должно охватывать все сферы деятельности человека. Но главной областью приложения творческих сил, по мнению Бердяева, является художественная деятельность, которая лучше всего раскрывает сущность творческого акта: «…что-то должно исходить и из человека, и это есть то, что есть творчество по преимуществу, творчество нового и небывшего. Это что-то не есть что-то, а ничто есть свобода, без которой нет творческого акта. Свобода, ничем не детерминированная, дает ответ на Божий зов к творческому деланию, но она дает этот ответ в соединении с даром, с гением, полученным от Бога при творении, и с материалами, находящимися в сотворенном мире. Творчество человека из ничего нужно понимать в смысле творчества человека из свободы. Во всяком творческом замысле есть элемент первичной свободы человека, ничем не детерминированной, бездонной, свободы, не от Бога идущей, а к Богу идущей. Зов божий и обращен к этой бездне и из бездны ждет ответа...         ...Творческий акт есть также взаимодействие благодати и свободы, идущего от Бога к человеку и от человека к Богу. И творческий акт можно описывать то по преимуществу в терминах свободы, то по преимуществу в терминах благодати, благодатной одержимости и вдохновения...» Бердяев Н. «О назначении человека». -- М., 1989. --С. 135--141.     Бердяев выделяет в творческом процессе главные элементы. К ним относится, прежде всего, свобода как возможность, потенциал новизны. Далее непременным элементом творчества должен быть дар, гений. Он дан человеку вне зависимости от его религиозных или нравственных усилий достигнуть совершенства и преобразовать себя. Даже если человек "гуляка праздный", он остается "орудием божьего дела в мире", ибо дар свой получает от Бога. Наконец, сотворенный мир также является элементом творческого процесса: в нем совершается творчество и из него оно черпает материал. Ибо, в отличие от Бога, человек не может творить из ничего, нуждается для творчества в материале, чтобы продолжать дело самого Творца Бердяев Н.А. «О русской философии». Ч. 1. С. 21..   Бердяев обращает внимание на то, что творчество, направленное в бесконечное, совершается в конечном. Этим обусловливается противоречивость, и даже трагичность творчества, что проявляется в несоответствии творческого замысла с его осуществлением. Начальный момент творчества, его исток всегда "взлет, победа над тяжестью мира". Но конечный результат творчества, его продукт в виде книг, картин, машин, культурных ценностей и т.п. оказывается несовершеннее, заземленнее, грубее по сравнению с его замыслом, обнаруживает "тягу к низу". Помимо несовпадения замыслов и результатов их воплощения в творчестве, сами эти результаты попадают под контроль общества путем цензуры, законов, правовых норм, нравственных принципов и т.д. В итоге человек-созидатель или продолжает развивать свой творческий дар, стремясь максимально приблизиться к совершенству, к преодолению различия между замыслом и конечным результатом, или "ломается", погибает как творческая личность, становясь ремесленником, созидающим нечто на потребу публике.  В связи с этим Бердяев ставит вопрос о смысле творчества. Преображение человека достигается в акте творчества, но создание продуктов культуры - это лишь момент творчества. Постичь смысл акта творения, смягчить его противоречивый характер можно только путем приобщения к Богу как воплощению совершенства, считает Бердяев. Главное в творчестве заключается в подъеме всего человеческого существа, направленного к высшей жизни, к новому бытию, к Богу. Человек встречается с Богом. Теперь для него исчезает все внешнее, чуждое. Возникает творческое, "экзистенциональное" время, которое зависит от напряженности переживания внутри человеческого существования, когда миг переживается как бесконечность. Бердяев верит в возможность преображенного бытия, в котором человека ожидает новое духовное и телесное существование.  Он отмечает огромное значение нравственной сферы в творчестве, подчеркивая, что творческое деяние является нравственным долгом человека. В истории человечества Бердяев выделяет этапы эволюции духовных, этических отношений: этика закона, этика искупления и этика творчества. Этика закона - низшая этика, этика "социальной обыденности". Она опирается на религиозный страх и игнорирует личность. Бог здесь воспринимается как Царь и господин мира, требующий от человека только безоговорочной покорности. Она охраняет человека, проповедуя абстрактное добро, но одновременно и ограничивает его, проявляясь в строго нормативной форме и тем самым сдерживая творческую свободу человека, ведет к лицемерию.          Этика искупления характерна тем, что человечество, осознав вину за грехопадение, стремится искупить ее отказом от социального творчества, спасается покаянием, призывом любви к Богу. Человек спасается покаянием, а не творчеством. Такая этика требует от человека аскетического образа жизни для подготовки себя к высшим целям, ведет к эгоизму.   Высшей степенью в этической эволюции является этика творчества. Это подлинно христианская этика, предполагающая творчество, религиозное преображение мира. Она основана на понимании того, что грехопадение - не препятствие для творчества, а лишь помеха его совершенству. Душа человека как бы переходит в другой план бытия, когда страх наказания вечными муками отступает на задний план и не играет никакой роли, а творческое горение в человеке побеждает. На этом этапе творчество делает волю человека свободной от страха, от скованности и ограниченности законом, становится "первожизнью", обращается к вечному, объединяет с Богом как Творцом.           Проблема творчества восходит к учению Бердяева об "объективации духа" и к идее персонализма. Он утверждает, что духовный мир человека является подлинным бытием, в котором и раскрывается его творческий потенциал. Природное и социальное бытие человека, его "низинный мир" представляет собой, по мнению Бердяева, материализацию духовного мира, превращение его в объект, объективацию. Мир объективации всегда антиперсоналистичен, ибо обезличивает человека, пробуждает в нем приспособленчество к обыденщине, создает "рабью" психологию, лишает его стремления к творчеству.            В обществе - это социальное царство механических коллективов, в которых отношения людей опосредованы нормами и законами, исключающими "свободную интимность" отношений. Здесь человек выступает не от себя, а как член коллектива, повинуясь его требованиям. В результате проблемы решаются не по совести, а с ориентацией на коллектив. В таких условиях человек утрачивает индивидуальность и полностью подчиняется конформистским установкам, т.е. существующему порядку вещей, господствующим мнениям и т.п. Коллективизм проявляет себя как господство массы над личностью.        К наиболее типичным признакам объективации Бердяев относит отчужденность субъекта от объекта; поглощение неповторимо индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; господство необходимости, детерминации извне; подавление свободы; приспособление к массивности мира и истории; социализацию человека и его мнений, стирание его оригинальности; усеченную реализацию человеком своих творческих возможностей.          Личность в своем творческом движении стеснена объективацией, считает Бердяев. Этим обусловлена его активная защита личности, возвышение ее духовного мира, утверждение, что личность вообще первее бытия, что она имеет большую ценность, чем общество, которое стремится подчинить себе человека, превратить его в орудие, средство для достижения своих целей.           Но человек является союзником Бога в преображении мира. Мир не перестал твориться, подчеркивает Бердяев. Он не завершен: творение продолжается деяниями человека. Духовное возрождение человека, его творчество должны опираться на "русскую идею", призывающую осуществить царство Божие на земле, братство людей и народов.

 

 

6.Свобода и личность 

Бердяев также интересовался  проблемой личности. Личность, пишет  он, есть спиритуалистическая, а не естественная категория; она не часть  какого-либо целого; она не часть  общества, напротив, общество — только часть или аспект личности. Личность — не часть космоса, напротив, космос — часть человеческой личности. Личность — не субстанция, она —  творческий акт, она неизменна в процессе изменения.   Личность и свобода – два неизменно связанных понятия. Но за этим стоит и еще одна проблема, которую Бердяев постиг на собственном опыте: "личность, сознавшая свою ценность и свою первородную свободу, остается одинокой перед обществом, перед массовыми процессами истории". Независимость жизненного пути, обособленность, приподнятость над миром формируют цельную личность человека, но в той же мере отдаляют его от мира. Мир всегда был чужд Бердяеву. Он был устремлен в другой, новый мир, уже существовавший в нем. Непоколебимая вера в человека и его призвание позволяла Бердяеву сохранять мир внутри себя и стремиться к реализации его в действительности.      Чуждость независимой личности окружающему миру и стремление к единению с ним практически несовместимы. Но если независимость потеряна, то личность перестает существовать. С другой стороны, личность, оторванная от мира, лишена возможности себя проявить и также обречена на исчезновение.          Бердяев выделяет два необходимых и взаимосвязанных процесса в развитии личности: восхождение и нисхождение. Восхождение – это устремление к духу, к высшей сути человека, реализация его призвания. Духовное совершенствование личности не имеет пределов. Духовная аристократия – единственная иерархия, которая имеет право на существование. Эта иерархия не дает права власти одного человека над другим, скорее обязывает того, кто находится выше. Это старшинство по духу. Но восхождение одной личности еще не имеет смысла с точки зрения преобразования мира. Человек становится непонятным окружающему ему миру и потому бессильным. И тогда необходимо нисхождение. Для того, чтобы помочь подняться оставшимся внизу, необходимо спуститься к ним. Два этих противоположных процесса составляют единство духовного развития личности.           Общество, нация, государство не является личностями; человек как личность имеет большую ценность, чем они. Поэтому-то право человека и его долг защищать свою духовную свободу против государства и общества. В жизни государства, нации и общества мы часто обнаруживаем темную, демоническую силу, стремящуюся подчинить личность человека и превратить его просто в орудие для своих собственных целей.

7. Идея Богочеловека в  концепции свободы личности

Характерной особенностью творчества Бердяева, оказавшей значительное влияние  на способ выражения мысли, является религиозность. Причем воспринять его  мысль в полной мере будет трудно как человеку неверующему, так и  приверженцу какой-либо из религий. Наиболее близок Бердяев к православному  христианству. Но у человека, слепо  следующего традиционной религии, творчество Бердяева вызовет протест, поскольку  он не принимает догматики церкви и даже считает, что церковь наносит  существенный вред вере, отделяя человека от Бога. Трудность восприятия для  неверующего заключается в том, что творчество Бердяева корнями  уходит в религию и мистику. Гениальные в своей простоте мысли, к которым  приходит Бердяев, уже лежат за пределами как религии, так и мистики, но способ их выражения по-прежнему несет отпечаток пройденного им пути.  Присущая человеку способность к творчеству божественна, и в этом состоит его Богоподобие. Высшая природа человека показывается Богом, принявшим человеческий облик; со стороны человека - его творчеством, созданием нового, еще не бывавшего.        Личность (дух) есть единство двух природ - Божественной и человеческой, что определяет христианство как религию Богочеловека и Богочеловечества. Таким образом, в философии Бердяева субъектом бытия выступает двуединство Бога и человека.        Каждый из нас и все мы вместе настолько далеки от идеала свободы, настолько обременены внешними по отношению к нам обстоятельствами, что вместе с Бердяевым готовы признать свою несвободу. Она проявляет себя в любом моменте нашего бытия, хотя и по-разному. Поэтому у Бердяева, остро чувствовавшего свою чуждость миру, это представление носит довольно емкий характер. Во-первых, им он обозначает отчуждение человека от своей деятельности, когда результат господствует над творцом и превращает его в нечто творимое и несамостоятельное. Созданный трудом капитал диктует свою волю и работнику и работодателю, и техника развивается сама по себе, демократические лозунги оборачиваются практикой тоталитарности. Одаренные свободой мы пользуемся ею робко, частично или совсем избегаем ее.        Человек пал и в своем падении увлек природный мир. Воцарилась несвобода. Но Бог не оставил свое любимое творение, он нисходит Христом, проявляя себя не силой, а любовью. Христос являет людям пример свободы признать Бога, несмотря ни на какие земные муки и страдания. И здесь раскрывается новое понимание свободы - свобода "для", свобода знать высшее добро и идти к нему. Бердяев видит в Христе единство двух природ - божественной и человеческой. Христос закрыл собою пропасть между Богом и человеком. Он не только Бог, но еще и человек, абсолютный человек, духовный человек. Раскрылось божественное в человеке и человеческое в Боге. Теперь человек стал сильнее всех сил в этом мире. Даже "грехопадение" Бердяев рассматривает "как знак мощи человека". Грех и был проявлением этой мощи. Так трагично человек проявил свою творческую, соравную Богу, природу. В Христе она обрела нужную направленность. И свобода теперь предстает как сознательная внутренняя свобода принять высшие ценности и жить ими.

Заключение

Значимость философского творчества Бердяева определяется, прежде всего, тем, что он, продолжая традиции гуманизма, провозгласил и обосновал  абсолютную ценность личности и ее неотъемлемые права на духовную свободу  и творчество, на совершенствование  себя и своего бытия. Он не остался  в стороне от решения и других актуальных и острых проблем духовной жизни России и мировой цивилизации.    Проблема свободы у Бердяева неотделима от проблемы ответственности человека перед самим собой за свой выбор, перед обществом и человечеством и перед Богом. Такая ответственность превращает, по мнению Бердяева, свободу человека в тяжкое бремя, вынести которое может далеко не каждый. Свобода является достоинством только сильной личности. Бердяев различает три вида свободы. Первичная свобода иррациональна, представляет собой свободу выбора истины. Эта свобода выражает независимость личности, ее творческую силу, способность творить как добро, так и зло. Второй вид свободы - это рациональная свобода, которая предполагает свободу человека познать высшее добро и идти к нему, понимание человеком силы морального закона и осознание им необходимости исполнения своего нравственного долга, своей ответственности перед собой и человечеством. И третий вид свободы - любовь к Богу.            Можно легко критиковать Бердяева за излишний идеализм и не систематичность его мысли. Но возможен и другой подход. Его философию можно рассматривать как интуитивный прорыв за границы детермированного процесса, влекущего человека к гибели. Человечество практически невозможно сдвинуть какими-либо систематическими философскими построениями. Дело в том, что основная проблема не в идеологии и экономике, а деградации духа человека, его материализации, порабощении, подавлении творческой активности. Потенциал творческой активности человека огромен и действительно достаточен для построения нового мира, во что так верил Бердяев. Но это лишь потенциал. Для его реализации необходима свобода.       Свобода есть неотъемлемый дар каждого человека. Но он обменивает этот дар на стабильность и мнимое благополучие. Главную роль в этом играет отчужденность человека, заставляющая человека бороться с себе подобными. Вражда порождает рабство. Рабство порождает вражду.       Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости,  ее неприкосновенность  перед  лицом  экспансии  детерминизма.  Возможно  именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой  половине  XX  века, Н.А. Бердяев  остается  во  многом  нашим  современником,  призывающим   при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 


Информация о работе Концепция свободы в творчестве Бердяева