Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:47, реферат
Главной целью данной работы считаю, на основе трудов Н. А. Бердяева о свободе личности, рассмотреть возможность применения его выводов в современном обществе и проверка актуальности его суждений.
Задачами данного реферата являются:
• Ознакомление с биографией Бердяева Н. А.
• Знакомство с творчеством Н. А. Бердяева
• Изучение проблемы свободы личности
5. Свобода и творчество
Однако смысл и цель
жизни человека не должны сводиться
только к личному спасению и упованию
на Бога. Бердяев подчеркивает, что
человек как "микротеос" призван
к творческой работе, к тому, чтобы совершенствовать
мир, созданный Богом, продолжать творение
мира. Отсюда внимание Бердяева к проблеме
творчества. Он определяет творчество
как преображение мира, творение "нового
бытия", прорыв к "миру иному", превращение
небытия в бытие. Творчество должно охватывать
все сферы деятельности человека. Но главной
областью приложения творческих сил, по
мнению Бердяева, является художественная
деятельность, которая лучше всего раскрывает
сущность творческого акта: «…что-то должно
исходить и из человека, и это есть то,
что есть творчество по преимуществу,
творчество нового и небывшего. Это что-то
не есть что-то, а ничто есть свобода, без
которой нет творческого акта. Свобода,
ничем не детерминированная, дает ответ
на Божий зов к творческому деланию, но
она дает этот ответ в соединении с даром,
с гением, полученным от Бога при творении,
и с материалами, находящимися в сотворенном
мире. Творчество человека из ничего нужно
понимать в смысле творчества человека
из свободы. Во всяком творческом замысле
есть элемент первичной свободы человека,
ничем не детерминированной, бездонной,
свободы, не от Бога идущей, а к Богу идущей.
Зов божий и обращен к этой бездне и из
бездны ждет ответа... ...
6.Свобода и личность
Бердяев также интересовался
проблемой личности. Личность, пишет
он, есть спиритуалистическая, а не
естественная категория; она не часть
какого-либо целого; она не часть
общества, напротив, общество — только
часть или аспект личности. Личность
— не часть космоса, напротив, космос
— часть человеческой личности.
Личность — не субстанция, она —
творческий акт, она неизменна в процессе
изменения. Личность и свобода – два неизменно
связанных понятия. Но за этим стоит и
еще одна проблема, которую Бердяев постиг
на собственном опыте: "личность, сознавшая
свою ценность и свою первородную свободу,
остается одинокой перед обществом, перед
массовыми процессами истории". Независимость
жизненного пути, обособленность, приподнятость
над миром формируют цельную личность
человека, но в той же мере отдаляют его
от мира. Мир всегда был чужд Бердяеву.
Он был устремлен в другой, новый мир, уже
существовавший в нем. Непоколебимая вера
в человека и его призвание позволяла
Бердяеву сохранять мир внутри себя и
стремиться к реализации его в действительности.
7. Идея Богочеловека в концепции свободы личности
Характерной особенностью творчества Бердяева, оказавшей значительное влияние на способ выражения мысли, является религиозность. Причем воспринять его мысль в полной мере будет трудно как человеку неверующему, так и приверженцу какой-либо из религий. Наиболее близок Бердяев к православному христианству. Но у человека, слепо следующего традиционной религии, творчество Бердяева вызовет протест, поскольку он не принимает догматики церкви и даже считает, что церковь наносит существенный вред вере, отделяя человека от Бога. Трудность восприятия для неверующего заключается в том, что творчество Бердяева корнями уходит в религию и мистику. Гениальные в своей простоте мысли, к которым приходит Бердяев, уже лежат за пределами как религии, так и мистики, но способ их выражения по-прежнему несет отпечаток пройденного им пути. Присущая человеку способность к творчеству божественна, и в этом состоит его Богоподобие. Высшая природа человека показывается Богом, принявшим человеческий облик; со стороны человека - его творчеством, созданием нового, еще не бывавшего. Личность (дух) есть единство двух природ - Божественной и человеческой, что определяет христианство как религию Богочеловека и Богочеловечества. Таким образом, в философии Бердяева субъектом бытия выступает двуединство Бога и человека. Каждый из нас и все мы вместе настолько далеки от идеала свободы, настолько обременены внешними по отношению к нам обстоятельствами, что вместе с Бердяевым готовы признать свою несвободу. Она проявляет себя в любом моменте нашего бытия, хотя и по-разному. Поэтому у Бердяева, остро чувствовавшего свою чуждость миру, это представление носит довольно емкий характер. Во-первых, им он обозначает отчуждение человека от своей деятельности, когда результат господствует над творцом и превращает его в нечто творимое и несамостоятельное. Созданный трудом капитал диктует свою волю и работнику и работодателю, и техника развивается сама по себе, демократические лозунги оборачиваются практикой тоталитарности. Одаренные свободой мы пользуемся ею робко, частично или совсем избегаем ее. Человек пал и в своем падении увлек природный мир. Воцарилась несвобода. Но Бог не оставил свое любимое творение, он нисходит Христом, проявляя себя не силой, а любовью. Христос являет людям пример свободы признать Бога, несмотря ни на какие земные муки и страдания. И здесь раскрывается новое понимание свободы - свобода "для", свобода знать высшее добро и идти к нему. Бердяев видит в Христе единство двух природ - божественной и человеческой. Христос закрыл собою пропасть между Богом и человеком. Он не только Бог, но еще и человек, абсолютный человек, духовный человек. Раскрылось божественное в человеке и человеческое в Боге. Теперь человек стал сильнее всех сил в этом мире. Даже "грехопадение" Бердяев рассматривает "как знак мощи человека". Грех и был проявлением этой мощи. Так трагично человек проявил свою творческую, соравную Богу, природу. В Христе она обрела нужную направленность. И свобода теперь предстает как сознательная внутренняя свобода принять высшие ценности и жить ими.
Заключение
Значимость философского творчества Бердяева определяется, прежде всего, тем, что он, продолжая традиции гуманизма, провозгласил и обосновал абсолютную ценность личности и ее неотъемлемые права на духовную свободу и творчество, на совершенствование себя и своего бытия. Он не остался в стороне от решения и других актуальных и острых проблем духовной жизни России и мировой цивилизации. Проблема свободы у Бердяева неотделима от проблемы ответственности человека перед самим собой за свой выбор, перед обществом и человечеством и перед Богом. Такая ответственность превращает, по мнению Бердяева, свободу человека в тяжкое бремя, вынести которое может далеко не каждый. Свобода является достоинством только сильной личности. Бердяев различает три вида свободы. Первичная свобода иррациональна, представляет собой свободу выбора истины. Эта свобода выражает независимость личности, ее творческую силу, способность творить как добро, так и зло. Второй вид свободы - это рациональная свобода, которая предполагает свободу человека познать высшее добро и идти к нему, понимание человеком силы морального закона и осознание им необходимости исполнения своего нравственного долга, своей ответственности перед собой и человечеством. И третий вид свободы - любовь к Богу. Можно легко критиковать Бердяева за излишний идеализм и не систематичность его мысли. Но возможен и другой подход. Его философию можно рассматривать как интуитивный прорыв за границы детермированного процесса, влекущего человека к гибели. Человечество практически невозможно сдвинуть какими-либо систематическими философскими построениями. Дело в том, что основная проблема не в идеологии и экономике, а деградации духа человека, его материализации, порабощении, подавлении творческой активности. Потенциал творческой активности человека огромен и действительно достаточен для построения нового мира, во что так верил Бердяев. Но это лишь потенциал. Для его реализации необходима свобода. Свобода есть неотъемлемый дар каждого человека. Но он обменивает этот дар на стабильность и мнимое благополучие. Главную роль в этом играет отчужденность человека, заставляющая человека бороться с себе подобными. Вражда порождает рабство. Рабство порождает вражду. Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.
Список использованной литературы: