Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 11:27, контрольная работа
Целью контрольной работы является: изучить конфликт, как систему и процесс, с точки зрения конфликтологии. В рамках реализации цели автором были прославлены следующие задачи:
Подобрать и проанализировать теоретический материал;
Дать определение конфликту, ознакомится с типологией конфликтов.
Рассмотреть объективные (внеличностные) и личностные элементы конфликтов.
Изучить динамику и основные функции конфликтов;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Конфликт. Типология конфликтов……………………………………………4
2. Объективные элементы конфликта…………………………………………..6
3. Личностные элементы конфликта…………………………………………….9
4. Динамика и функции конфликта…………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиография……………………………………………………………………17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»
2010-2011 учебный год
Кафедра теоретической и прикладной психологии
Контрольная работа
по дисциплине конфликтология
Конфликт, как система и процесс
Выполнила студентка
Психолого-педагогического
факультета 6 семестра,
группы ПиП(з)
специальности педагогика и психология
заочной формы обучения
Матвиенко Надежда Александровна
Научный руководитель:
Лапшов Алексей Юрьевич,
старший преподаватель кафедры
теоретической и прикладной психологии
Петропавловск – Камчатский, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Конфликт. Типология конфликтов……………………………………………4
2. Объективные элементы конфликта…………………………………………..6
3. Личностные элементы конфликта…………………………………………….9
4. Динамика и функции конфликта…………………………………………….12
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Человек есть сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человек — существо как биологическое, так и социальное, одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру. Источником активности человека, являются его потребности - биологические, социальные, высшие. С целью удовлетворение своих потребностей, человек взаимодействуем с окружающим миром, другими субъектами, которые в свою очередь имеют собственные потребности, когда потребности разных субъектов или групп направлены на одну цель или противоречат друг другу, тогда возникает конфликт. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий [5, с. 15]. Классики теоретической конфликтологии так же не давали четкого определения данному понятию, т.к. конфликт есть многомерное явление, имеющее свою структуру, он одновременно представляет собой систему и процесс. Исходя из вышесказанного, была выбрана тема контрольной работы: Конфликт, как система и процесс. Целью контрольной работы является: изучить конфликт, как систему и процесс, с точки зрения конфликтологии. В рамках реализации цели автором были прославлены следующие задачи:
В научной литературе, впрочем, как и в публицистике, «конфликт» трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Словарь по конфликтологии Давлетчиной [6, с. 15] дает следующее определение данному понятию: конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, разногласие внутри человека или между людьми чреватое для них серьезными последствиями, состоянием внутреннего дискомфорта или трудностями в установлении нормальных взаимоотношений. Существует множество определений этого термина. Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и прежде всего - через социальное противоречие [7, с. 54]. Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения [8, с. 11]. С теоретических позиций классификации, выделяются следующие наиболее обобщенные типы конфликтов: 1. В зависимости от сферы возникновения: экономические, правовые, этнические, трудовые, социально-психологические, нравственные, семейные.
2. По отношению к иерархической структуре: горизонтальные, вертикальные, диагональные.
3. По отношению к субъекту: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
4. В зависимости от количества конфликтующих сторон: монополярные, (когда конфликтуют с самим собой, в том числе внутриличностный конфликт), биполярные, когда две стороны конфликтуют между собой), многополярные, (когда рассматривается конфликт между тремя и более сторонами).
5. В зависимости от причин возникновения: объективные, субъективные.
6.В зависимости от отношений субъектов друг к другу: антагонистические, (когда стороны занимают непримиримую в отношении друг к другу позицию), компромиссные (когда стороны склонны к достижению согласия).
7. По последствиям: конструктивные (приводящие к укреплению системы), деструктивные (нарушающие стабильности развития системы), нейтральные (не затрагивающие, в целом стабильности системы).
8. По отношению к объекту конфликта: эмоциональные (когда объект отсутствует и конфликт возникает и развивается по причине неприязни, зависти и прочих отрицательных эмоциональных состояний конфликтующих в отношении друг к другу), деловые (когда конфликт строго зависит от объекта и на него ориентированы конфликтующие стороны).
9. По степени управляемости: организованные (когда возникновение конфликта предусмотрено заранее и есть возможности направить его в определенное русло), стихийные (конфликты, не поддающиеся управлению и развивающиеся хаотично).
10. По степени осознанности сторонами ситуации как конфликтной: сознательные, бессознательные (формируются на уровне агрессии или влечений (например, ревность)). Часто бессознательный конфликт сознательно прикрывается субъектами (оправдывают, сглаживают, опровергают и пр.), сами не подозревая наличия конфликта. Уход от конфликта также может быть: сознательный и бессознательный (из-за страха; из-за привязанности, любви)[2, с. 31-33]. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс [1, c. 231]. Все элементы конфликта могут быть разделены на объективные и личностные.
2. Объективные элементы конфликта
К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли, сознания личностных качеств человека.Такими элементами являются: предмет, объект участники и среда конфликта.
Ядром любого конфликта является противоречие, в котором отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта, в котором отражается обыденное восприятие основного противоречия.Таким образом, предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта [7, с. 48]. Еще одиннепременным атрибутом конфликта - его объект, центральное звено конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту.
Объект конфликта имеет следующие основные характеристики:
1) под объектом конфликта
понимают ту ценность, по поводу
которой возникает
2) объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида: материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные, религиозные, политические и т.д.;
3) объект конфликта всегда
связан с интересами
4) объект конфликта носит релятивистский характер;
5) объект конфликта всегда
имеется в ограниченном (дефицитном)
количестве или качестве и
не способен одновременно
6) объект конфликта может быть явным и латентным [9, с. 18-19]. Нередко конфликтность образов возникает в случае, когда объективная основа конфликта отсутствует, но, тем не менее, отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные, такие случаи именуются ложным конфликтом [4, с. 118-119]. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы [7, с. 48].
Следующий элемент любого конфликта - его участники, т.е.основные действующие лица, которыми всегда являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные, официальные или как юридические лица. Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.Степень участия в конфликте может варьировать от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого, выделяют: основных участников конфликта, группы поддержки и других участников[1,с. 232]. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, вконфликтологической литературе их также часто называют противостоящими сторонами, реже — конкурентами, соперниками, противниками, субъектами или оппонентами конфликта [5, с. 183]. Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт, потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника не влияет на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству [ 9, с. 21]. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта[1, с. 234]. В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг.
К неосновным, косвенным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта, их еще называют третьей стороной. По определению, им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками часто оказывается подвижной. Диалектика состоит в том, что в процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лица могут меняться местами.Среди косвенных участников конфликта выделяют группу поддержки, которые специально создаются для поддержки того или иного субъекта конфликта [9,с. 20]. В группу других участников конфликта входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на конфликт – подстрекатели и организаторы. Подстрекатель — провоцирует конфликт, но необязательно в нем участвующие. Организатор —планирующет конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и др. В число участников конфликта включают медиаторов (посредников, судей и т.д.), которые решают задачу прекращения конфликта,по мнению некоторых авторов, медиаторы не входят в число участников конфликта [1, с. 234].
Последний объективный элемент конфликта представляет собой его среда. С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта. Микросреда конфликта — это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды — это малая социальная группа. Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Опосредованно макросреда влияети на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.По природе составляющих ее компонентов выделяют: физическую, общественно-психологическую и социальную среды конфликта, они проявляются на микро- и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом [9, с. 22].
К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы — все эти и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.
Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, выделяют: