Конфликт, как система и процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является: изучить конфликт, как систему и процесс, с точки зрения конфликтологии. В рамках реализации цели автором были прославлены следующие задачи:
Подобрать и проанализировать теоретический материал;
Дать определение конфликту, ознакомится с типологией конфликтов.
Рассмотреть объективные (внеличностные) и личностные элементы конфликтов.
Изучить динамику и основные функции конфликтов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Конфликт. Типология конфликтов……………………………………………4
2. Объективные элементы конфликта…………………………………………..6
3. Личностные элементы конфликта…………………………………………….9
4. Динамика и функции конфликта…………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиография……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

konflikt_kak_sistema_i_process.docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

1) основные психологические  доминанты поведения;

2) черты характера и  типы личностей;

3) установки личности, образующие  идеальный тип индивидуальности;

4) неадекватные оценки  и восприятия;

5) манеры поведения;

6) этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта [9, с. 28].

Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играют основные психологические доминанты поведения личности: ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности. Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого.

Ценностные ориентации представляют собой идеологические, политические, моральные и другие основания, на основе которых субъект противоборства оценивает характер конфликта и строит свое поведение в этой ситуации [6, c. 92]. На базе ценностных ориентации происходят вычленение и дифференциация объектов конфликта по их значимости, решается вопрос о том, следует ли участвовать в конфликте. Ценностные ориентации обнаруживаются в целях участников конфликта [9, с. 20]. Цель — это осознанный образ предполагаемого результата, на достижение которого направлено действие человека [6, c. 92]. Применительно к конфликту цель его субъектов — это представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства и к достижению которой стремятся его участники. Образ предвосхищаемого позитивного результата конфликта приобретает побудительную силу и таким образом становится целью, начинает направлять действия субъектов противоборства. Но это происходит тогда, когда осуществляется связь цели с мотивом поведения.

Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов [1,с. 237].

Интересы участников конфликта — это осознание ими объекта конфликта как своей потребности, противоречие которых рождает конфликт. Если объект не представляет никакого интереса, конфликт из-за него не возникает. С точки зрения психологии потребность субъектов конфликта — это такое их состояние, которое выражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимость для их существования. Поэтому она является самым глубинным источником активности субъектов и толкает их на конфликтные действия. Потребность, таким образом, является тем состоянием личности, которое регулирует ее поведение, в том числе конфликтное. Но эта регуляция осуществляется во взаимосвязи с интересами, мотивами, целями и ценностными ориентациями личности [9, с. 39-40].

Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые характеристики. Это индивидуальные психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагирования на слова и поступки людей.

К важным личностным элементам конфликта следует отнести установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности, среди которых Шпрангер выделяет теоретическую, экономическую, эстетическую, социальную, политическую и религиозную установки [4, с. 36].    Неадекватные оценки и восприятия человеком, как других людей, так и самого себя также являются важным элементом конфликта. В этой связи более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект стереотипизации. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот. И в том и в другом случаи ореол может стать причиной и внутриличностного и межличностного конфликтов. Эффект новизны — при восприятии и оценке людьми друг друга по отношению к незнакомому человеку более значимой является первая информация, а по отношению к знакомому — последняя, т.е. более новая информация. Социальный стереотип — это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта: группы, индивида, явления. Его наличие играет существенную роль в оценке человеком других людей и событий. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, он может быть и ложным, выполнять негативную роль, формируя ошибочное представление о людях, затрудняя взаимодействие между ними и способствуя развитию конфликта [3, с. 89-91].

Важный элемент конфликта — расхождение этических ценностей людей. Вечным и одним из основных регуляторов человеческих отношений выступают этические нормы.  В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их учитывает в общении, он может, как облегчить себе взаимодействие, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить его или даже сделать конфликтным [9,с. 30].

  1. Динамика и функции конфликта

К динамическим характеристикам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Описание данных характеристик предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, определяющих его возникновение и развитие. Различение структурных и динамических параметров конфликта иногда бывает недостаточно четким. Например, цели участников конфликта выступают, с одной стороны, в роли регуляторов взаимодействия, с другой же — являются характеристиками сторон конфликта, его структурных элементов [5, с. 186].  Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.   Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом. Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития:

1. Возникновение и развитие  конфликтной ситуации. Конфликтная  ситуация создается одним или  несколькими субъектами социального  взаимодействия и является предпосылкой  конфликта.

2. Осознание конфликтной  ситуации хотя бы одним из  участников социального взаимодействия  и эмоциональное переживание  им этого факта. Следствиями и  внешними проявлениями подобного  осознания и связанных с ним  эмоциональных переживаний могут  быть: изменение настроения, критические  и недоброжелательные высказывания  в адрес своего потенциального  противника, ограничение контактов  с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного  взаимодействия. Этот этап выражается  в том, что один из участников  социального взаимодействия, осознавший  конфликтную ситуацию, переходит  к активным действиям (в форме  демарша, заявления, предупреждения  и т. п.), направленным на нанесение  ущерба «противнику». Другой участник  при этом сознает, что данные  действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает  активные ответные действия против  инициатора конфликта.

4. Развитие открытого  конфликта. На этом этапе участники  конфликта открыто заявляют о  своих позициях и выдвигают  требования. Вместе с тем они  могут не осознавать собственных  интересов и не понимать сути  и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.) [8,с. 29-32].   В некоторых интерпретациях динамика конфликта выглядит следующем образом:

1.предконфликтная ситуация (латентный период); 

2.открытый конфликт (собственно конфликт), включающий в себя:

-инцидент (начало конфликта),

- эскалацию (развитие) конфликта 

- завершение конфликта;

3. послеконфликтный период [9, с. 46; 1, с. 265-269].    Обязательным условием конфликтаявляется его осознание его участникамисложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение [4, с. 118-119]. Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего, с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

При этом фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются [8, с. 101].              Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния. Конфликт как общественное явление может выполнять как позитивные, так и негативные функции. Если конфликт способствует позитивным изменениям, раскрывает потенциал, стимулируя инновационную активность личности, групп и, в конечном счете, сбалансирует силы, распределение ресурсов и системы, можно считать, что конфликты выполняют позитивную функцию. К негативным функциям конфликта относятся ухудшение психологического климата, усиление конфронтации, проявление элементов подавления слабых сильными, и как последствие всего этого, нарушение баланса сил и распределения ресурсов [7,с. 56].

 

 

 

Заключение

Анализ теоретического материала показал, что нет четкого определения понятию конфликта, однако, несмотря на то, что различные авторы дают неодинаковые определения данному понятию, все они сходятся в том, что в основе конфликта лежит противоречие, в котором отражается столкновение интересов и целей сторон. Конфликт представляет собой многомерное явление, которое рассматривают одновременно, как систему  и процесс.    Конфликт как система состоит из двух основных элементов: объективных и личностных. К объективным элементам относятся: предмет, объект участники и среда конфликта.  К личностным – психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности. Среди объективных элементов особое внимание уделяется его объекту, поскольку он всегда связан с интересами участников конфликта, иконфликтная ситуация с отсутствием объекта,именуются ложным конфликтом т.е. если в конфликтном образе отсутствует объект, то отсутствует и сам конфликт. Среди участников конфликта выделяют: основных участников - главные действующие лица, группы поддержки - созданные для поддержки главных действующих лиц, и других участников – подстрекатели и организаторы, первые являются провокаторами, вторые – разработчиками, так же выделяют медиаторов, задача которых прекратить конфликт.         Среди личностных элементов конфликта выделяютосновные психологические доминанты поведения, черты характера и типы личностей; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности. Каждый из характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта и влиять на его развитие. Конфликт, как процесс имеет свою динамику, к характеристикам которой относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях, которые находят свое отражение в таких понятиях, как: этапы конфликта и фазы конфликта. Основными этапами конфликта являются: предконфликтная ситуация (латентный период);  открытый конфликт (собственно конфликт), включающий в себя:    инцидент (начало конфликта), эскалацию (развитие) конфликта,  завершение конфликта, и после конфликтный период. Конфликтное поведение порождает восприятие его участниками сложившуюся ситуацию как конфликтную, поэтому обязательным условием конфликта является его осознание, хотя бы одной из сторон. Фазы конфликта (начальная фаза, фаза подъема, пик конфликта, фаза спада)отражают его динамику, и могут повторяться циклически.       Конфликт всегда оказывает влияние на его участников, следовательно, выполняет определенные функции. Если конфликт способствует позитивным изменениям, значит, он выполняют позитивную функцию и наоборот, если конфликт способствует негативным изменениям, то он выполняет негативную функцию.

 

 

 

Библиография

  1. Анцупов, А.Я.       Конфликтология: Учебник для вузов. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
  2. Асадов, А.Н. Конфликтология: Учебное пособие / Асадов А.Н., ПотемкинВ.К. – СПб.: СПбГУЭФ, 2003. 134 с.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андрееваа – М.:Аспект Пресс, 2008 – 363 с.
  4. Белинская, Е. П.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
  5. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина— СПб.: Питер, 2008. — 544 с.
  6. Давлетчина, С.Б. Словарь по конфликтологии / С.Б. Давлетчина – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - 100 с.
  7. Дмитрев,А.В.Конфликтология: Учебное пособие. / А.В. Дмитриев – М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
  8. Емельянов,С. М. Практикум по конфликтологии/ С.М. Емельянов–  СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
  9. Ратникова,В.П.Конфликтология. Вопросы — ответы: Учеб.пособие для  вузов / В.П. Ратникова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конфликт, как система и процесс