Конфуцианство и даосизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются многотысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю и культуру Востока лишь в терминах его социально-экономической отсталости неверно.
Достижения культур, и особенно философской мысли Востока могут быть адекватно поняты и интерпретированы только в том случае, если мы отнесемся к Востоку, как к самостоятельному и самоценному феномену, а к его историческому пути как к особому, специфическому - пусть с замедленными по сравнению европейскими темпами - развитию в рамках издавна сложившейся и крайне медленно меняющейся социально-экономической структуры.

Содержание работы

Введение3
1. Даосизм5
2. Конфуцианство13
Заключение20
Список литературы21

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 48.77 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ                                                                         Рязанский филиал                                                                     ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

 

 

                                                                    Контрольная работа

    По дисциплине:

                                           « Философия »

                          Тема: «Конфуцианство и даосизм.»

 

    

 



 

                                                                                    Выполнил: Ухнин А.В. 
                                                                                       Студент 3 курса                                    Заочной формы обучения    
                                         Группы ЗКЕ-001 
Проверила: Гордова Т.В.

 

 

Рязань 2013г. 

Содержание

 

Введение3

1. Даосизм5

       2. Конфуцианство13

Заключение20

Список литературы21

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются  многотысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что  трактовать историю и культуру Востока  лишь в терминах его социально-экономической  отсталости неверно.

Достижения культур, и  особенно философской мысли Востока  могут быть адекватно поняты и  интерпретированы только в том случае, если мы отнесемся к Востоку, как  к самостоятельному и самоценному  феномену, а к его историческому  пути как к особому, специфическому - пусть с замедленными по сравнению  европейскими темпами - развитию в рамках издавна сложившейся и крайне медленно меняющейся социально-экономической  структуры.

Общность восточной философии  заключается в особых кардинальных философских установках, в трактовке  проблем натурфилософии и антологии, т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение  микро- и макромира, сущего и несущего, материального и идеального, широкие семантические и идеологические ассоциации. Адекватный анализ классических даосско-конфуцианских мыслей в терминах, выработанных на основе европейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основного пункта споров, бесплоден. Попытки определить с точки зрения основного вопроса философии сущность школ Востока дала лишь незначительные результаты. Это говорит о принципе взаимопроникновения и смешения нерасчлененных оппозиций в восточной философии. Специфика первоосновы мышления с ее размытым в рамках широкого семантического ареала монизмом понятий и терминов лежит в основе призыва к гармоническому слиянию человека с универсумом, достижение которого является целью ряда учений. Отсюда и акцент на сближение с природой, соединение с ней в нечто единое, общее, цельное. Кроме того, проблемы социальной этики, поведение человека, политическая администрация, совершенствование мира в соответствии со своими взглядами и принципами - все эти вопросы находятся в центре рассмотрения древнекитайских философских школ.1

 

 

1.Даосизм

Определение

Даосизм (кит. дао цзя или дао цзяо) - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики.2

Древнекитайская идея дао

В Древнем Китае было распространено поклонение явлениям природы и духам  умерших предков. Круговорот в природе  и точный порядок движения небесных светил китайцы объясняли существованием бога неба (небесного начала) Тянь (в  даосской мифологии Тянь-и), которому поклонялись. Убеждение, что самым  важным в жизни должно быть гармоничное  соотношение вещей, привело к  тому, что цель своей религии китайцы  определили как сохранение естественного  ритма жизни и стремление к  гармонии во всех взаимоотношениях. Они  считали, что причиной всякого рода бедствий, например: голода, войн, эпидемий, наводнений, ураганов и т. д. — служит нарушение гармонии между людьми и природой. Так как слово даосизм  происходит от китайского слова «дао», его можно перевести словом «путь» и объяснить как плавное движение всего естественного в мире.3

Противоположные принципы инь  и ян

Дао воплощает в себе идею непостижимой, могущественной и безличной  силы, которая управляет круговоротом всех событий во Вселенной. Эта сила выражается в двух противоположных  источниках энергии инь и ян. В  то время как инь олицетворяет женское начало, зло, темный и пассивный аспект бытия, ян истолковывается как мужское, светлое, активное начало, содержащее все положительное. Например, инь — это бездействие, зима, смерть и лишения, а ян — деятельность, лето, жизнь и изобилие. Взаимодействие этих двух начал — источник круговорота жизни. Все предметы и живые существа, включая людей, содержат в себе оба начала, но в разных пропорциях, которые не всегда одинаковы в разное время. Так, у живого дерева преобладает ян, но в процессе «умирания» в нем увеличивается содержание инь. Этим взаимозамещением полярных первоначал и объясняли причину перемен в явлениях природы и жизни людей. Поэтому еще до появления учения Лао-цзы в Китае были философы, которые, отвергая цивилизацию, хотели жить по законам природы.

Основоположник

Лао-Цзы

Нет абсолютной уверенности  в исторической подлинности существования  Лао-цзы, которого считают основоположником даосизма. Имя его означает «старый  философ» и связано с легендами, повествующими о жизни Лао-цзы. Но если такой человек жил, то его  рождение можно отнести примерно ко времени между 604 и 570 г. до н.э.

Лао-цзы в свое время, возможно, занимал какой-то государственный  пост. Однако, будучи недовольным жестокостью  правителей и системой государственной  власти, оставил службу и занялся  философией. Идеи Лао-цзы стали распространяться и привлекли внимание людей. У  него появились ученики. Но Лао-цзы  решил покинуть страну. При переходе через пограничный пост один из стражников узнал философа и упросил его  не оставлять родной страны, пока он не запишет свое учение. Лао-цзы вернулся домой. В течение трех дней он написал  небольшую книгу, в которой кратко изложил идеи даосизма. Затем он сразу же выехал из родных мест. После  этого его никто никогда не видел.

Книга, которую, согласно легенде, оставил Лао-цзы, называется «Дао дэ цзин» («Книга о Дао» или «Основы  могучего пути»). В ней лишь около 5500 иероглифов. Так как китайские  слова могут состоять из одного, двух или трех иероглифов, это значит, что книга совсем небольшая. Скорее всего, это трактат. Историки находят  в ней признаки более поздних  времен, отстоящих на несколько столетий от предполагаемого времени жизни  Лао-цзы. Возможно, что книга действительно  была написана позже или же отредактирована  последователями Лао-цзы.4

Учение Лао-цзы

Первоначальное учение даосизма содержится в книге «Дао дэ цзин». Оно состоит из двух аспектов: политического  и философского. Что касается политики, Лао-цзы учил, что чем меньше правительство  вмешивается в жизнь людей, тем  лучше. Об этом повествует также и  легенда о жизни самого Лао-цзы. Главным в существовании человека Лао-цзы считал философскую сторону  его бытия.

Философия Лао-цзы принимает  как достоверные идеи дао, инь  и ян и, исходя из них, строит философию  жизни человека. Дао являет собой  непостижимую, всеобъемлющую и непобедимую  силу, на основе которой существует и движется все в мире, и человек  должен согласовывать с ней свою жизнь. Если всякая тварь, включая птиц, рыб и животных, живет согласно дао, то и для человека не существует причины не жить в гармонии с этим «путем всех вещей» и позволить естественным принципам инь и ян свободно оперировать  его жизнью.

Такой подход Лао-цзы назвал увэй (бездеятельность или неактивная жизнь) и видел причину бед  человека в пренебрежении силой  дао, или в старании улучшить ее, или в активном сопротивлении  ей. Все, говорится в даосизме, должно происходить естественным путем. Ни на что не нужно нажимать и ничем не нужно управлять.

Согласно этой теории, трудности  у государственной власти возникают  из-за того, что она нередко прибегает  к диктаторским методам, заставляя  людей поступать так, как для  них противоестественно. В жизни  же нужно быть гармоничным и спокойным, как дао. Если даже человеку вдруг  покажется, что он достиг успеха, несмотря на то, что пошел против установлении дао, необходимо помнить, что это  только кажущееся, временное благополучие. В конце концов он же пострадает от своего своеволия, потому что дао  непобедим. Лишь человек, живущий в  согласии с силой дао, достигнет  успеха — и не только во взаимоотношениях с людьми, но даже хищные звери и  ядовитые твари не нанесут ему  вреда.

Если все люди будут  следовать дао и откажутся  от стремления улучшить естественный ход развития с помощью создаваемых  ими законов, в мире наступит гармония человеческих отношений. Так, если имущество  не будет считаться ценным, то не будет и краж; если не будет брачных  законов, то не будет и прелюбодеяния. Иными словами, человек, следующий  дао, смирен и некорыстолюбив: он знает  путь небесный и следует только ему. Таким образом, он нравствен без  соблюдения законов и добродетелен без признания его добродетельным.

В связи с этим мы должны также обратить внимание на следующее  пояснение, содержащееся в учении Лао-цзы. Если положительная сила заключается  в спокойном, недеятельном существовании  с позиции увэй (в жизни людей  это выражается проявлением признаков  доброты, искренности и смирения), если никто не вмешивается в дела других, человеческие взаимоотношения  естественно и просто войдут в  то русло, куда ведет их дао. И тогда  произойдет спонтанное рождение истинной любви, настоящего добра и простоты во взаимоотношениях между людьми, возникнет чувство удовлетворения жизнью. Сила добра (дэ), являясь составляющей увэй, препятствует рождению гнева и честолюбия, не допускает непрошенного вмешательства в чужую жизнь. Насильственное же воздержание от проявления человеческих стремлений не может не повлечь за собой отрицательных последствий.

В монистической системе  Лао-цзы нет места для Бога-Творца, воплощенного в личность, которому нужно молиться и от которого можно  ожидать ответа. Человек должен сам  решать свои проблемы и спасать себя от бед. Первоначальный даосизм мало отличается от пантеизма, ему не чужд и атеизм. Смерть, согласно этому  учению, столь же естественное явление, как и рождение. В смерти человек  преходит лишь в другую форму существования  дао. В конце концов тот же дао, который создал гармонию из хаоса, может  снова привести Вселенную в состояние  хаоса. В этом нет ничего странного, и это не должно восприниматься как  нежеланное. Путь дао, по Лао-цзы, —  единственно правильный путь, открытый человеку.

Принципы акупунктуры  и акупрессуры

Согласно учению Лао-цзы, человек должен быть пассивным и  никоим образом не мешать действию дао. Словно в нарушение этого  главного постулата даосизма древнекитайская  идея дао легла в основу создания метода лечения, который получил  название акупунктуры (иглоукалывания) и акупрессуры (надавливание на определенные места тела). В этом методе дао  проявляется как универсальная  энергия ци, воплощающая собой  жизнь, неотделимую от тела, единое материальное начало всего живого. В понятии субстанции ци, которая, как говорится, течет сквозь все  живые организмы, кроется ключ к  пониманию основы китайской медицины. Считается, что ци вдыхается вместе с воздухом, воспринимается с пищей  и питьем. Войдя в тело, она  проникает в сеть двенадцати невидимых  каналов, называемых меридианами, каждый из которых связан с особым органом (например, с сердцем, мочевым пузырем  и т. д.) и разделяет полярность инь и ян этого органа. Двенадцать меридианов расположены симметрично по обе стороны тела и делятся на тесно связанные пары.

Нарушение баланса между  инь и ян считается причиной болезни  органа или даже всего организма, и лечение сводится к восстановлению этого баланса с помощью иглоукалывания или давления, которые, в соответствии с учением о ци, регулируют течение  энергии. Диагноз ставится после  прощупывания пульса на обеих руках. Пульс при этом методе определяется в трех зонах на каждой руке, зоны, в свою очередь, имеют по два положения  каждая: поверхностное и глубокое. Таким образом, все двенадцать положений  соотносятся с двенадцатью меридианами  и соответственно определяют их состояние.

Нас же в данном случае в  большей мере интересуют теоретические  принципы, лежащие в основе этого  метода лечения, ибо они определенным образом связаны с религиозным  мировоззрением даосизма. К тому же надо иметь в виду, что достигнутые  позитивные результаты в случаях  успешного лечения акупунктурой или акупрессурой также могут  быть объяснены с медицинской (научной) точки зрения.

Превращение даосизма в суеверие

История даосизма в Китае  свидетельствует об изменчивости судьбы этой религии. Иногда императоры делали ее официальной религией своего государства, а иногда запрещали, закрывая даосские монастыри и высылая монахов  в далекие провинции. Однако, несмотря на непоследовательное отношение властей  к этой религии, даосизм распространился  среди населения Китая. Но некоторые  аспекты учения даосизма подверглись  влиянию традиционных народных верований. Синтез этих двух факторов привел к  возникновению религиозного культа с широким использованием колдовства и суеверий.

Почему стало возможным  появление подобного культа? Дело в том, что никакие философские  рассуждения не могут избавить человека от страданий, болезни и смерти. А  люди издавна мечтают уберечься  от болезней и открыть секрет бессмертия. Это желание и легло в основу суеверного убеждения во всемогуществе  даосизма. Если дао настолько силен, а взаимопревращение полярных начал  «инь — ян» так эффективно, то почему бы не использовать их для осуществления  своей заветной мечты, для управления добрыми и злыми духами? На этой почве появились ритуальные физические упражнения, особые диеты питания, родилось увлечение алхимией и магическими  заклинаниями, люди стали обращаться за помощью к лжебогам и т. п.

Попытки достичь бессмертия на практике привели к очень интересным последствиям в народной трактовке  даосизма. Так, сохранилось предание о том, что, по совету даосских «экспертов»  в области бессмертия, в III в. до н. э. император Хань Ци посылал несколько экспедиций на поиски острова блаженства Пьень-лай, чтобы добыть гриб бессмертия. Другие «эксперты» пробовали изобрести чудодейственный напиток бессмертия, состоящий из пяти основных элементов. Находились и мудрецы, которые хотели составить магическое зелье при помощи алхимии. Один из них советовал использовать алхимию для того, чтобы узнать от невидимых духов секрет производства золота из ярко-красного минерала — киновари. Этот мудрец говорил, что если употреблять для питья и еды посуду, сделанную из такого золота, то можно продлить свою жизнь. Ложные убеждения распространились не только среди простолюдинов, они проникли в среду высшей знати. Например, и те, и другие с целью остановить процесс старения тела начали соблюдать магические правила диеты и гигиены. Этим они надеялись продлить свою жизнь, втайне рассчитывая на достижение бессмертия.

Информация о работе Конфуцианство и даосизм