Конфуцианство и даосизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются многотысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю и культуру Востока лишь в терминах его социально-экономической отсталости неверно.
Достижения культур, и особенно философской мысли Востока могут быть адекватно поняты и интерпретированы только в том случае, если мы отнесемся к Востоку, как к самостоятельному и самоценному феномену, а к его историческому пути как к особому, специфическому - пусть с замедленными по сравнению европейскими темпами - развитию в рамках издавна сложившейся и крайне медленно меняющейся социально-экономической структуры.

Содержание работы

Введение3
1. Даосизм5
2. Конфуцианство13
Заключение20
Список литературы21

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 48.77 Кб (Скачать файл)

Поэтому неудивительно, что  китайские правители по-разному  относились к этой религии. Одни императоры гнали даосистов как шарлатанов, чьи методы были основаны на суевериях, другие — возводили даосизм в ранг государственной религии. Однако простым людям была близка религия даосизма, впитавшая в себя много народных религиозных верований, и они продолжали исполнять ее магические ритуалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Конфуцианство

Определение

Конфуцианство (кит. Кун-цзы) - скорее этическое, нежели религиозное учение, основанное на учении Конфуция ( в. до н. э.). Его декларируемой целью было достижение гармонии с миром и природой. Власть правителя объявлялась священной, а деление людей на “высших” и “низших” (“благородных мужей” и “мелких людишек”) - всеобщим законом справедливости.2

Основоположник

Конфуций

Конфуций родился в  бедной, но благородной семье, жившей в княжестве Лу на острове Шан-дунь. Настоящее имя его было Чжу  Конг (согласно другой транслитерации, Кун). После того, как он стал известным  учителем и философом, его последователи  дали ему имя Конг фу-цзы (Кун-цзы) — Конг-учитель, от чего произошло  латинизированное имя Конфуций.

Отец Конфуция умер вскоре после рождения сына, так что забота о его воспитании легла на плечи  матери. До 15 лет молодой Конфуций вел жизнь обыкновенного мальчика, занимаясь охотой и рыбной ловлей. А когда ему исполнилось 15, решил  серьезно заняться образованием. Благодаря  стараниям умной и готовой  на любые жертвы со своей стороны  ради счастья сына матери, Конфуций получил образование и мог  занять достойное положение в  обществе. Он имел самые разнообразные  интересы: любил охоту, рыбную ловлю, езду на колеснице и стрельбу из лука. Его манеры и образ жизни  располагали людей к дружбе с  ним. Получив образование, Конфуций стал работать сборщиком налогов  у правителя княжества Лу. Женился. Однако брак его был неудачным. После  рождения сына и дочери Конфуций разошелся с женой. Многие детали его личной жизни остаются неизвестными.4

Преподавательская и философская  деятельность Конфуция

Молодой Конфуций тяжело перенес  смерть матери. Как того требовал обычай, он оставил работу на 27 месяцев, а  затем занялся преподаванием. Сыновья  из многих влиятельных семей брали  у него уроки истории, поэзии, государственного права, этики и музыки. Политическое положение в стране в то время  было тяжелым. Междоусобные войны, убийства и разрушения были постоянным явлением. Видя все это, Конфуций учил, что  для улучшения положения в  стране нужно, чтобы важные правительственные  посты заняли благородные по своему характеру люди.

Как свидетельствуют источники, 50-летний Конфуций стал высоким правительственным  сановником в Лу. Однако интриги  чиновников вынудили его отказаться от поста, и следующие 13 лет он провел как странствующий философ, старавшийся  убедить правителей в необходимости  проведения реформ на основании выдвигаемых  им идей. Однако попытки его были безуспешными.

Наконец, по приглашению  правителя княжества Лу в 484 г. он вернулся домой. Время от времени правитель призывал Конфуция для консультаций. А в остальное время немолодой уже философ работал над изданием пяти классических книг, которые известны под названием: «Древняя история» («Шу-цзин»), «Книга песнопений» («Ши-цзин»), «Книга церемоний» («Ли-цзи»), «Книга перемен» («И-цзин») и «Анналы весны и осени» («Чун-цю»). Конфуций умер разочарованным: его идеи не были приняты влиятельными лицами. Но, как это часто случается в истории, философские идеи Конфуция были восприняты и получили широкое распространение после его смерти.

Учение Конфуция

Учение этого философа изложено им не в пяти классических книгах («Пятикнижии» — «У-цзин»), о  которых мы только что говорили. Историки считают, что первые четыре книги «Пятикнижия» принадлежат  перу неизвестных нам авторов. Конфуций якобы только отредактировал их и  употреблял как пособия для преподавания. Кроме того, историки находят, что  ученики Конфуция тоже редактировали  эти книги после его смерти. Если это действительно так, то четыре первые книги не дают уникальных сведений о философских взглядах Конфуция. Только последней книге «Пятикнижия» приписывается авторство Конфуция. Но «Анналы весны и осени» представляют краткую хронику одного из китайских  княжеств («весной и осенью» называют период правления династии Чун-цю) и  не содержат в себе никаких религиозных  идей.

Учение, которое известно в мире под именем конфуцианства, содержится в других четырех книгах («Четверокнижии» — «Сы-шу»), написанных его последователями. Они имеют  следующие названия: «Аналекты» (в  другом переводе «Беседы и суждения»  — «Лун-юй» — книга изречений  Конфуция и его учеников), «Великое учение» («Да-сюе» — учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним  из его учеников), «Доктрина золотой  середины» (в другом переводе «Книга о середине» — «Чжун-юн»), «Мэн-цзы» (учение философа Мэн-цзы, самого известного из учеников Конфуция).

Учение Конфуция трудно назвать  религиозным. Скорее всего, оно представляет философию этики, которая охватывает все области человеческой жизни, включая религию. Однако религии  Конфуций касается меньше всего. Главным  образом, учение Конфуция обращается к  вопросам семьи, общества, государства  и человека как отдельной личности. Человеческую природу этот философ  оценивал вполне позитивно, хотя знал, что люди способны не только на добро, но и на зло. Однако он был уверен, что с помощью воспитания и доброго примера можно искоренить зло из жизни людей.

Пять добродетелей и роль главной из них — «ли»

Как было упомянуто выше, времена Конфуция были временами  междоусобных войн и смут. Поэтому  свою главную задачу философ видел  в том, чтобы установить мир и  внести гармонию в жизнь людей. С  этой целью он предлагал им следовать  пяти главным добродетелям. Самой  важной Конфуций считал добродетель  «жэнь» (человечность, доброта или  благоволение), которая заключается  в том, чтобы желать благо другим.

Для пояснения роли каждой из добродетелей Конфуций берет в  пример плодовое дерево. «Жэнь» (человечность) — это его корни, «йи» (справедливость) — ствол, «ли» (идеальное поведение) — ветви, «жи» (мудрость) — цветы  и, наконец, «хсинь» (верность) — это  плоды древа добродетели. Добродетель  «ли» (идеальное поведение) , по мнению Конфуция, должна играть самую важную роль в восстановлении нравственности правителей и всего народа. С помощью  «ли» Конфуций считал возможным достичь  общественную и политическую гармонию, что, в свою очередь, должно привести к осуществлению высшей гармонии — между небом и землей. Конфуций не отвергал принципы инь и ян. Однако центральная идея учения даосизма —  дао не отразилась в учении Конфуция. В его философской системе  дао является не всеобщим, а лишь моральным принципом Вселенной.

Отношение Конфуция к предкам

Конфуций учил, что лучше  всех добродетель «ли» соблюдали  предки, которые искали добра для  общества и следовали благородным  правилам поведения. Он приводил в пример легендарных древних вождей, правление  которых не омрачено насилием. Личные моральные качества, руководившее ими  стремление к добродетельной жизни  — вот что создавало им авторитет  у народа. Поэтому Конфуций считал важным знание истории, говорил о необходимости ее преподавания.

Китайский философ верил, что идеальные правила существовали только в древности и что истинной цивилизации можно достичь только путем морально-нравственных улучшений  природы человека. Для того, чтобы  человек смог занять достойное положение  в обществе, он, по Конфуцию, должен полагаться не на рождение в благородной  семье, а на самосовершенствование.

Правила пяти великих взаимоотношений

Для достижения высокой степени  нравственности Конфуций предлагал  людям исполнять правила так  называемых пяти великих взаимоотношений (перевод автора. — Н.П.) — пяти основ благородного поведения:

1. Доброе отношение отца  к сыну и почтительное отношение  сына к отцу.

2. Мягкое отношение старшего  брата к младшим и уважительное  отношение младших братьев к  старшему.

3. Праведное отношение  мужа к жене и послушание  жены мужу.

4. Человечное отношение  старших людей к младшим и  почтительное отношение младших  к старшим.

5. Великодушное отношение  правителей к министрам и гражданам  и верность министров и граждан  своим правителям.

Конфуций верил, что во Вселенной принцип дао выражен  понятием тэ, т. е. силой, которая помогает людям придерживаться данных правил взаимоотношений. Она может помочь занимающим высокое положение относиться милостиво к нижестоящим, а нижестоящим  помогает оказывать почтение и повиновение  тем, кто занимает более высокое  общественное положение. И если люди согласятся регулировать правилами отношения друг с другом, то не будет ни ссор, ни распрей, ни войн и в их жизни — семейной, общественной и государственной — воцарится гармония.5

Сыновнее благочестие  и осознание своего места

Следует подчеркнуть, что, в  соответствии с существовавшим в  Китае древним культом почитания  предков, Конфуций особенно подчеркивал  важность сыновнего благочестия. Оно  заключалось в повиновении сына отцу и вообще в верности семье. Сын  должен повиноваться отцу до смерти отца, а затем своему старшему брату  и т. д. На отце же лежит обязанность  воспитать сына в добродетели. Поэтому  отец должен вести себя по отношению  к сыну так, чтобы тот смог проявить свою добродетель.

Для того чтобы правило  сыновнего благочестия соблюдалось, чтобы оно стало нормой жизни, каждый гражданин страны должен в  точности знать обязанности, связанные  с его положением, т. е. какие обязанности  возлагаются на сына, отца, мужа, жену, правителя, подчиненного и т. д. Незнание этих правил, их непонимание или  несоблюдение приводят к хаосу в  мышлении человека, что, в свою очередь, становится причиной его неконтролируемого, беспорядочного, своевольного поведения.

Конфуций понимал, что  путем принуждения привести людей  к проявлению добродетели нельзя. Это стремление должно идти от сердца, родиться на основе искренних побуждений. Но ведь искренние побуждения у человека могут быть не только добрыми, но и  злыми. Как быть? Конфуций учил, что  во всякое время человек должен придерживаться золотой середины — это единственный путь избежать крайностей в поведении. Учение о золотой середине было в  дальнейшем развито учениками Конфуция.6

Отношение Конфуция к религии

Что касается религии, Конфуций ее не отвергал. Он исполнял принятые ритуалы  и приносил жертвы духам предков. Однако все его внимание было направлено на то, чтобы быть полезным обществу. То, что приносило пользу обществу, Конфуций считал важным. Однажды кто-то его спросил, следует ли людям  исполнять обязанности по отношению  к предкам. Он ответил также вопросом: «Не научившись служить людям, можно  ли служить духам?» В другом случае он высказался так: «Стремиться к  тому, чтобы народ выполнял свой долг в почитании духов и душ  умерших, но держался от них подальше. Это и есть мудрость». Однако, несмотря на высказанные мысли, именно Конфуцию приписывается авторство «Книги перемен» (одной из книг «Пятикнижия»), которая обыкновенно использовалась китайцами для гаданий.

Взгляды Конфуция на политику

Конфуций учил, что улучшение  положения в стране должно начинаться с правителей. Если они будут поступать  честно и благородно, граждане скоро  последуют их примеру. Для пояснения  своей мысли Конфуций употребил  такую метафору: «Добродетель князя  подобна ветру, а добродетель  народа подобна траве. Когда ветер  подует, трава, естественно, согнется». Поэтому необходимо, чтобы правители, как это было в древности, являлись примером для граждан. Для того чтобы  совершенствовать свой характер, правители  должны руководствоваться моральным  законом дао, а для лучшего  понимания дао, следует развивать  чувство жэнь — чувство человечности.

 

 

 

Заключение

Существенная разница  между конфуцианством и даосизмом  заключается в том, что для  достижения идеала даосизм предлагал  учение, в основу которого заложена идея увэй — идея пассивности, бездеятельности. Конфуцианство же утверждало, что  человек обязательно должен действовать. Только работая над собой, он может  достичь нравственного совершенства. Даосисты это положение учения Конфуция расценивали как преступное вмешательство  в деятельность всемогущего дао.

Активно противостояли последователи  Конфуция и Лао-цзы и в области  формирования эстетических традиций: Конфуций придавал большое значение эстетике, искусству как способу  гармонизации духа. Реальность рассматривалась  конфуцианцами как то, что доступно лишь символлическому отображению  и переживается “внутри”. Если последователи  Конфуция, следом за учителем, видели предназначение искусства в его социально-этической  функции, то последователи даосизма верили в природность моральных  норм, и от художника требовалось  лишь мастерское их отображение.

Несмотря на противоположные  концепции государственного управления, и конфуцианство, и даосизм, исходя из единого культурного наследия, обладают и некоторыми общими чертами. Все эти школы использовали в  более или менее искаженной форме  фрагменты учения Хуан-ди, дошедшие до того времени в древнейших памятниках литературы, таких как “Чжоу и” или “Нэй-цзин”, “Иньфу-цзин” и  др., авторами которых, согласно традиции, считаются Хуан-ди и другие “первопредки”. Заметно, что древнекитайских мыслителей не интересовала понятийно-логическая основа знания. Абсолютная реализация обоих систем философских взглядов неминуемо привела бы к застою общества и разрушению государства.

 

 

Список литературы

 

1. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Лукьянов А. Е.

Информация о работе Конфуцианство и даосизм