Конфуцианство и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена не только растущим интересом представителей западной культуры к восточной, в том числе и китайской философской традиции, но и стоящей перед философами современного Востока задачей культурного самоопределения. В последние десятилетия XX в. проблема поиска глобального значения конфуцианской традиции, а также ее взаимодействия с западноевропейской философией стала центральной в творчестве ведущих китайских мыслителей.

Содержание работы

1. Введение. 3
2. Конфуцианство и современность. 3
2.1. Конфуций. 3
2.2. Основные учения конфуцианства. 8
2.3. Конфуцианство в современном мире. 17
3. Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 68.33 Кб (Скачать файл)

   

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ВСЕРОССИЙСКИЙ   ЗАОЧНЫЙ    ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   ИНСТИТУТ

Филиал в г. Краснодаре

Кафедра Философии и Социологии

 

                                

 

Реферат

по «Философии»

на тему «Конфуцианство и современность»

 

Выполнила: Танатина Д.С. 
Факультет: Учётно- статистический 
Специальность: Бух.учёт, анализ и аудит. 
№ зачётной книжки: 10УБД11483 
Руководитель: к.ф.н. Яковлев Н.А.

Краснодар 2012.

План

1. Введение. 3

2. Конфуцианство и современность. 3

2.1. Конфуций. 3

2.2. Основные учения конфуцианства. 8

2.3. Конфуцианство в современном мире. 17

3. Список  литературы. 21

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

                       

                               «В любом селении из десяти домов найдётся человек,

                               который не уступит мне в добродетели.

                               Но никто не сравнится со  мной в любви к учению.»

                                                                                                           Конфуций.

 

 

  1. Введение.

Актуальность темы исследования обусловлена не только растущим интересом  представителей западной культуры к  восточной, в том числе и китайской  философской традиции, но и стоящей  перед философами современного Востока  задачей культурного самоопределения. В последние десятилетия XX в. проблема поиска глобального значения конфуцианской  традиции, а также ее взаимодействия с западноевропейской философией стала  центральной в творчестве ведущих  китайских мыслителей.

Запад испытывает также давний и устойчивый интерес к китайской  философии, особенно к конфуцианству. Однако, анализ рецепции конфуцианства в Европе XVI-XX вв. показывает, что до сих пор Запад принципиально не готов вести на равноправной основе диалог с конфуцианской и шире — с не западными цивилизациями. При таком диалоге совершенно не учитываются культурные, экономические и политические реалии стран Востока, а навязываются свои представления, сформировавшиеся в лоне западноевропейской цивилизации. Следует особо сказать о сложности восприятия и усвоения конфуцианства западной культурой. Не смотря на постоянные обсуждения роли конфуцианства, попытки внедрить его в современную жизнь людей, всё это остаётся весьма безуспешным.

 

 

  1. Конфуцианство и современность.

 

    1. Конфуций.

      Имя Конфуция известно любому образованному человеку. Пожалуй, это единственный пример в истории человечества, когда одному человеку удалось определить ход развития целой цивилизации более чем на 2000 лет. Учитывая тот факт, что Конфуций сам говорил про себя, что он "не создает, а передает", то есть не вводит ничего нового, а лишь обобщает предыдущий опыт, такое положение вещей кажется еще более странным. Неудачник, не нашедший применения своим знаниям и талантам в свою историческую эпоху (в официальной китайской историографии Конфуций иногда изображается важным сановником, но последние исследования доказали, что он не смог высоко подняться по служебной лестнице), остро переживающий свою не востребованность (когда один из учеников, опоздавший на занятие, сослался на неотложные государственные дела, Конфуция с горечью заметил : "наверное, это были не очень сложные проблемы. Если бы было что-нибудь важное, обязательно послали за мной") становится символом китайской культуры. 

 

      Кто же такой Конфуций (в китайской транскрипции Кунцзы) и что именно в его учении до сих пор определяет жизнь современных китайцев?

      Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры  в царстве Лу (современный город Цюйру в провинции Шань-дун), в период династии Чжоу. При рождении Конфуцию было дано имя Киеу – (холм), в знак памяти о холме, на котором молилась его мать. Сведения о детском периоде жизни Конфуция очень скудны. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать. 
 
      Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. Конфуций до 15 лет вынужден был работать пастухом и сторожем и лишь затем обратился к учебе. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца. 

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

 

     В восемнадцать Конфуций женился, и у него родился сын, названный Ли, что значит «большой карп». (Ли разочаровал своего знаменитого отца, так и не став, на что надеялся отец, крупной рыбой.) Конфуций был беден, и для того чтобы свести концы с концами, работал сразу в нескольких местах — в том числе управляющим зернохранилища и смотрителем зверинца священных животных. В свободное время он изучал историю, музыку и богослужение и быстро приобрел репутацию самого образованного человека в Лу. Конфуций был честолюбив. Он надеялся добиться высокого поста в правительстве для того, чтобы применить свои идеи на практике. Неудивительно, что падкие на удовольствия правители не желали допускать к управлению человека, портящего им всю радость жизни, и поэтому все попытки Конфуция получить должность заканчивались на стадии предварительных бесед. (Конфуций был пылким молодым человеком, жаждущим поделиться своими обширными знаниями со всем миром, — а это не самый лучший способ пройти собеседование и получить работу.)

В 22 года он начал педагогическую деятельность и постепенно становится самым признанным педагогом. А в 25 лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). В те времена, как и ныне, люди, не получившие работу в избранной ими сфере деятельности, часто становились учителями. Государство Лу гордилось школами, учившими будущих придворных дворцовому этикету и ритуалам. В этих школах обычно работали бывшие придворные, владевшие исключительным знанием сложных дворцовых церемоний, но потерявшие место из-за какой-нибудь случайной оплошности, которая к тому же обычно влекла за собой утрату нескольких личных владений, приносивших гораздо больший доход, чем жалование придворного. Конфуций хотел организовать совсем другую школу, в которой он учил бы политических деятелей тому, как надо править.

 

По счастью, Конфуций был привлекателен и полон вдохновения — никто не подвергал сомнению его способности, и ученики вскоре появились. Его школа очень походила на школы, созданные впоследствии древнегреческими философами. В ней поддерживалась неформальная атмосфера. Учитель беседовал с учениками, сидя под сенью деревьев. Время от времени проводились теоретические занятия, но большинство уроков было построено по принципу вопросов и ответов.

 

К 50 годам он основывает собственную  школу и начинает политическую деятельность, становясь высоким сановником в  царстве Лу. Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?» 
 
      «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю». 
 
      Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника». Конфуций стремился вести людей к истинному счастью, а счастье видел в созданной им морали, которую он приводит к одному основному закону – безграничному повиновению детей родителям, жен мужьям и подданных правительству и соблюдению умеренности или середины во всех чувствах человека. 

      Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

 
      Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее. Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

 
   «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. 
   В 30 лет — я обрёл прочную основу. 
   В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений. 
   В 50 лет — я познал волю Неба. 
   В 60 лет — я научился отличать правду от лжи. 
   В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

 

Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя. 
 
Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями, повторяю ли заповеди учителя? 
 
Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей. 
 
Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником. 
 
Цзы-гун спросил о благородном муже. Учитель ответил: «Он прежде осуществляет задуманное, а потом уже говорит об этом». 
 
В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю Неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала. 
 
Добродетель никогда не бывает одинокой.

                                                                                                       Конфуций.

 

 

    1. Основные учения конфуцианства.

 

Конфуцианство, собственно Жу-цзя (буквально – школа ученых-книжников) одно из самых влиятельных философских и религиозных течений Китая. Основано Конфуцием (латинский вариант), Кун-цзы (китайский вариант), т. е. учитель Кун. Другие имена – Кун Фуцзы; Кун Цю, Кун Чжунни. В своем развитии Конфуцианство прошло несколько этапов.       Первый — раннее Конфуцианство, включает учение Конфуция и его последователей Мэн-цзы ( китайский философ, представитель конфуцианской традиции. Родился во владении Цзоу, исторически и культурно связанном с государством Лу (на полуострове Шаньдун), откуда происходил Конфуций, и учился у его внука Цзы-Сы. Мэн-цзы — потомок аристократического рода Мэнсунь из царства Лу. Он обобщил 4 конфуцианских моральных нормы, то есть «жэнь» (гуманность), «и» (справедливость), «ли» (ритуал), «чжи» (мудрость). Он считал, что среди этих четырех норм «жэнь» и «и» — самые главные ) и Сюнь-цзы (китайский мыслитель конфуцианской традиции. Написал трактат «Сюнь-цзы». В 255—238 до н. э. был назначен правителем уезда Ланьлин. После отставки занялся педагогической деятельностью. В последние годы жизни Сюнь-цзы, «стремившийся стать совершенномудрым, прикинулся сумасшедшим).

Информация о работе Конфуцианство и современность