Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:05, реферат
Актуальность темы исследования обусловлена не только растущим интересом представителей западной культуры к восточной, в том числе и китайской философской традиции, но и стоящей перед философами современного Востока задачей культурного самоопределения. В последние десятилетия XX в. проблема поиска глобального значения конфуцианской традиции, а также ее взаимодействия с западноевропейской философией стала центральной в творчестве ведущих китайских мыслителей.
1. Введение. 3
2. Конфуцианство и современность. 3
2.1. Конфуций. 3
2.2. Основные учения конфуцианства. 8
2.3. Конфуцианство в современном мире. 17
3. Список литературы. 21
Второй—Конфуцианство, эпохи Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), представлено творчеством Лу Цзя (216—172 до н.э.), Дун Чжуншу (190/170—120/104 до н.э.), Ян Сюна (53 до н.э. — 18 н.э.), Бань Гу (32—92) и др.
Третий — неоконфуцианство эпох Сун (960—1279) и Мин (1368— 1644), представлено трудами Чжоу Дуньи (1017— 1073), Чжан Цзая (1020–1078), Чэн Хао (1032–1085), Чэн И (1033–1107), Чжу Си (1130—1200), Лу Цзююаня (1139–1193), Ван Янмина (1472–1529).
Четвертый — современное неоконфуцианство, представлено теоретическими разработками Чжан Цзюньмая (1887–1968), Лян Шумина (1893—1988), Фэн Юланя (1895–1990), Хэ Линя (р. 1902), Моу Цзунсаня (р. 1909), Ду Вэймина др.
Конфуцианство
- этико-политическое учение, возникшее
в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти
Конфуция. Предшественниками конфуцианцев
были выходцы из потомственных чиновничьих
семей, которые в случае потери официального
поста превращались в бродячих философов
и учителей, зарабатывавших на жизнь преподаванием
древних книг: Шицзин ("Книга песен"- памятник китайской литературы.
Содержит 305 песен и стихотворений, созданных
в XI—VI вв. до н. э. и отражающих многообразные
явления духовной и социальной жизни Китая;
отбор и редакция приписывается Конфуцию), Шуцзин ("Книга истории"- памятник древнекитайской литературы
и истории. По преданию, составлен Конфуцием.
Наиболее древние части восходят, видимо,
к 14—11 вв. до н. э. Сохранилось 58 глав. Содержит
элементы мифов, героических сказаний,
исторических преданий.), Ли цзи ("Книга ритуала”-
одно из главных произведений
конфуцианского канона. Текст трактата
сложился в IV-I вв. до н.э. В "Ли цзи"
очерчена идеальная конфуцианская модель
социального механизма - от основ политической
администрации, протокольных церемониальных
норм до норм взаимоотношений в рамках
семьи и ритуалов в основных жизненных
ситуациях, в том числе траурных обрядов), ставших затем частью конфуцианского
канона (Тринадцатикнижия), и утраченной
впоследствии Юэцзин ("Книга о музыке").
В период Чуньцю - период эпохи Чжоу в Китае ,722-481 гг. до н. э.) таких бродячих
философов было особенно много в царствах
Лу (родина Конфуция) и Цзоу (родина Мэн-цзы)
- на территории современной провинции
Шаньдун. Поэтому именно там и зародилось
конфуцианство. Первым этапом становления
конфуцианства была деятельность самого
Конфуция, который тоже принадлежал к
сословию ученых книжников. Его учение
отличалось своей социально-политической
направленностью. Прежде всего, оно призывало
к гармонизации общественного строя и
к укреплению сложившихся форм государственного
управления путём строгого соблюдения
древних традиций и определённых принципов
взаимоотношений между людьми в семье
и обществе.
Исходным положением конфуцианства является концепция Неба (Тянь) и небесного веления (приказа, т. е. судьбы). Небо это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека (Жизнь и смерть определяется судьбой, богатство и знатность зависят от Неба). Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом «дао» (Дао- основное понятие философии Лао-цзы и даосизма. Единая верховная сущность, первопричина всего существующего, являющаяся одновременно и идеалом нравственности в жизни человека, критерием добра и зла. Дао существует вне времени и пространства. В китайской традиции дао не имеет единого толкования - это и путь природы, и смысл человеческой жизни, и путь следования этическим нормам.), а также совершенствовать эти качества посредством образования.
Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.
С самого возникновения Конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.
Как целостное этико-религиозное учение, Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых - людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. Во время формирования конфунцианства, в Древнем Китае существовали различные религиозные направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени.
Конфуция часто считают
Убеждение в приоритете Конфуция определяется не только невнятностью сведения о Лао-цзы, но и особым положением конфуцианства в китайской культуре, положением универсальным и исключительным. Конфуцианство очень быстро начинает исполнять роль официальной этико-политической доктрины Китая, вошедшей глубоко в «плоть и кровь» страны и народа.
Конфуций не выступает с собственным учением, он собирает, пересказывает и комментирует классическое Пятикнижие. Его ученики записали мысли учителя, свои диалоги с ним и собственные интерпретации этих мыслей и диалогов. Так получился главный конфуцианский труд – «Лунь Юй» (Беседы и рассуждения), скорее сборник нравственных поучений, чем философский труд. Высокая степень педагогичности и малая степень философичности этого труда позволила Гегелю в свое время сказать в своей «Истории философии», что для славы Конфуция было бы лучше остаться не переведенным на европейские языки.
Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий. Первая - люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются. Вторая - люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. Третья - люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать. Четвёртая - люди прямодушные и истинно добродетельные. Пятая - люди, совершенные во всех отношениях. Согласно конфуцианству "человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые – награды.
Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.
Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.
Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять".
Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". К. призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.
Также и человеческая жизнь – главный предмет конфуцианства. Конфуцианцы прежде всего общественники и человековеды. В школе Конфуция преподавались: мораль, язык, политика и литература. Главная характеристика школы и направления Конфуция может быть определена как принципиальный традиционализм. Сам Конфуций говорил о своем учении: «Излагаю старое и не создаю нового».
Это отчасти
этическое учение о том, как люди должны
относиться друг к другу.
Конфуций направлял
свои этические воззрения на основы государственного
управления.
Утвержденные
Конфуцием сочинения легли в основу знаний,
необходимых для поступления на государственную
службу.
Конфуций обучал выходцев
всех слоев общества.
Он поощрял людей жить в согласии
с окружающим миром.
Конфуцианство придает огромное
значение сплоченности и единению общества.
Почитание предков является
неотъемлемой чертой конфуцианской формы
поведения.
В отношении
конфуцианства трудно решить, следует
ли воспринимать его как религию или же
исключительно как учение о нравственном
поведении. Конфуций обладал верой с представлением
о небесах, а также о божественной сущности,
хотя истинная природа ее подробно не
объясняется. Мы находим у него веру в
благостную и нравственную природу божественного.
Конфуций к тому же имел ясное представление
о природе религиозного поведения. Он
не думал, например, что в него должно входить
использование обрядовых предметов. Неясно,
воспринимал пи Конфуций собственное
учение как религиозное в своей основе.
Традиционно считается религиозным.
Его интересовали
главные вопросы:
1. Как управлять огромной страной,
такой, как Китай?
2. Как сделать человека лучше?
«Когда ведёшь себя правильно,
за тобой пойдут и без приказа».
«Человек может сделать путь
великим, а не путь человека».
Именно в обличье
религии конфуцианство привнесло в сознание
народов Китая устойчивые нравственные
нормы, по силе воздействия на массовое
сознание равные библейским десяти заповедям.
Это прежде всего "пять постоянств",
или пять добродетелей: человеколюбие,
чувство долга, благопристойность, разумность
и правдивость. К ним следует добавить
так называемые "пять связей": 1) государя
и подданного, господина и слуги. Безусловная
преданность и верность господину была
основой характера "благородного мужа"
и всей системы отношений между людьми
в конфуцианском понимании;
2) родителей и детей. В этих отношениях
подчеркивались непререкае-
мые права родителей, в первую очередь
отца, и священная обязанность детей следовать
воле родителей;
3) мужа и жены. Здесь права мужа были безграничны,
а обязанности
жены сводились к беспрекословной покорности,
образцовому поведению и ведению хозяйства;
4) старшего и младшего. Обязательным считалось
не только уважение к старшему по возрасту,
но и к старшему по положению, чину, званию,
мастерству;
5) между друзьями. Отношения между друзьями
должны были носить характер искренней
и бескорыстной взаимопомощи.
Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в морально-этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: "Благородный муж стремится вверх, низкий человек движется вниз". Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а преемникам - ревностно оберегать опыт предшествующих поколений.
Немалое значение придается
и юе - музыке, как лучшему средству изменения
плохих нравов и обычаев, а главенствующая
роль отводится ли (этикету) - правилам
благопристойности, регулирующим поведение
человека в разных жизненных ситуациях.
Основой учения о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе, а также о правильном понимании вещей и их применении стала концепция чжэн мин - "исправления имен", т. е. приведения вещей в соответствие с их названием.
Конфуций нередко допускал критику отдельных правителей и противопоставлял им мудрых и добродетельных государей прошлых времён. Социальному неустройству современного ему общества Конфуций противопоставлял идеальное общество да тун ("великого единения"), которое якобы существовало в первые годы правления династии Чжоу (1027-256 гг. до н. э.). Начало эпохи Чжоу Конфуций считал "золотым веком", когда не было войн и распрей, царили всеобщее равенство и подлинная забота государей о народе. На возрождение этого "золотого века" и была направлена вся философская система Конфуция.
Конфуция почти не интересовали проблемы космогонии (область науки, в которой изучается происхождение и развитие космических тел и их систем: звезд и звездных скоплений, галактик, туманностей, Солнечной системы и всех входящих в нее тел - Солнца, планет (включая Землю), их спутников, астероидов (или малых планет), комет, метеоритов), он уделял мало внимания учению о духах и потустороннем мире ("Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?" "Не умея служить людям, как можно служить духам?"). Но, наряду с этим Конфуций выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на тщательном и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам как важнейший способ выражения к ним почтения. Он считал, что путем точного соблюдения традиций, освященных древностью, можно вернуться к изначальным истокам и таким образом достичь возрождения "золотого века" и вновь построить общество гармонии и справедливости.
После смерти Конфуция его последователи
основали 8 самостоятельных школ, из которых
наиболее значительными были две: школа,
которую возглавил Мэн-цзы (ок. 372-289 гг.
до н. э.), и школа, возглавляемая Сюнь-цзы
(ок. 313 - 235, или ок. 298 - 238 гг. до н.э.).