Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 04:51, курсовая работа
Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).
Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .
1)Введение
2)Учение Конфуция
а)Учение о человеке
б)Учение об обществе
в)Учение о государстве
3)Заключение
Выполнил:
Проверил:
Улан-Удэ, 2002 |
СОДЕРЖАНИЕ
1)Введение
2)Учение Конфуция
а)Учение о человеке
б)Учение об обществе
в)Учение о государстве
3)Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).
Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .
Конфуций родился в 551 году до нашей эры . отцом его был великий воин своего времени , прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод.
К тому времени у него уже было девять дочерей , что делало его очень несчастным . Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода . Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался сделать его своим наследником . Поэтому когда его третья жена забеременела , Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте ( по представлениям китайцев , глиняный грот священен ) . В этом гроте и родился Учитель одного из самых многочисленных философских течений. Счастливый отец назвал его Цю ( в переводе с китайского - "холм" ) и дал прозвище Чжун Ни ( Чжун - второй из братьев , Ни - глина ) .Ребенок унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни . Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ , ненавидевшие молодую мать наследника , не стали сдерживать свою ненависть к ней , и , вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов , женщина вернулась в свой родной город .
Однако родители не согласились принять ее в дом , который она опозорила , выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше. Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех . Жили они очень замкнуто , однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками . Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием несправедливости , чувством особой любви к родителям , знанием многих религиозных обрядов ( его мать , выполняя долг жены , каждый день читала молитвы по усопшему мужу ) . Несмотря на бедность , мать растила его достойным преемником знаменитого отца . Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие . Узнав об опыте своих предков , среди которых были талантливые люди , проявившие себя во многих областях человеческой деятельности , он сделал вывод , что одной военной доблести недостаточно для достижения желаемого , нужны и другие достоинства . Когда Конфуцию было семнадцать лет , умерла его мать , которой в ту пору едва исполнилось тридцать восемь лет . Это был жестокий удар судьбы .
С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца ( ни его , ни даже его мать старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь ) и в соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.
Выполнив свой сыновний долг , юноша возвращается домой и живет один . Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу , которой раньше занималась его умершая мать . О том , как Конфуций относился к работе , не соответствовавшей его происхождению , разные источники сообщают по-разному , но мне кажется более вероятным , что отвращения к "низкому" труду он не испытывал . В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и был подвергнут огромному унижению на одном обеде . В то время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить дружественные отношения с представителями низших слоев аристократии и давали для них званые обеды . На один из таких обедов пришел и Конфуций , однако был остановлен стражем , который сказал юноше , что ему не место среди знатных людей . Этот случай Конфуций запомнил на всю жизнь . В то время Конфуций усиленно занимается самообразованием . Судьба , словно в компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь наделила его здоровьем , недюжинной силой , природным умом . В девятнадцать лет он женится на девушке , которая сопровождала его всю свою жизнь , и вскоре у них рождается сын , названный Ли ( карп ) . Выполняя обязанности отца семейства , Конфуций поступает на службу богатому аристократу Цзи , сначала управляющим складов , затем домашним слугой и учителем . Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости образованности .
Служил Конфуций до обретения зрелости , чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет . Позднее он скажет : " В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок лет я освободился от сомнений.
В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".* К тридцати годам сложились и основные его этико-философские концепции , в основном касающиеся управления государством и обществом . Более четко сформулировав эти концепции , Конфуций открывает частную школу , появляются первые ученики , некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей жизни . Желая использовать свои учения в практической деятельности , Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее царство . Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь Ином и , беседуя с ним , производит очень хорошее впечатление . Воспользовавшись этим , Конфуций добивается встречи с самим царем , и ,разговаривая с ним , потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний , смелостью и необычностью суждений , интересностью взглядов , высказывает свои рекомендации по управлению государством .
Возвратившись в родное царство , Конфуций становится известным человеком . По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником . Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и , продвигаясь по служебной лестнице , занимает пост сычкоу ( главного советника самого царя ) . На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями . Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его "добровольно" покинуть свой пост . После этого для Конфуция наступает пора странствий .
Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю , прославившись еще больше . Однако его желание вернуться на родину усиливается , и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек . К его помощи прибегают цари , многие из которых зовут его к себе на службу . Но Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания уделяет своим ученикам . Вскоре он открывает частную школу . С целью сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение . После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры .
Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части , объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве . Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта . На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со временем падают . Разбил людей на три группы :
1) Распущенные
2) Сдержанные
3) Глупцы
Приводя примеры
, характеризующие поведение
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни , главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет им и его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :
1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во всем учении . Ему отведена роль идеального человека , примера для подражания двум остальным категориям .
2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .
3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении .
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный муж думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том , чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о необходимости помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао , материальное благополучие отходит на второй план : “Благородный муж беспокоится лишь о том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета” . Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два фактора : “жэнь” и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно перевести как “благорасположенность” . По мнению Конфуция , благородный человек должен относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция . Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования , в результате которого и возникает этически полноценное общество . Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный человек всегда правдив , не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно , прак-тически невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению “жэнь” , человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг он этого или нет , может также лишь он сам .
“Вэнь” - “культура” , “литература” . Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры , получается дикость , когда образованность - одна ученость.” Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов , регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность .
Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной категории ? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противоположного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом правдивости , искренности , независимости во взглядах.
“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький человек напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ .”
Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция : “Благородный человек вежлив , но не льстив . Маленький человек льстив , но не вежлив .”
“Благородный муж стремится к справедливости , поэтому он не может следовать тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может следовать хэ .
Обладатель хэ - человек , лишенный жесткого сердца , обладатель тун - человек , обуреваемый льстивыми намерениями .
Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой , ему чуждо быть со своей компанией . Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией , ему чужды гармония и согласие .”
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа . Приобретая хэ , он приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь : самостоятельность мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в важную , неотъемлемую часть теории управления государством .
В то же время Конфуций
не осуждает и маленького