Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 04:51, курсовая работа

Описание работы

Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).
Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .

Содержание работы

1)Введение


2)Учение Конфуция

а)Учение о человеке
б)Учение об обществе
в)Учение о государстве


3)Заключение

Файлы: 1 файл

kofycii.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Бурятский государственный  
университет 
 

           

 

 

 
Реферат

 

                                       На тему:

 

 
«Конфуцианство» 
 

 

 

 

  

 

 

 Выполнил:

 

 

Проверил:

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2002


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

          1)Введение

 

 

          2)Учение Конфуция 

 

            а)Учение о человеке

            б)Учение об обществе

            в)Учение о государстве

 

 

         3)Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем  конфуцианства  был Кун - Цю ( Конфуций ). 

Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался  человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .

 Конфуций  родился в 551 году до нашей  эры . отцом его был великий  воин своего времени , прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод.

К тому времени  у него уже было девять дочерей , что делало его очень несчастным . Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода . Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался сделать его своим наследником . Поэтому когда его третья жена забеременела , Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте ( по представлениям китайцев , глиняный грот священен ) . В этом гроте и родился Учитель одного из самых многочисленных философских течений. Счастливый отец назвал его Цю ( в переводе с китайского - "холм" ) и дал прозвище Чжун Ни ( Чжун - второй из братьев , Ни - глина ) .Ребенок унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни . Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ , ненавидевшие молодую мать наследника , не стали сдерживать свою ненависть к ней , и , вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов , женщина вернулась в свой родной город .

Однако  родители не согласились принять  ее в дом , который она опозорила , выйдя замуж раньше двух старших  сестер, да еще за человека намного  старше. Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех . Жили они очень замкнуто , однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками . Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием несправедливости , чувством особой любви к родителям , знанием многих религиозных обрядов ( его мать , выполняя долг жены , каждый день читала молитвы по усопшему мужу ) . Несмотря на бедность , мать растила его достойным преемником знаменитого отца . Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие . Узнав об опыте своих предков , среди которых были талантливые люди , проявившие себя во многих областях человеческой деятельности , он сделал вывод , что одной военной доблести недостаточно для достижения желаемого , нужны  и другие достоинства . Когда Конфуцию было семнадцать лет , умерла его мать , которой в ту пору едва исполнилось тридцать восемь лет . Это был жестокий удар судьбы .

С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца ( ни его , ни даже его мать старшие  жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь ) и в соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.

Выполнив  свой сыновний долг , юноша возвращается домой и живет один . Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую  работу , которой раньше занималась его умершая мать . О том , как Конфуций относился к работе , не соответствовавшей его происхождению , разные источники сообщают по-разному , но мне кажется более вероятным , что отвращения к "низкому" труду он не испытывал . В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и был подвергнут огромному унижению на одном обеде . В то время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить дружественные отношения  с представителями низших слоев аристократии и давали для них званые обеды . На один из таких обедов пришел и Конфуций , однако был остановлен стражем , который сказал юноше , что ему не место среди знатных людей . Этот случай Конфуций запомнил на всю жизнь . В то время Конфуций усиленно занимается самообразованием . Судьба , словно в компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь наделила его здоровьем , недюжинной силой , природным умом . В девятнадцать лет он женится на девушке , которая сопровождала его всю свою жизнь , и вскоре у них рождается сын , названный Ли ( карп ) . Выполняя обязанности отца семейства , Конфуций поступает на службу  богатому аристократу Цзи , сначала управляющим складов , затем домашним слугой и учителем . Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости образованности .

Служил  Конфуций до обретения зрелости , чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет . Позднее он скажет : " В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок лет я освободился от сомнений.

В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".* К тридцати годам сложились и основные его этико-философские концепции , в основном касающиеся управления государством и  обществом . Более четко сформулировав эти концепции , Конфуций открывает частную школу , появляются первые ученики , некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей жизни . Желая использовать свои учения в практической деятельности , Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее царство . Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь Ином и , беседуя с ним , производит очень хорошее впечатление . Воспользовавшись этим , Конфуций добивается встречи с самим царем , и ,разговаривая с ним , потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний , смелостью и необычностью суждений , интересностью взглядов , высказывает свои рекомендации по управлению государством .

Возвратившись в родное царство , Конфуций становится известным человеком . По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником . Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и , продвигаясь по служебной лестнице , занимает пост сычкоу ( главного советника самого царя ) . На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями . Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его "добровольно" покинуть свой пост . После этого для Конфуция наступает пора странствий .

Долгие  четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю , прославившись еще больше . Однако его желание вернуться на родину усиливается , и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек . К его помощи прибегают цари , многие из которых зовут его к себе на службу . Но Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания уделяет своим ученикам . Вскоре он открывает частную школу . С целью сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение . После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры .

 

Учение  Конфуция можно разделить на три  тесно взаимосвязанные условные части , объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве . Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Конфуций  создавал свое учение на основе личного  опыта . На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со временем падают . Разбил людей на три группы :

1) Распущенные 

2) Сдержанные

3) Глупцы

Приводя примеры , характеризующие поведение людей , принадлежащих к определенной группе , доказал это утверждение и  попытался найти причины данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли , выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого , они этого не достигнут . Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди . Если не установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого не избавятся ".* Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому эти факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов , так и поведение больших коллективов , то есть и этноса в целом . К природным факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на этот счет очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который , заметив свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями , принимавшими идеальность природных творений за аксиому .

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни , главным для  него было уяснить скрытую природу  человека , то , что движет им и его  стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :

1) Цзюнь-цзы  ( благородный муж ) - занимает  одно из центральных мест во  всем учении . Ему отведена роль  идеального человека , примера для  подражания двум остальным категориям .

2) Жэнь - обычные  люди , толпа . Среднее между   Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .

3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении  используется в основном в  сочетании с Цзюнь-цзы , только  в отрицательном значении .

Конфуций  выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный муж думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том , чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о необходимости помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.

Смысл жизни  благородного человека заключается  в достижении Дао , материальное благополучие отходит на второй план :  “Благородный муж беспокоится лишь о том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета” . Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два фактора : “жэнь” и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно перевести  как “благорасположенность” . По мнению Конфуция , благородный человек должен относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция . Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования , в результате которого и возникает этически полноценное общество . Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный человек всегда правдив , не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.

Определить  наличие в человеке этого фактора  очень сложно , прак-тически невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению “жэнь” , человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг он этого или нет , может также лишь он сам .

“Вэнь” - “культура” , “литература” . Благородный муж  должен иметь богатую внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры , получается  дикость , когда образованность - одна ученость.” Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов , регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность .

Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной категории ? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противоположного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом правдивости , искренности , независимости во взглядах.

“Благородный  муж стремится к хэ , но не стремится  к тун , маленький человек напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ .”

Более полно  характер этого принципа можно уяснить  из следующих изречений Конфуция : “Благородный человек вежлив , но не льстив . Маленький человек льстив , но не вежлив .” 

“Благородный муж стремится  к справедливости , поэтому он не может следовать тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может следовать хэ .

 Обладатель хэ - человек , лишенный  жесткого сердца , обладатель тун  - человек , обуреваемый льстивыми намерениями .

 Благородный муж стремится  к гармонии и согласию с другими и с самим собой , ему чуждо быть со своей компанией . Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией , ему чужды гармония и согласие .”

 Хэ - важнейший ценностный критерий  Благородного Мужа . Приобретая хэ , он приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь : самостоятельность мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в важную , неотъемлемую часть теории управления государством .

  В то же время Конфуций  не осуждает и маленького человека , он просто говорит о разделе сфер их деятельности . Сло жэнь , по мнению Конфуция , должны выполнять неподобающие благородным людям функции , заниматься черновой работой . Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства , он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек , не пытающийся совладать со своими природными страстями , примером , подражания которому все должны избегать .

Информация о работе Конфуцианство