Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 04:51, курсовая работа

Описание работы

Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).
Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .

Содержание работы

1)Введение


2)Учение Конфуция

а)Учение о человеке
б)Учение об обществе
в)Учение о государстве


3)Заключение

Файлы: 1 файл

kofycii.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

  Во многих изречениях Конфуция фигурирует  Дао . Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли . Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев :  " Дао - есть сущность , есть нечто статически абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании и измерений , нечто единственно правое и истинное ... Оно - самопроизвольное естество Оно для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка ...Небесный станок , лепящий формы ... Высшая Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу.

Таково Дао как высшая субстанция , инертный центр всех идей и всех вещей ".*   Таким образом Дао - предел человеческих стремлений , но достичь его дано не каждому . Но Конфуций не считал , что достичь Дао невозможно . По его мнению , люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний , если будут неуклонно следовать “установленному для них Дао” . Сопоставляя Дао и человека , Конфуций подчеркивал , что человек - центр всего его учения .

 

Конфуций жил в период внедрения  в китайское общество системы  доносов . Умудренный опытом , он понимал , какую опасность несло распространение доносительства , тем более на близких родственников - братьев , родителей . Более того , он понимал , что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего общество на нравственных началах , и добиться , чтобы общество само отторгало доносительство .

  Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших , о родне . Конфуций считал , что это должно было установить связь между поколениями , обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций , опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям , живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень сплочено , а значит и способно к быстрому и эффективному развитию .

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников . Однако Конфуций внес и много нового , например , культ грамотности , знаний . Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде всего собственной страны . Знание - атрибут здорового общества .

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок “ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот блок прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли - жэнь .”* Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство , соединив две важные части своего учения .

Конфуций считал , что благополучное  материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества .

В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о людях . Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально относится к природе .

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы :

1) Чтобы стать достойным членом  общества , нужно углублять свои  знания о природе . Эта мысль  вытекает из вывода Конфуция  о  необходимости образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и дополняет его .

2) Только природа способна дать  человеку и обществу жизненную  силу и вдохновение . Этот тезис  напрямую перекликается с древнекитайскими  учениями , пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии .

3) Бережное отношение как к  живому миру , так и к природным  ресурсам . Уже в то время Конфуций  предостерегал человечество от  бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал , что в случае нарушения существующих в природе  балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом .

4) Регулярное благодарение Природе  . Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления .

 

Конфуций высказывал несколько  своих пожеланий об устройстве  и принципах руководства идеальным государством .

Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли” здесь очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам , и честность , и искренность , стремление к собственному самоусовершенствованию , вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению Конфуция , обязательный элемент для людей , исполняющих государственные функции .

Согласно схеме Конфуция , правитель  возвышается над главой своей  семьи лишь на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал  государство в обычную семью , только большую . Следовательно , править в государстве должны те же принципы , что и в обществе , то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности , всеобщей любви и искренности .

Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время  в некоторых царствах Китая фиксированным  законам , считая , что равенство  всех перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению , нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое человеку сверху ,  не дойдет до души и сердца последнего , а значит , неспособно эффективно функционировать . Каркас модели государственного устройства  , предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им жизнеспособность , является принцип “хэ”.

К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены общества . В условиях , когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением  Правил , а также смотреть , чтобы общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее  ход развития политической мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом .

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством  на две группы :

1) Управляющие 

2) Управляемые

Наибольшее внимание в этой части  Учения уделяется первой группе людей . По мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы . Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных . Их роль заключается в воспитании народа , направлении его на правильный путь . При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье . Управляющие - отцы народа .

Для управляющих Конфуций вывел  четыре Дао:

1) Чувство самоуважения . Конфуций  считал , что только уважающие   себя люди способны проявить  уважение к народу при вынесении  каких-либо решений . Это просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа правителю .

2) Чувство ответственности . Правитель  должен чувствовать ответственность за управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .

3) Чувство доброты при воспитании  народа . Правитель , обладающий чувством доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества , образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества .

4) Чувство справедливости . Это  чувство должно быть развито  особенно у людей , от чьей  справедливости зависит благосостояние общества .

Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались не одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

Выделяя главное место в своей  системе человеку , Конфуций , тем  не менее , признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд , Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .

Уделяя основное внимание управляющим  людям , Конфуций подчеркивал , что главный фактор стабильности государства – доверие народа . Власть , которой не доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества .

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учение Конфуция , появившись на основе древнекитайских религиозных и  философских учений , тем не менее  очень сильно отличается от них , а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними . Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой . Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и , как следствие , идеальным все, что создано не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке . Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество ,  и , как его составная часть , конкретный живой человек . Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам , движущим человеком . Давая это объяснение , он ввел ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее . Некоторые из них , такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь , на долгое время определили не только параметры развития политической культуры , но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации . Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека , оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации . В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том , что главное в жизни , то есть то , к чему должен стремиться человек , не замыкается на достижении личной гармонии с природой , а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом . Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том , что главное для человека - гармония с себе подобными . Высказав это предположение , он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности - государство , общество и , наконец , самого человека . Три его учения связаны   едиными понятиями , переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства . Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства , способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества . Таким образом , создав свое учение , Конфуций стал первым человеком , который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества .

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1) “Древнекитайская философия  .”    т.1,2    М.-1972г.

2) Алексеев В. М. “Китайская  литература (Избранные труды)” М.-1978г.

3) Переломов Л.С.    “Конфуций  : жизнь , учение , судьба .”М.-1989г.

4) “Конфуций . Изречения .” Изд-во  МГУ   М.-1992г.

5) “Конфуций , его жизнь и  учение .”




Информация о работе Конфуцианство