Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:51, реферат

Описание работы

Конфуций родился в 551 г. до н.э. в период царствования Чжоуской династии, когда Китай представлял из себя феодальное королевство со слабеющей центральной властью и раздираемое междоусобной борьбой многочисленных удельных владений, а частыми беспорядками в массе народа, порождаемыми голодом и нищетой. Конфуций происходил из царского рода. Его родословная, доведенная до 1200 г. до р.х., свидетельствует, что один из его предков сложил с себя герцогское достоинство, вследствие чего его семья в пятом поколении снова слилась с простым народом. В Китае днем его рождения считается 28 сентября. Например, в Тайване это национальный праздник, «День рождения Учителя

Содержание работы

1) 1)Введение
2) 2)Учение Конфуция: о человеке, обществе, государстве
3) 3)Заключение

Файлы: 1 файл

Конспект по философии.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

     Главной добродетелью для Конфуция является жэнь, то есть любовь к людям, которая находится и в центре политической философии Конфуция; вот почему для него главное в управлении – это отсутствие насилия, так что смертная казнь практически не применяется. Правителю одного из царств, спросившему Конфуция, следует ли казнить преступников, тот ответил: «Необходима ли смертная казнь? Если вы сами будете добродетельны, то и ваши подданные будут стремиться подражать вам. Правитель подобно ветру, а народ – траве. Когда ветер дует, трава склоняется».

     Из  этого отрывка ясно следующее. Во-первых, управление при помощи жэнь ликвидирует  необходимость в применении жестоких наказаний. Во-вторых, метафора «ветра и травы» говорит о том, что, по мнению Конфуция, управление при помощи образца является более эффективным, нежели управление при помощи строгих законов. Конфуций полагал, что главное в управлении – не введение возможно большего количества законов и наблюдение за их исполнением, а моральное воспитание людей (народа).

     «Тот, кто не занимает государственной  должности, – объяснил сам Конфуций, – не должен принимать участия в государственных делах»

     В идеальном государстве имена  уже выправлены, и дальнейшее их исправление ни к чему. «Если общество уже упорядочено, нет нужды в реформах» (XVIII,6), –говорил Конфуций. Для него идеал был воплощен в принципе увэй («недеяния»). Что же такое «управление недеянием?» Так управлять можно только при наличии солидного фундамента в виде морального воспитания. При недостатке добродетели в обществе, как бы ни старалось правительство исправить это положение, все равно в стране будут царить насилие и хаос. Конфуций объяснял это следующим образом:

     «Если править при помощи принуждения  и ограничивать народ законами и  наказаниями, то люди начнут избегать этого, но не приобретут чувства стыда и совести. Если же править при помощи добродетели и направлять их при помощи ли, то у них возникнут чувства стыда и совести, и они начнут сами по себе поступать добродетельно (II,3)».

Таким образом, Конфуций обращался прежде всего к человеческому сердцу, то есть к моральным основам личности. Идеальное общество – общество, в котором отсутствует преступность и насилие, – возможно только тогда, когда каждая личность достигнет в своем развитии реализации жэнь. Тогда идеальное общество возникает как бы само собой.

Из этого  отрывка ясно, что для Конфуция совершенствование собственной  добродетели, моральное самосовершенствование, было основой достижения всеобщего  мира. А умиротворение Поднебесной  было заветной целью конфуцианцев, несмотря на то, что большая часть истории Китая прошла в войнах.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, проанализировав учение, можно  сказать, что Конфуций в принципе не проповедовал каких-нибудь новых  идей; он твёрдо верил в своё призвание  воскресить в памяти людей повеления древних мудрецов, противодействовать злу и несправедливости, сделать китайский народ добродетельным, счастливым и процветающим. Он никогда не занимался вопросами теологии, считая, что «если мы не знаем людей, как познать духов? если не знаем еще жизни, как познать смерть?» Его учение проникнуто сознанием нравственного роста человека в гармонии с природой. Именно эта гармония и определяет нормы нравственности. Всей своей жизнью Конфуций неустанно старался показать пример того, что, по его мнению, должно быть идеалом человека:

       «Не делай другим того, чего не желаешь  себе»,

       «Сначала  познай самого себя»,

       «Сначала  поправь самого себя»,

       «Плати  за добро добром и справедливостью  за зло».

     Конфуций  первым в Китае выступал за всеобщее образование, а также за признание работы учителя особой специальностью, если не особым образом жизни.

     Основное  содержание учения Конфуция – это  учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это система политической и частной этики. Конфуций основное внимание направлял на практическую сторону учения. Это система чисто практических норм поведения. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как и о правильном порядке в семейном быту. 


Информация о работе Конфуцианство