Контрольная работа по античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 03:58, контрольная работа

Описание работы

Первой исторически сложившейся школой философии была милетская школа ионийской философии. Она существовала на протяжение 6 в до н.э. в городе Милете, от которого и получила своё название. Греческая философия возникла в Ионии (современная территория западного побережья Турции), которая активно подвергалась греческой колонизации. В Ионии появилось множество греческих городов, жители которых занимались ремеслом и торговлей.

Файлы: 1 файл

философия ПКЗ.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра __________________________________________________________________

 

 

Философия

 (дисциплина)

 

 

Письменное  контрольное задание

для студентов  дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

Студент Десяткова Елена С.

 

Группа 13413

 

Дата 12.01.2014 г.

   
 

Преподаватель______________

   
   
   
   

 

 

 

Новосибирск 2014 г.

 

Тема 8. Античная философия.

 

  1. Философия милетской школы.

Первой исторически сложившейся  школой философии была милетская  школа ионийской философии. Она  существовала на протяжение 6 в до н.э. в городе Милете, от которого и получила своё название. Греческая философия возникла в Ионии (современная территория западного побережья Турции), которая активно подвергалась греческой колонизации. В Ионии появилось множество греческих городов, жители которых занимались ремеслом и торговлей. Для жителей этих городов (и Милета в том числе) была характерна инициатива, предприимчивость, опора на здравый смысл. Эти черты привели к тому, что мифологическое мировоззрение начало преодолеваться достаточно быстро и одновременно появляется тяга к изучению окружающего мира, космоса. Этими факторами и обуславливается появление философии в Милете. Главной проблемой, занимавшей милетских мыслителей, был вопрос об архе (первоначале), из которого произошло всё существующее. Мифологический генетический подход был милетскими мыслителями преодолён и заменён поиском субстанциального безличностного начала, первовещества, из которого всё возникло. Как правило, на роль такого архе претендовали 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Этим была обусловлена изначальная стихийно-материалистическая ориентация первых греческих философов. В основном милетские мыслители занимались изучением природы и тем самым положили начало натурфилософии и частным естественным наукам (физике, астрономии и пр.). К милетской школе относятся идеи трёх мыслителей: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – из которых каждый последующий был учеником предыдущего. 

Основоположником  философии считается один из 7 греческих  мудрецов Фалес Милетский (7-6 вв.до н.э.). Фалеса считают основоположником физики и философии. Фалес являлся первым физиком из-за того, что первым обратился к изучению природы (фюзиса), что для других мудрецов было нехарактерно. Фалес оставил свой след в математике (теорема Фалеса) и астрономии (сбывшееся предсказание солнечного затмения 585 г. до н.э.). Будучи в Египте, Фалес смог применив метод пропорции, вычислить высоту египетских пирамид. Первым философом Фалеса признают потому, что он первый начал обосновывать, доказывать свои утверждения. Именно это является гранью, отделяющей дофилософское мудрствование от философии, подразумевающей обязательную доказательность своих положений. Так, гномы, дошедшие от Фалеса, разительно отличаются от изречений других мудрецов обсуждением космологических вопросов и наличием обоснования: «Больше всего пространство, потому что оно всё в себе содержит», «Мудрее всего время, потому что оно всё открывает», «Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть». Фалес, впервые поставив проблему первоначала в немифологическом ракурсе, выделял в качестве архе воду. Он обосновывал свою позицию, утверждая, что семена всего живого имеют влажную природу и что всё живое питается влагой. Земля, по Фалесу, подобна куску дерева, плавающему по волнам мирового океана. Таким образом, всё существующее в мире является разнообразной модификацией, видоизменением воды. Здесь намечается проблема соотношения сущности (воды) и её проявлений (внешне очень непохожих на воду веществ). Фалес первым начал рассуждать также по психологической проблематике. Он считал душу движущим по отношению к телу началом, а движение и способность приводить в движение признаком одушевлённости. Поэтому он заключил, что всё мироздание (включая в себя магнит, янтарь и пр.) одушевлено и полно демонов. Подобное учение об одушевлённости всего сущего называется гилозоизмом. 

Следующим представителем милетской школы был ученик Фалеса Анаксимандр (610 – 546 гг. до н. э.), написавший не дошедшее до нас сочинение "О  природе". Анаксимандр отказался искать первоначало среди традиционных 4-х стихий, поскольку принятие в качестве архе одной из стихий ведёт к уничтожению остальных. Первоначалом мира является, по Анаксимандру, бескачественный апейрон, размышляя о котором Анаксимандр приблизился к философскому пониманию материи. Апейрон как бескачественное начало мироздания порождает стихии, из которых в свою очередь образуются вещи. Все объекты возникли из апейрона (материи) и должны рано или поздно в него вернуться: «Из чего все вещи получают своё рождение, в то все они возвращаются, следуя необходимости. Все они в своё время наказывают друг друга за несправедливость». Обратим внимание на то, что эти процессы отделения от апейрона, а затем слияния с ним происходят не по воле богов, а «следуя необходимости», т.е. природному закону. Анаксимандр оставил значительный след в зарождении изучения органической реальности. Он, например, используя идеи Фалеса, утверждал, что жизнь зародилась во влажном месте. Анаксимандр первый предположил, что человек появился в результате эволюции от органических существ другого вида. Согласно Анаксимандру, первые люди появились в утробе рыб и вскармливались ими, а затем были ими изрыгнуты и вышли на сушу. При всей наивности подобных воззрений необходимо отметить, что Анаксимандр уже не прибегает к вмешательству богов, а объясняет всё естественными причинами. 

Третий представитель  милетской школы Анаксимен (6 в. до н.э.), ученик Анаксимандра, вернулся к  поиску архе среди 4-х стихий и стал считать первоначалом воздух. Воздух, конденсируясь, превращается в воду, а та, затвердевая, становится землёй. Таким образом, всё сущее образовано из сгущённого воздуха. Анаксименом утверждается изначальность воздуха: воздух не создан богами, а, наоборот, боги состоят из воздуха. Монистический принцип единственности первоначала мироздания проводится Анаксименом вполне последовательно. В сфере внимания Анаксимена как учёного находились астрономия и метеорология. Однако его воззрения в этих областях знания достаточно наивны. Так, он полагал, что звёзды, подобно гвоздям, воткнуты в хрустальный небосвод. Значение милетской школы философии заключается в стремлении к постижению глубинной сущности окружающего мира и природы, в отказе от сверхъестественного и поиске природных причин всего сущего. Тем самым они содействовали становлению рационалистического, философского и научного подхода к изучению мира. Представители милетской школы считаются первыми представителями философского материализма.

  1. Гераклит и элейская школа о диалектике.

Продолжателем традиций Милетской школы стал ещё один представитель ионийской философии Гераклит, живший в городе Эфес на рубеже 6 – 5 вв. до н.э. Гераклит происходил из знатного рода, однако отказался от царского венца и вёл уединённую жизнь в лесах, лишь изредка приходя в город. Гераклит был прозван «плачущим философом»; он полагал, что все дела людей настолько жалки, что над ними стоит лишь плакать. Гераклит написал сочинение «О природе», из которого до нас дошло большое число фрагментов в цитатах у более поздних авторов. За неясный и запутанный слог, которым было написано это сочинение, Гераклит ещё в древности был прозван тёмным. Действительно, Гераклит писал очень образно, афористически, никогда не выражая свои идеи в понятной всем форме.

Перед Гераклитом также стояла проблема архе (первоначала), которую он решил объявив первоосновой мира огонь. Огонь был выбран Гераклитом из числа других стихий за его динамичность и подвижность. Действительно, огонь вечно находится в процессе изменения, и мы не можем его даже представить статичным, неподвижным. Обратите внимание на один из известнейших фрагментов Гераклита: «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся и мерами угасающим». Гераклит в этом отрывке подчёркивает онтологическую первичность существования космоса, который не создан ни людьми, ни богами. По своей сущности космос оказывается огнём, который проходит стадии циклического изменения, время от времени разгораясь и угасая. Огонь составляет основу существования всех объектов и процессов. Все вещи могут быть в конечном итоге сведены к огню, выражены посредством него: «Всё обменивается на огонь и огонь на всё, подобно тому, как золото обменивается на товары, а товары – на золото». Огненная сущность придаёт единство мирозданию.

 Наряду с  огнём, материальной первоосновой  сущего, Гераклит вводит и идеальное  начало, придающее космосу гармонию  и упорядоченность. Таким началом  оказывается логос (буквально  «слово», «понятие»). Однако полного разделения материального и идеального в философии Гераклита ещё не проводится, поскольку носителем логоса объявляется именно огонь. Все процессы в мироздании, в природе и обществе, подчиняются логосу, т. е. рациональному упорядочивающему началу, носителем и воплощением которого является огонь. Так, солнце, свершая свой путь по небу, повинуется законам логоса, в противном случае его ждёт наказание. Гераклит подчёркивал, что необходимо для познания истины прислушиваться не к мнениям людей, а внимать мировому логосу. Роль, которую играет понятие логоса в философии Гераклита, является иллюстрацией пути «от мифа к логосу», проделанного первыми греческими философами. Душа человека состоит из чистого огня, совершенного воплощения Логоса. Именно огненность души человека придаёт ей разумность. Гераклит писал: «Сияющая, сухая душа - мудрейшая и наилучшая». Он наивно объяснял неразумное поведение пьяного человека тем, что душа, напитавшись влагой, загасила огненные, разумные начала: «Всякий раз, как человек опьянеет, его ведёт ребёнок, а он шатается и не видит, куда идёт, имея влажную душу». Учение Гераклита об огне как первоначале сущего, о том, что всё, даже идеальные, психические явления, может быть сведено к этому материальному первоначалу, свидетельствует о стихийно материалистическом характере философии Гераклита. 

Другой важнейшей  чертой философии Гераклита является её ярко выраженный диалектический характер. По сути, Гераклита можно считать  основоположником диалектики как учения о развитии, предвосхитившем основные законы этой философской дисциплины. Гераклит также является создателем первой диалектической картины мира. Суть диалектики Гераклита заключается в утверждении тезиса о всеобщей изменчивости, процессуальности мироздания, обусловленной динамичностью лежащего в основе мира огня. Гераклит постулирует постоянство и непрерывность изменений в своём знаменитом высказывании: «Всё течёт». Весь мир представляет собой вечный поток сменяющих друг друга явлений; остановить этот поток изменений, свершающихся каждое мгновение, невозможно. Образом подобных изменений служит у Гераклита река, вечно несущая новые воды. Именно к Гераклиту восходит знаменитая фраза: «В одну реку нельзя войти дважды». Это невозможно, поскольку второй раз вы будете вступать в другую воду, т.е. уже в другую реку. Итак, движение, по Гераклиту, пронизывает всё сущее, а покоя не существует вообще. Движущей силой всех изменений Гераклит признавал конфликтные отношения и взаимодополняемость противоположностей. Тем самым, он подошёл к открытию закона единства и борьбы противоположностей. «Война», «распря», «борьба» являются всеобщим свойством мироздания. Гераклит писал: «Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что всё рождается через распрю и по необходимости». Всё существующее является результатом борьбы противоположных явлений. Однако Гераклит призывал видеть не только борьбу противоположность, но и их глубинное единство вплоть до скрытого от глаз непосвящённых тождества противоположностей. Из постоянного раздора и скрытого единства явлений сущего слагается прекраснейшая гармония мироздания. Однако эту гармонию необходимо обнаружить путём размышлений и интуитивных прозрений.

 Также Гераклиту  принадлежит впервые высказанная  мысль об объективно существующем  относительном характере многих качеств. Одна и та же вещь может обладать противоположными качествами в отношении к разным субъектам. Так, морская вода для рыб является полезной и живительной, а для людей вредной. Прекраснейшая обезьяна будет безобразной в сравнении с любой женщиной; однако прекраснейшая женщина покажется уродливой, как обезьяна, если сравнить её с богиней. Даже прекраснейший космос, идеал эстетического совершенства, оказывается сходным с беспорядочно рассыпанной кучей мусора. 

В области социальной мысли Гераклит выступал противником демократии как власти неразумного большинства. Он был сторонником правления «лучших», к которым он, однако причислял не аристократов по происхождению, а интеллектуалов, постигших основные закономерности мироздания и собирающихся их реализовывать в обществе. Гераклит признавал большую роль законодательства в жизни общества: «Народ должен бороться за закон, как за стены своего города». Философия Гераклита является ярким примером новаторства ранней философской мысли античности. Главной заслугой Гераклита следует признать обоснование материальной сути мироздания и создание первой диалектической картины мира.

  1. Философия Платона.

Самым известным и значительным из учеников Сократа был Платон (428 – 348 г. до н. э.). Настоящее имя Платона  - Аристокл, Платоном («широким») он был прозван за атлетическое телосложение. Наибольшее воздействие на воззрения Платона оказал Сократ, ближайшим учеником которого он был. Благодарную память об учителе Платон пронёс через всю свою жизнь. После смерти Сократа Платон уезжает из Афин, путешествуя по культурным центрам Средиземноморья. Несколько раз Платон приезжал на Сицилию, пытаясь смягчить нрав сиракузского тирана Дионисия. Это едва не стоило Платону свободы, так как Дионисий, когда нравоучения Платона стали его раздражать, приказал продать его в рабство. Лишь случайно один афинянин узнал Платона на рынке рабов и выкупил философа. Вернувшись в Афины, Платон основывает свою философскую школу - Академию, просуществовавшую около 1000 лет. До конца жизни он преподавал в своей школе, ставшей одним из крупнейших научных и философских центров античной культуры.

Платон - первый философ, от которого дошли почти  все сочинения. Сочинения Платона  написаны в художественной форме  диалогов, бесед между несколькими  персонажами, каждый из которых отстаивает свою точку зрения. Основные сочинения: «Апология Сократа», «Пир», «Государство», «Законы». Главным действующим лицом почти всех диалогов является Сократ, от имени которого Платон выражает свои взгляды. Платон оказал огромное влияние на развитие философии. По мнению английского философа 20 в. А. Уайтхеда, вся последующая философия есть лишь примечания к Платону.

Информация о работе Контрольная работа по античной философии