Контрольная работа по античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 03:58, контрольная работа

Описание работы

Первой исторически сложившейся школой философии была милетская школа ионийской философии. Она существовала на протяжение 6 в до н.э. в городе Милете, от которого и получила своё название. Греческая философия возникла в Ионии (современная территория западного побережья Турции), которая активно подвергалась греческой колонизации. В Ионии появилось множество греческих городов, жители которых занимались ремеслом и торговлей.

Файлы: 1 файл

философия ПКЗ.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Учение Платона  стало первой чётко разработанной  системой философии, все части которой  оказались по своему теоретическому содержанию связаны, скоординированы между собой.

 Учение о бытии.

Платон является основоположником объективного идеализма  в философии. Главным вопросом, над  которым размышлял Платон, был  вопрос об истинном бытии. Платон вслед  за Гераклитом замечал, что все окружающие нас материальные вещи изменчивы, преходящи – они появляются и исчезают. Материальное бытие есть лишь несовершенное, ущербное бытие. Следовательно, материя истинным бытием не является. Нужно найти нечто постоянное, совершенное, неизменчивое и неуничтожимое. Это и будет настоящее, подлинное бытие. Таким бытием, согласно Платону, обладают бестелесные, нематериальные идеи (эйдосы) вещей. Вечные, неизменяемые идеи определяют сущность каждой вещи, а все материальные тела существуют как некие копии идей, благодаря своей причастности к идеальным первосущностям. Материальные объекты трансформируются, появляются и исчезают; а идеи всегда остаются неизменными. Все материальные объекты Платон рассматривает как синтез бытия и небытия. Материя без какого бы то ни было воздействия идей на неё равнозначна небытию, обозначаемому у Платона термином «меон». Из-за причастности к небытию материальные объекты и являются изменчивыми. Идеи, согласно Платону, существуют объективно, независимо от человеческого сознания. Эйдосы располагаются не в уме человека, а в некоей занебесной области. То есть Платон делит всё мироздание на первичный, совершенный мир за небесным сводом и вторичный, несовершенный мир материи, зависимой от идей. Идеи выстраиваются в занебесной области в иерархическом порядке, причём высшей идеей является идея Блага. Для иллюстрации правомерности теории идей Платон рисует миф о пещере. Люди уподобляются выросшим в пещере узникам, которые не видели ничего, кроме теней на стенах родной пещеры. Если бы к ним явился человек из внешнего мира и сказал, что то, что они видят, есть что-то вторичное, производное, лишь тени, то они посчитали бы этого человека сумасшедшим и стали бы смеяться над его утверждениями. Так же и большинство людей привыкли к жизни в мире материальных объектов, не замечая, что они представляют собой лишь несовершенное, вторичное бытие – тени от истинного бытия – идей (эйдосов). У Платона в диалоге «Тимей» мы встречаем впервые учение о Демиурге, существе, сотворившем мироздание по числовым пропорциональным соотношениям, в чём можно увидеть предвосхищение средневекового креационизма.

 Учение о познании.

Настоящее, подлинное  знание нам может дать познание не постоянно изменчивых вещей материального  мира, постигаемых чувствами, а познание вечных, неизменных идей. Знание о материальных вещах представляет собой лишь мнение (доксу), оно несовершенно и быстро устаревает вследствие изменчивости вещей, тогда как знание идей гарантирует получение самого достоверного и непреходящего знания. Идеи могут постигаться лишь умозрением, размышлением. Поэтому, занимая позиции рационализма, Платон отдаёт предпочтение разумному познанию перед чувственным. Настоящее знание не есть ни ощущение, ни даже правильное мнение с определением (диалог «Теэтет»). Познавать следует не единичные объекты, а общее, доступное исключительно рациональному познанию. Для познания сущности вещей (их идеи) необходимо отвлечься от всего чувственного. Привыкнуть к рациональному познанию можно при помощи философии и математики, которая также нацелена на изучение умозрительных неизменных сущностей. Не случайно на входе в Академию было начертано: «Да не войдёт сюда никто не знающий геометрии». Всякое познание Платон считал припоминанием (анамнезисом) того, что душа видела до своего вселения в тело, пребывая в мире идей. Поэтому наиболее надёжным способом получения знаний служит не опытное, основанное на чувствах, изучение мира, а поиск высшего знания, заложенного в самой душе человека. Таким образом, настоящее знание является врождённым человеку, априорным. В качестве главного метода познания у Платона выступает субъективная диалектика понятий. Эти понятия, в отличие от эйдосов, являются подвижными и могут переходить друг в друга. Диалектику Платон называет вершиной всех наук. Платон полагал, что науки должны служить познанию мира идей и носить теоретический характер, практическое применение результатов научной деятельности принизило бы науку. Утверждая исключительно теоретический характер научного познания и оторванность науки от практики, Платон разделял общую установку, характерную для античного отношения к науке в целом. 

Учение о душе.

 Учение Платона о душе (психология) тесно связано с его онтологией  и гносеологией. Платон полагает, что душа и тело представляют  собой различные субстанции, временно сосуществующие в человеке. Душа является как бы представителем мира идей в теле. Подобно всем материальным вещам тело рождается, развивается и разрушается. Душа же как идеальное начало вечна и бессмертна. В диалоге «Федон» Платон устами Сократа приводит 5 доказательств бессмертия души. Тело сковывает душу, поэтому Платон называет тело темницей, из которой душа стремится как можно скорее вырваться. Душа освобождается из этой темницы в момент смерти тела, но ещё в течение жизни приготовляется к этому с помощью философских размышлений. Поэтому Платон заявляет, что философствовать значит учиться умирать. Платон верил в теорию переселения душ (метемпсихоз). По его воззрениям, после смерти тела душа некоторое время пребывает в царстве идей, а затем вселяется в тело другого человека или животного. Платон выделяет три части души; 1. Вожделеющая – отвечает за насыщение и продолжение рода; 2. Страстная – отвечает за аффекты; 3. Разумная – осуществляет разумное руководство поведением и познание. Деление души на 3 части отражается в учении Платона об идеальном государстве (подробно оно изучается в курсе политологии). Те люди, у кого преобладает высшая, разумная душа, должны стать философами-правителями. Люди с преобладанием страстной части души должны стать стражами-воинами; а те, у кого главенствует вожделеющая часть души, заниматься ремеслом, сельским хозяйством и торговлей.

 Биологическая и медицинская проблематика в произведениях Платона.

 Платон является одним из  зачинателей телеологического подхода  к исследованию существования  и функционирования организмов. Устами Сократа Платон в диалогах  много рассуждает о целесообразности различных органов животного и человеческого тела. Основной вопрос, который должен ставиться придерживающимся теологического подхода исследователем: «Для чего существует орган?». Отсюда следует приоритет целевого принципа над каузальным (причинным). Многие места из диалогов Платона посвящены попыткам объяснения явлений, физиологии, ботаники, зоологии и анатомии человека. При этом проявляется стремление согласовать математически умозрительные и эмпирические способы объяснения, а также показать, ради какой цели всё устроено именно таким образом. В заключительной части диалога «Тимей» Платон рисует мифическую картину происхождения животных видов как регресса, перехода от высших форм к низшим в наказание за проступки, неправильное поведение и греховные помыслы. В диалоге «Законы» содержатся размышления Платона о медицине. Существует, по его мнению, два вида медицины: для рабов и для свободных. Они различаются отношением врача к пациенту. Врач, лечащий рабов (как и животных), не должен осведомлять их о болезни, а только заставлять их принимать лекарства. Врач же, лечащий свободных, должен беседовать с больным и его друзьями, убеждая их в пользе лечения. Только после этого они вправе с согласия больного начать лечение.

  1. Философия Аристотеля.

Выдающийся греческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) родился в городе Стагиры на севере Греции. Поэтому в источниках за Аристотелем закрепилось прозвище Стагирит. Аристотель, обучаясь в Академии, был учеником Платона, но затем разошёлся с учителем. Вспомните ставшее крылатой фразой высказывание Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже». После ухода из Академии Аристотель был приглашён ко двору македонского царя Филиппа II, чтобы тот руководил воспитанием наследника престола – будущего Александра Македонского. Позже из восточного похода Александр присылал учителю редкие камни, растения, животных для пополнения его естественнонаучной коллекции. Аристотель возвращается в Афины и основывает там свою философскую школу – Ликей. Поскольку Аристотель любил проводить занятия во время прогулок по саду, его ученики и последователи получили название перипатетики (прогуливающиеся), а само учение Аристотеля – перипатетизм. Аристотель являлся учёным-энциклопедистом, оставившим труды по всем существовавшим тогда отраслям науки и философии. Основные произведения Аристотеля – «Метафизика», «Физика», «Органон», Никомахова этика», «Политика». Сочинения Аристотеля написаны в форме трактатов, которая затем стала основной формой научных и философских трудов. 

Учение о бытии.

В онтологических воззрениях наиболее явственно проявляются расхождения Аристотеля с Платоном. Аристотель критикует своего учителя, не соглашаясь с обособлением идей от материальных вещей и выделением идей в особый, отличный от материального мир. Подобное удвоение мира лишь затрудняет познание мироздания. Согласно Аристотелю, нет мира идей, отличного от материального, существуют лишь конкретные единичные материальные вещи. В целом критика теории идей Платона осуществляется Аристотелем с позиций, близких к материалистическим. Однако Аристотель не выступает против возможности объективного существования идеального, вне человеческого сознания. Идеальное начало существует и присутствует в самих вещах, а не отдельно от них. Каждая вещь, по Аристотелю, образована из двух начал: материи и формы. Такие воззрения получили название гилеморфизм. Форма и есть то идеальное, что присутствует в каждой вещи и временно пребывает в данной материи. Материя объявляется Аристотелем вечной возможностью и рассматривается в качестве пассивного начала, подчиняющегося форме. Аристотелем выделяется первая материя, существующая до воздействия на неё какой бы то ни было формы, и вторая материя – ограниченная какой-либо формой. Форма же соответствует присутствующему в вещи идеальному началу, определяющему сущность вещи. Форма объявляется Аристотелем действительностью, активным началом, изменяющим материю, приводящим её к завершённости, совершенству. Именно форма (идеальное, независимое от материи) делает вещи тем, чем они являются. В этом отношении Аристотель продолжает оставаться на объективно-идеалистических позициях. Аристотель выдвигает учение о четырех видах причин, с помощью выяснения которых можно познать объект:

1. Материальная причина отвечает  на вопрос «из чего состоит  объект?» (из дерева, кожи, металла)

2. Формальная причина говорит  об определённости вещи, указывая  на её сущность Она отвечает  на вопрос: «Чем является данный  объект?» (Напомним, что форма  у Аристотеля играет ту же  роль, что и идея у Платона).

3. Действующая причина выясняет, откуда происходит изменение, положившее начало существованию вещи. Она отвечает на вопрос: «Что произвело объект?».

4. Целевая причина указывает  на то, ради чего существует  объект или происходит изучаемый  процесс, то есть характеризует  окончание, завершающую стадию процесса.

Согласно Аристотелю всё существующее имеет некую цель своего существования. Нет ничего, что не имело бы цели в неживой и органической природе, а также в обществе. Такие воззрения  о наличии у всякого объекта  и процесса цели, получило название телеологии. Освящённый авторитетом Аристотеля телеологический подход к рассмотрению объектов мироздания на долгие века укрепился в науке и философии. Бытие всех объектов выражается в категориях (главных, основополагающих понятиях. Аристотель выделяет 10 категорий: 1. Количество, 2. Качество, 3. Место, 4. Время, 5. Отношение, 6. Положение, 7. Состояние, 8. Действие, 9. Страдание, 10. Сущность.

 Учение о познании.

Стремление к знанию объявлялось  Аристотелем врождённым свойством  людей и животных. Началом философии Аристотель считал удивление перед красотой и загадочностью мироздания. Аристотель делил все науки на теоретические и практические. Теоретические дисциплины существуют ради чистого знания без дальнейшего его применения на практике. К теоретическим наукам Аристотель относил первую философию (метафизику), математику и физику. Практические же дисциплины добывают знания ради дальнейшего применения этого знания в деятельности человека. В число практических наук Аристотелем включались этика и политика. Теоретическое знание, поскольку оно является целью, а не служит средством к чему-либо другому, ставится Аристотелем выше практического. Сборник работ Аристотеля по логике и гносеологии получил название «Органон» (инструмент, орудие познания). В учении о познании Аристотель оставил свой след тем, что разработал систему логических умозаключений (силлогизмов), позволяющих делая правильные выводы, получать достоверные знания. Аристотель выступил против релятивистского скептицизма софистов, утверждая познаваемость объективно существующего мира. Отвергая односторонний рационализм Парменида и Платона, Аристотель не противопоставляет чувственное и рациональное познание, а доказывает их взаимообусловленность и дополняемость в отношении друг друга. Аристотель доказывал большую роль чувств в познавательной деятельности. Аристотель выделял следующие этапы познавательной деятельности: 1. Чувственное восприятие, 2. Опыт (1 и 2 этапы имеют дело с единичным, изучаемым чувствами), 3. Искусство (технэ), 4. Наука (на 3 и 4 этапах постигается общее). Аристотель впервые сформулировал основные логические законы (тождества, недопущения противоречия) и разработал систему дедуктивных логических умозаключений (силлогизмов). 

Учение о душе.

В области исследований души Аристотель знаменит тем, что написал первый психологический трактат «О душе», содержащий критический анализ предшествовавших учений о душе и изложение видения психологических проблем Аристотелем. В отличие от Платона Аристотель не противопоставлял тело и душу. Он полагал, что душа возникает на основе тела и без тела существовать не может. Душа рассматривается Аристотелем как энтелехия, своеобразное завершение органического совершенства. Если тело функционирует нормально, то автоматически появляется его одушевлённость как то, что венчает совершенство тела. Здоровье и нормальное функционирование души во многом зависит от нормальной работы тела. После смерти тела душа исчезает, соответственно теория метемпсихоза Аристотелем отвергается. Аристотель выделяет три вида души: 1. Растительная (отвечающая за питание, рост и размножение), 2. Животная (придающая активность телу) и 3. Разумная, имеющаяся только у человека. Аристотель полагал, что бессмертие может сохранить лишь разумная душа, слившись после смерти тела с Богом как высшей формой. Психологические воззрения Аристотеля были тесно связаны с его биологическими идеями. 

Натурфилософия (Учение о природе).

Аристотель много внимания уделял изучению природы, как на философском, так и на естественнонаучном уровне. Основные сочинения Аристотеля по натурфилософии - «Физика», «О возникновении и уничтожении», «О небе». Аристотель разделял общепринятое в античной культуре представление о том, что изучение природы должно носить теоретически-созерцательный характер. В отличие от неизменяемых и нематериальных объектов метафизики, объекты, изучаемые физикой, материальны, изменчивы, подвижны. Движение рассматривается Аристотелем посредством применения понятий возможности и действительности. Движение, по Аристотелю, это любое изменение, благодаря чему возможность становится действительностью. Отрицая наличие незаполненной веществом пустоты, Аристотель выступил против атомистического учения Демокрита. Физика Аристотеля носит телеологический характер. Все процессы в мире неорганической и органической природы направлены к определённой цели, заключающейся в результате, итоге процесса. Например, целью падения камня является достижение им естественного места всех тяжёлых тел - центра Земли. У каждой стихии существует свое естественное место: легкие стихии устремляются вверх, а тяжёлые – вниз. Все движения делятся Аристотелем не естественные и насильственные. При естественных движениях тела стремятся занять своё естественное место, насильственное же движение направляет тело в несвойственное ему природой место и, как правило, является недолговечным (пример насильственного движения – подбрасывание камня вверх). Космос представлялся Аристотелю конечным и сферическим. Мироздание делилось Аристотелем на надлунный и подлунный миры. Надлунный мир заполнен эфиром, благодаря чему все движения имеют там правильную циклическую форму, по которой движутся небесные тела. Подлунный мир (в рамках орбиты луны – ближайшего к Земле небесного тела) несовершенен, движения в нём носят неправильный характер.[1] Бог понимался Аристотелем как высшая форма, «форма всех форм», бесконечная актуальность. Бог в космологии Аристотеля играет роль неподвижного перводвигателя, первопричины всего сущего. Бог есть чистый ум, за счёт своего мышления Бог приводит всё мироздание в движение. Однако сам перводвигатель является неподвижным. В попытках Аристотеля соединить представления об изменчивости всего сущего с признанием неподвижного перводвигателя можно увидеть одно из свидетельств колебаний Аристотеля между диалектикой и метафизикой. 

Информация о работе Контрольная работа по античной философии