Контрольная работа по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Осветите проблему: «Социокультурный контекст возникновения философии».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
а) Является ли философия наукой? Обоснуйте.
б) Каковы основные разделы философского знания?
в) Каковы место и роль философии в культуре?
Задание 3. Дайте определение понятий: философия, категория, мировоззрение, рефлексия, мифология, религия, наука.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 29.91 Кб (Скачать файл)

Задание 1. Осветите проблему: «Социокультурный контекст возникновения философии».

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. Мифология закрепляла принятую систему ценностей, формы поведения. Человечество в мифах искало ответы на вопросы о том, как устроен мир, о его происхождении, о мировой гармонии, о человеке, тайнах рождения и смерти. Эти вопросы унаследовали две древнейшие формы мировоззрения - религия и философия.

Основу религии составляет вера в сверхъестественные силы. Религия - средство социальной регламентации, сохранения нравов, традиций, обычаев. Велика роль религии в накоплении и передаче культуры- обращаясь к эмоционально-образному опыту человечества, религия способствовала развитию духовности человека, культивируя человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, справедливости.

Большинство людей во все времена черпало именно в религии свои моральные и общемировоззренческие установки. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий широкое распространение получает свободомыслие, которое характерно для философии и невозможно в религии. В отличие от религии, с ее преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. И в этом нашла отражение неистребимая потребность человека понять мир и человека с позиций знания, разума.

Философское познание основано на присущей людям любознательности, которая перерастает в интеллектуальную потребность беспредельного расширения и углубления знаний о мире. С помощью философии человек умозрительно постигает мир в таких его срезах, которые не даны или даже не могут быть даны ни в каком опыте. По сути это способность интеллекта к сверхопытному знанию. Философия – особый способ постижения и освоения мира, выходящего за рамки конкретных наук. В науке истинным является всё новое, а в философии нет. Поэтому мы и изучаем историю философии [5].

Цель философии – понять идеи, по которым развивается и живет мир, человек, общество. Цель философии сформировать мировоззрение. Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия является высшей формой мировоззрения, самой наивысшей ступенью мировоззрения. Философия является самым развитым видом мировоззрения. Задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

Как и во всех частных науках проблема в философии есть логическая форма познания. Проблема – это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур. Что касается философских проблем, то все они выражают и представляют специфический предмет философии, можно сказать, что они его отражают и его спецификой обусловлены. Всеобщее в системе «мир – человек» составляющее предмет философского познания и является предметным основанием проблем философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.

В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии. Это утверждали известные философы XX века как зарубежные – М. Хайдеггер, так и отечественные – В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др. Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что вопрос о бытии – сущность философии, а пересмотр идеи бытия означает коренной пересмотр самой философии. Термин «бытие» взят из повседневного греческого языка, в котором слова «быть», «существовать», «находиться в наличности» близки по значению. Но, начиная с античности, философы использовали его для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование человека и мира. Проблема бытия – это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Поэтому категория «бытие» есть категория онтологическая. Онтология – философское учение о бытие как таковом, а не о бытие тех или иных вещей и явлений.

Отношение мышления к бытию является основным вопросом философии потому, что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования.

Отношение человека к миру многообразно. Это и отношения, в которые вступает человек в своей предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную и социальную действительность, и нравственное отношение к природе, обществу другим людям; эстетические,

аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления, и важное место среди них занимает познавательное отношение, или иными словами проблема познания. Она неразрывно связана с основным вопросом философии – проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону.

Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности .

Немаловажное значение в философии имеет и обсуждение вопроса о сущности пространства и времени. Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному: одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие считали их чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира.

Кроме вышеперечисленных можно выделит еще множество проблем философии – антропологические, этические, эстетические и др. Все проблемы философии являются всеобщными и вечными, – что не означает их принципиальной нерешаемости, они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне развития общества. К тому же для того чтобы решать философские проблемы, нужно прежде всего владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания.

Наши представления о мире и месте человека в нем, наши знания, убеждения, чувства, настроения, надежды существуют как более или менее целостное понимание людьми мира и себя. В каждую историческую эпоху люди имеют определенное мировоззрение - предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. При этом в реальной жизни мировоззрение формируется и живет в сознании отдельных конкретных людей. И каждый человек имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы.

В мировоззрение входят знания - повседневные, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху у народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Кроме знаний, в мировоззрение входят ценности - отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Это и идеалы, и понятия добра и зла, понятия прекрасного и безобразного и т.д. В мировоззрение входят разум и чувства, а также воля, убеждения. Кроме того, в мировоззрение входит и сомнение. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения.

История знает примеры преобладания одних сфер культуры в ущерб другим. Прежде всего, это касается взаимоотношений науки, философии и религии в Средние века и в Новое время. Так, средневековая наука находилась под властью религии, замедлившей развитие науки по меньшей мере на тысячелетие и предавшей забвению многие достижения античной науки. Вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место главного элемента в мировоззрении образованных людей. И лишь в XIX в. в связи с успехами естествознания наука стала претендовать на господствующее положение в культуре и мировоззрении человека и общества. Тогда же между наукой и философией разгорелся конфликт, продолжавшийся почти до наших дней. Суть его сводится к борьбе за право обладания истиной в последней инстанции. Наука, желала дать ответы на все вопросы, вести человечество к лучшему будущему. Обычно это будущее представлялось миром материального достатка и сытости, построенным на основе достижений науки и техники. На фоне низкого уровня жизни, присущего большинству людей еще в начале XX века, ущербность таких представлений о «дивном новом мире» оставалась непонятной не только большинству населения, привлеченному обещанием тех благ, которых оно никогда не имело, но и политикам, целеустремленно ведущим свои народы в мир высоких технологий, и даже некоторой части мыслителей (философов, писателей, художников), со всем пылом новообращенных пропагандирующих эти идеи. Лишь немногие философы и культурологи смогли в начале XX века понять, что этот путь ведет к катастрофе. Это стало ясно в середине нашего века, после создания ядерного оружия и надвигающейся экологической катастрофы.

Тем не менее, пережитки идеологии сциентизма - веры в науку как в единственную спасительную силу - сохраняются до сих пор. Возникнув в недрах просветительства, получив развитие в философии позитивизма, во второй половине нашего столетия она трансформировалась в тенденцию к безграничному восхвалению достижений естественных наук в противовес общественным и гуманитарным дисциплинам.

Уже Аристотель, подчеркивал, что от философии не нужно ждать практической пользы, т.е. решения частных прикладных задач. Потому что философия - это не тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека. Она нужна только такому обществу, в котором ценят свободу, в котором люди осознанно берут на себя груз ответственности за свой выбор, за свои решения.

Философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе с его родоплеменной организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, и все находились под строгим и неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения. Внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании — в форме мифа — первой, исторической форме социального регулятива.

По сравнению с мифом религия — более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для себя люди признают не человеческий, а сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность — Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение Нравственности. Религия — вторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она еще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней.

Сегодня место и роль философии в жизни человека и общества определяются ее антидогматическим, антиавторитарным триггером. Дух подлинной философии — критика. Критический (а не апологетический) дух философии не вызывал к ней большой любви и сочувствия со стороны власти, по отношении к которой философское «вольнодумство» чаще было не в согласии, а в оппозиции. Но без такой критики, без продвижений героических энтузиастов — философов — ни о каком разуме на Земле не могло бы, и быть речи.

 

 

 

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

а) Является ли философия наукой? Обоснуйте.

С уверенностью можно сказать, что  философия имеет признаки науки, то есть она руководствуется философскими критериями. Наука – это исследование, прочно опирающееся на одно или несколько  прошлых достижений – достижений, которые в течение некоторого времени  признаются определенным научным сообществом  как основа для развития его дальнейшей практической деятельности, то - есть из этого видно, что наука понимается, как традиция. Прошлые достижения, лежащие в основе этой традиции, и выступают в качестве парадигмы, и чаще всего под этой парадигмой понимается некоторая достаточно общепринятая теоретическая концепция типа системы  Коперника, механики Ньютона, кислородной  теории Лавуазье и т.п.

Философию  нельзя назвать наукой, так как  в ней существуют догадки, прозрения  и интуиция, не присущие науке. Философия изучает настолько общие и абстрактные вещи, что практически ни то, ни другое не приводит к однозначным выводам и не может полностью обосновать полученные выводы. Характерной  особенностью философии есть то, что  она отличается от других (точных) наук (математики, физики), отсутствием единства мнения по любому философскому вопросу, то - есть другими словами, если существует единственная правильная арифметика (та, что изучают в школах), то единой, вечной философии нет, что ведёт  к разнообразию взаимозаменяющих философских  позиций. Так что, стоит прийти к  выводу, что философия не является наукой, хотя в ней и существуют определённые логические доктрины.

Итак, философия и наука  довольно сильно взаимосвязаны, у них  есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая  себя в те моменты и в тех  областях научного знания, когда теоретический  потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

 

б) Каковы основные разделы философского знания?

Философское знание позволяют наиболее точно понять сущность природы, социальных явлений.

Философское знание включает в себя 4 философских учения:

– аксиология – философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни;

– праксиология - философия социального действия, теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений;

– гносеология – теория познания, обсуждаются вопросы возможности познания действительности, проблемы истины;

– онтология – философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

 

в) Каковы место и роль философии в культуре?

Культура задает основные цели и задачи развития мирового сообщества, и без культуры невозможно было бы возникновение философии как таковой. Культура и философия должны быть взаимосвязаны и ориентированы на достижение единой цели по выбору нового ориентира жизни общества.

Философские проблемы возникают в силу закона развития человека и его культуры, и эти проблемы по своему происхождению связаны с религией, с мировоззрением и с философией.Главная роль, функция философии в истории культуры - одухотворение, оразумливание человеческого рода, наполнение жизни человека высшим смыслом, высшими идеями и непреходящими ценностями.

По отношению  к этой обобщенной, интегральной функции  философии - видеть и развивать в  человеке человеческое - все другие ее выходы в социальную и духовную жизнь общества являются уже более частными производными.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"