Контрольная работа по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Осветите проблему: «Социокультурный контекст возникновения философии».
Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:
а) Является ли философия наукой? Обоснуйте.
б) Каковы основные разделы философского знания?
в) Каковы место и роль философии в культуре?
Задание 3. Дайте определение понятий: философия, категория, мировоззрение, рефлексия, мифология, религия, наука.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 29.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Задание 3. Дайте определение понятий: философия, категория, мировоззрение, рефлексия, мифология, религия, наука.

 

Философия - 1. Рационально - теоретическая форма мировоззрения. 2. Система знаний о предельных основаниях (началах, причинах) мира как целого и фундаментальных принципах бытия человека в нем. 3. Логическое упорядоченное, рациональное знание самых общих законов развития сознания, общества, человека.

Категория - предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности.

Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Мировоззрение – мироощущение, мировосприятие и миропонимание, взятые в целом, представляющие собой определенную систему чувств, эмоций, переживаний человека, его знаний, верований, сомнений, а также убеждений, принципов, идеалов, выражающих в своей совокупности отношение человека к окружающему его миру.

Выделяют следующие виды мировоззрения:

мифологическое, религиозное, философское, обыденное (житейское).

Рефлексия - (лат. reflexio - обращение назад) - термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Локк считал Р. источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи. Для Лейбница Р. не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит. По Юму идеи - это Р. над впечатлениями, получаемыми извне. Для Гегеля Р. - взаимное отображение одного в др., напр. в сущности - явления. Термин " рефлектировать " означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием.

Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) – наука о мифах и мифологическом сознании, раскрывающая их сущность. Это способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев. В мифологии Космос предстает как единое целое, образованное взаимодействием и взаимопревращениями живого и мертвого, сознательного и стихийного, человека и окружающей среды. Это достигалось путем переноса на природу связей и зависимостей, характерных для первобытного общества, т.е. путем ее одушевления. Мифологический образ мира синкретичен: в нем отсутствует четкое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, причины и следствия; процедуры логического обобщения и доказательства подменяются метафорическим сопоставлением по аналогии, внешнему сходству, сближением разнородных явлений на основе сходного эмоционально-чувственного восприятия.

Религия - мировоззрение и поведение отдельного человека, группы, общества в целом, основанные на вере в сверхъестественное и возможность той или иной коммуникации с ним.

Наука - 1. Форма духовной культуры, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука - это деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности - сумма полученных знаний; 2. Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о действительности, включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства;  3. Система объективного знания о природе, обществе и мышлении, а также отдельная отрасль такого знания.

 

Задание 4. Напишите эссе: «Б. Рассел писал: «… Между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». Что Вы думаете по этому поводу? Прав ли Б. Рассел?»

При рассмотрении предметности философии исключительно трудной и важной задачей является именно обозначение границ между нею и наукой, а также между нею и религией, и теологией. Бертран Рассел назвал философию ничейной землей, расположенной между наукой и теологией. Это утверждение – больше чем яркий образ, обходящий трудность определения философии. Оно выражает также существо дела, состоящее в том, что философия имеет двуединую природу: одной частью она родственная науке, другой частью – религии. Она апеллирует к разуму, является особого рода знанием о мире и это роднит ее с наукой. И в то же время философия есть особого рода практическое отношение к действительности, образ жизни, убеждение, верование, она занимается аксиологическими проблемами, которые являются скорее делом выбора, чем знаний, и это роднит ее с религией и теологией. Располагаясь между наукой и религией, философия соединяет начальные основы сущего, которые открываются в познании, с конечными целями человеческого существования, которые формируются в качестве нормативной программы.

Философия, конечно, не может не опираться на науку, не отталкиваться от ее твердой почвы. Но она тем не менее не умещается целиком в науку, а если она и является наукой, то в каком-то особом широком, переносном, одной ей свойственном смысле. Философия не может не двигаться, не подниматься в направлении, где она неизбежно упирается в религию. Но она при этом, разумеется, не может стать религией, потому, между прочим, не может, что она опирается на науку, чувствуя себя связанной ее выводами. Если философия не может быть сведена к науке, так как она движется в направлении религии, то она не может быть религией, так как основывается на научном познании. Были философские учения, которые осознавали себя в качестве научных, тем не менее они не были таковыми – им недоставало для этого необходимой для науки фактичности и достоверности. Были философские учения, которые именуются религиозными, но и они не являются религиозными, ибо им не достает необходимой для религии парадоксальности, тайны, чуда. В строгом смысле, если говорить не об обозначении, а о существе дела, философия не может быть ни научной, ни религиозной. Она может (и должна!) быть философской.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5. Выполните тесты:

1. Философия – это:

а) способ аргументированного диалога;

б) наука о природе;

в) теоретическая форма мировоззрения;

г) разновидность литературного творчества.

 

2. Как система взглядов  на мир и место в нём человека  философия выступает в качестве:

а) науки;

б) религии;

в) идеологии;

г) мировоззрения.

 

3. Специфика философии  состоит в том, что она:

а) исследует природу, общество, мышление;

б) прогнозирует будущее;

в. исследует всеобщие и универсальные основания бытия мира его познания и практического преобразования человеком;

г) исследует проблемы смысла жизни.

 

4. Проблемы, решаемые философией, носят характер:

а) конечный;

б) всеобщий, предельный;

в) стандартный;

г)частный.


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"