Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

1. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие современные философские направления нашли в них отражение.
2. Какова главная черта философии, по Хайдеггеру?
3. В чем предназначение философии видел Сократ?
4. Назвать и изложить две противоположные точки зрения на природу (происхождение) сознания.
5. К какой разновидности идеализма можно отнести каждое из нижеприведенных суждений? ...

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 35.65 Кб (Скачать файл)

Задание №3

 

  1. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие современные философские направления нашли в них отражение.

а) Философия – это сжатое изложение  науки своего времени (О.   Конт).

б) Предмет  философии – это логический анализ языка науки

(Л.  Витгенштейн).

в) Главный вопрос философии –  это вопрос о том, стоит ли человеку жить

(А. Камю).

Ответ:

     А) Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности, поскольку должна обслуживать науку и выполнять функцию синтеза научного знания. Основателем этого направления является Огюст Конт (1798–1857), в 30-х гг. XIX в., он ввел этот термин.

Главный принцип – утверждение  «Каждая наука – сама себе философия».

     Б) Исторически первой формой неопозитивизма был логический позитивизм, или логический эмпиризм (все остальные разновидности неопозитивизма могут рассматриваться в каком-то смысле как продукты эволюции логического позитивизма). Основы логического позитивизма были заложены в трудах двух известных философов и логиков Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна.

Отождествляя всю философию  с логическим анализом языка, неопозитивисты исключают из сферы философии  почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют  философию.

     В) Альбер Камю - крупнейший представитель французской философии первой половины 20 века, причисляемый к экзистенциалистам. Основными темами его творчества и размышлений стали темы абсурда и бунта 
Экзистенциализм (от позднелатинского exsistentia - существование), философия существования.

Экзистенциализм - одно из самых иррациональных и пессимистичных философских течений. Центральным понятием учения является экзистенция -- человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности.

Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. - М.: Высш. шк., 2001.

  1. Какова главная черта философии, по Хайдеггеру? (См.: Хайдеггер. Основные понятия метафизики // Мир философии. Хрестоматия. М., 1991. T.I с. 118-125).

Ответ:

     Свою задачу как философа М. Хайдеггер видел в том, чтобы по-новому обосновать учение о сущности и смысле бытия. Для достижения этой цели он стремился отыскать возможности повышения адекватности передачи своих мыслей средствами языка. Его усилия направлены на передачу тончайших оттенков смысла за счет максимального использования содержания философских терминов.

Хайдеггер в своей философии  не ставит задачу спасения мира. Его  цель как мыслителя скромнее, она  заключается в том, чтобы понять мир, в котором приходится жить. Он пишет: “Философия ищет, что есть сущее…”. И далее: “Она существует в мелодии  соответствия, настраивающегося на голос  Бытия сущего”.

Главное внимание в философии М. Хайдеггера придается анализу смысла категории бытия, которая им наполняется своеобразным содержанием. По его мнению, “бытие от раннего начала западноевропейской мысли до сего дня значит то же, что присутствие. Из присутствия, присутствования звучит настоящее. Последнее, согласно расхожему представлению, образует с прошлым и будущим характеристику времени. Бытие как присутствие определяется временем”. Иными словами, бытие у Хайдеггера — это существование вещей во времени, или экзистенция.

Человек, попадая в мир  и присутствуя в нем, испытывает состояние заботы. Она выступает  в виде единства трех моментов: “бытия-в-мире”, “забегания вперед” и “бытия-при-внутримировом-сущем”. Быть экзистенциальным существом, полагал Хайдеггер, значит быть открытым для познания сущего

Понимание “заботы” как  “бытия-при-внутримировом-сущем” означает специфический способ отношения к вещам как к спутникам человека. Структура заботы как бы объединяет прошлое, будущее и настоящее. Причем прошлое у Хайдеггера выступает как заброшенность, настоящее как обреченность на порабощение вещами и будущее как воздействующий на нас “проект”. В зависимости от приоритета одного из этих элементов бытие может быть подлинным или неподлинным.

В условиях неподлинного существования  и философствования человек “приходит  в состояние отчуждения”. Неподлинный  способ существования, при котором  человек погружен в диктующий  его поведение мир вещей, Хайдеггер  называет существованием в “Меn”, т. е. в безличном “Ничто”, определяющим обыденное человеческое существование. Выдвинутое в “Ничто” человеческое существо, благодаря открытости “Ничто”, приобщается к ускользающему сущему, т. е. получает возможность постичь сущее. “Ничто” отсылает нас к сущему, являясь условием возможности раскрытия сущего. Наше любопытство по отношению к “Ничто” порождает метафизику, которая у него обеспечивает выход познающего субъекта за пределы сущего.

Следует заметить, что размышляя  о метафизике, Хайдеггер интерпретирует ее по-своему, и эта интерпретация  отличается от традиционного понимания  метафизики, которая часто рассматривалась  как синоним философии вообще или как синоним философии, игнорирующей диалектику. По его мнению, вся философия  Нового времени представляет собой  метафизику субъективности. Причем эта  метафизика представляет собой подлинный  нигилизм. Мыслитель считал, что  философия приводит в движение метафизику, но последняя является корнями дерева философии. Хайдеггер считал, что  в нашу эпоху прежняя метафизика, ставшая синонимом нигилизма, завершает  свою историю. Доказывает это, по его  мнению, превращение философии в  антропологию. Причем, “сделавшись  антропологией, сама философия гибнет от метафизики”.

Касаясь философии истории  Хайдеггера, надо учитывать, что, по его  мнению, “последовательность эпох, вмещаемых бытием, и не случайна, и не может быть вычислена как  неизбежная”. Мыслитель считал, что  люди не могут ускорить приход грядущего, но они могут увидеть его, только надо научиться спрашивать и вслушиваться в бытие. И тогда новый мир  сам придет незаметно. Этот мир будет  руководствоваться, по Хайдеггеру, “чутьем”, т. е. подчинением “всех возможных  устремлений цельной задаче планирования”, а недочеловечество станет сверхчеловечеством.

В целом идеи М. Хайдеггера представляют собой попытку преодолеть недостатки старой философии и найти  пути к решению проблем выживания  людей.

Хайдеггер. Основные понятия  метафизики // Мир философии. Хрестоматия. М., 1991.

  1. В чем предназначение философии видел Сократ? (См.: Вольф Р.П. О философии).

Ответ:

     Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества человека», первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: «познай самого себя», начертанного на храме Аполлона в Дельфах, автором которого по традиции считался спартанец Хилон. Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание.

Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а  не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа.

Вольф Р.П. О философии.

 

  1. Назвать и изложить две противоположные точки зрения на природу (происхождение) сознания.

Ответ:

     Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что: сознание существует; оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание, тем не менее, производно от материи.

В целом в философии  существует несколько подходов к  проблеме сознания:

1.физикализм;

2.солипсизм;

3.объективный идеализм;

4.умеренный материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

- головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

- сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

- человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

- медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания:

- образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

- сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

- никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвления являются:

- «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

- теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

- теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

Объективный идеализм – признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

Умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. 2001.

  1. К какой разновидности идеализма можно отнести каждое из нижеприведенных суждений?

а) Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания (Р. Тагор).

б) Великий зодчий Вселенной все  более начинает казаться чистым математиком (Д. Джипс).

в) Я – познающее и есть существующее; все же прочее есть лишь познаваемое, то есть лишь мысленное, следовательно, не существующее (Г. Фихте).

г) Можно сказать о всемирной  истории, что она является обнаружением духа в том виде, как он вырабатывает себе знание о том, что он есть в  себе…

(Г. Гегель).

Обоснуйте Ваш ответ.

Ответ: 

     Следует различать две главные формы идеализма  - объективный и субъективный: для первого характерно признание духовного первоначала, вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. 

А) Эйнштейн. Вы верите в бога, изолированного от мира? 
 
Тагор. Не изолированного. Неисчерпаемая личность человека постигает Вселенную. Ничего непостижимого для человеческой личности быть не может. Это доказывает, что истина Вселенной является человеческой истиной.

Следовательно - это субъективный идеализм.

Эйнштейн А. Собрание научных  трудов. Т. IV.  
М.: «Наука», 1967, С. 130-133.

Б) ?????????????????????????????????????????????????????????????

В)  Свой субъективный идеализм Фихте резюмирует в виде особого положения, которое он называет «законом сознания» и которое гласит: «без субъекта нет объекта»

 

Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Избранные сочинения. – Т. 1. – М., 1916.

Г) Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770-1831) - создатель философской  системы, названной им "абсолютным идеализмом". Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т.е. постижимо в понятиях (такая концепция называется еще и панлогизмом: "всё действительное разумно, всё разумное действительно")  

Философский энциклопедический  словарь. - Н. - 1989г.

  1. В чем заключается разница между объективным идеализмом и субъективным идеализмом?

Ответ:

     Разновидности Идеализма:

1. Объективный - провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

2. Субъективный идеализм ( Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"