Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Понятия эмоций и чувств близки по своему содержанию, отражают переживания человека в процессе его деятельности по удовлетворению своих потребностей, усиливая или ослабляя степень его активности, мотивации. Иногда отмечается, что чувства более сложны по своей структуре, включают комплекс эмоций и отличаются большей устойчивостью. Эмоции же определяются как психофизическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающее множество видов переживаний.

Содержание работы

Сущность и функции чувств и эмоций.................................................3-4
Классификация чувств и эмоций.........................................................4-7
Итенсивность наших..............................................................................7
Список литературы ...................................................................................8

Файлы: 1 файл

Эмоции и чувства выполняют следующие функции.docx

— 42.06 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Философии и социологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Философия»

с использованием компьютерной обучающей программы

 

Вариант № 21

Уледова Ирина Александровна



Преподаватель: ___________________________________________

Студент бакалавриата второго курса, обучающийся

Ульянова  Александра Владимировна


по направлению «Бизнес-информатика»:


_______________________________________________________

Учетно-статистический


(Ф.И.О.)


_______________________________________________________

11УЛД10160; 1Б-ИУ201


(факультет)


_______________________________________________________

(№ личного  дела, № группы) 

Москва  – 2012

 

План  работы

                                                                                                         Стр.

Сущность и функции чувств и  эмоций.................................................3-4

 

Классификация чувств и эмоций.........................................................4-7

 

Интенсивность наших..............................................................................7

 

Список литературы ...................................................................................8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и функции чувств и эмоций.

Понятия эмоций и чувств  близки по своему содержанию, отражают переживания человека в процессе его деятельности по удовлетворению своих потребностей, усиливая или ослабляя степень его активности, мотивации. Иногда отмечается, что чувства более сложны по своей структуре, включают комплекс эмоций  и отличаются большей  устойчивостью. Эмоции же  определяются как  психофизическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающее множество видов переживаний. Основными задачами или функциями эмоций являются такие, как сигнальная или коммуникационная, регулятивная, мобилизующая и др.:

  1. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
  2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
  3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
  4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
  5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха — неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
  6. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
  7. Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

В нашей психической жизни чувства  занимают особое место. Разнообразные  эмоциональные моменты входят в  содержание всех умственных процессов  — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

 

2. Классификация чувств и эмоций.

В ходе развития  эмоции становились всё более многообразными, дифференцировались.  Их виды классифицируются по разным основаниям. Так, по своему содержанию чувства и эмоции могут классифицироваться на интеллектуальные, эстетические и моральные. В зависимости интенсивности  выделяются следующие виды эмоций: настроение, аффекты, страсти, состояние безразличия (апатия), подавленное состояние (депрессия), дезорганизация сознания и поведения индивида (фрустрация),  сопереживание, проникновение в эмоции другого человека (эмпатия), стресс. Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные . Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, они способны также к обобщению ситуации.

При общепризнанной важности, которую составляют чувства и  эмоции в жизни человека, единая классификация эмоций и чувств до сих пор так и не создана. Практически  каждый именитый исследователь, пытавшийся разобраться и проанализировать данный вопрос, выделял какие-то свои особенности, ранги, характеристики. Пока что специалисты даже не пришли к  общему мнению, какое из этих понятий  шире – чувство или эмоция. Кто-то называет эмоции простейшими эмоциональными состояниями, возникающими при неудовлетворении или удовлетворении каких-то потребностей, а чувства - субъективными переживаниями  на основе высших потребностей человека. Другой исследователь отмечает, что  чувства – это некий элементарный процесс, на основе которого может возникнуть эмоция – сложный комплекс взаимосвязей чувств и ощущений. Какая из них  более правильная и позволяет  точнее выделить виды эмоций – неизвестно. Но более широко все же используются теории, где как раз чувства  считаются "выше по рангу" и глубине.

Виды или классификация  эмоций, разработанная американским психологом К.Изардом, включает в себя десять основных фундаментальных эмоциональных состояний: радость, интерес, удивление, гнев, страдание, отвращение, страх, презрение, стыд, вина.

Виды или классификация  эмоций могут выделяться и на основе других ключевых особенностей

Например, Б.И.Додонов рассматривает виды эмоций с точки зрения субъективной ценности переживаний.

Чувства – самая сложная  форма протекания эмоциональных  процессов в жизни человека. Виды чувств и эмоций, если посмотреть на них под таким углом, включают в себя эмоциональный и понятийный компоненты.

 

 

Классификация эмоций и чувств:

- высшие;

- моральные;

- практические;

- интеллектуальные;

- эстетические.

Высшие чувства отвечают высшим социальным потребностям человека, например, любовь к Родине, к своему городу, к своему народу. Моральные  чувства отражаются на регуляции  межличностных отношений. Их испытывают к себе и другим людям. Примером моральных  чувств может выступать совесть, любовь, дружба. Практические чувства  включают в себя переживания в  трудовой и прочих сферах деятельности, а интеллектуальные – радость  от познания чего-то нового, удивление, сомнение. Эстетические чувства испытывает человек при созерцании или творении чего-то прекрасного.

Эмоциональная сфера включают в себя еще одну составляющую –  амбивалентность чувств. Она заключается  в том, что можно одновременно испытывать диаметрально противоположные  по знаку эмоции к тому же самому объекту или предмету. Например, можно восхищаться кем-то за смелость и отвагу и одновременно осуждать за безрассудство.

Классификаций базовых  эмоций много. В начале века американский психолог Вудвортс предложил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональных проявлений: любовь, веселье, радость; удивление; страх, страдание; гнев, решимость; отвращение; презрение.

В этой шкале каждая эмоция является чем-то средним между двумя  соседними. Шлосберг соединил первую и шестую эмоции и получил таким образом круг, который отражает все переходы от одного эмоционального переживания к другому, противолежащие же эмоции противоположны по своему содержанию. Степень выраженности эмоций определяется по параметру удовольствие - неудовольствие, который по сути дела представляет собой знак эмоции.

Американский психолог К. Изард предлагает считать основными или, по его терминологии, фундаментальными эмоциями следующие: интерес; радость; удивление; горе, страдание и депрессия; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд и застенчивость; вина.

Эти 10 эмоций Изард называет фундаментальными потому, что каждая из них имеет:

а) специфический нервный  субстрат;

б) характерные только для  нее выразительные нервно-мышечные комплексы;

в) собственное субъективное переживание (феноменологическое качество).

Каждая из этих эмоций описывается  по нескольким параметрам: знак эмоции, условия возникновения, биологическое  и психологическое значение.

Например, радость характеризуется  следующим образом. Это положительная  эмоция, которая обычно следует за достижением или успехом в  результате усилий, которые затрачивались  не для достижения радости или  пользы. Биологическое назначение радости: она усиливает социальные связи, предполагает освобождение от негативной стимуляции, облегчает привязанность  к объектам, которые помогли уменьшить  неприятные переживания. Психологическое  значение: обеспечивает социальное взаимодействие, увеличивает устойчивость к фрустрации, поддерживает уверенность и мужество, успокаивает человека. Пути достижения радости: целенаправленная деятельность, открытость и искренность и расширение социального функционирования. Препятствия к достижению радости: формализация действий, наличие контроля, заурядность и монотонность жизни; безличные и чрезмерно иерархизированные отношения; догматизм со стороны родителей в процессе воспитания; неопределенность мужских и женских ролей в семье; преувеличение значения материального успеха и достижения; телесные недостатки.

Эмоции и познавательные психические процессы. Эмоциональные  реакции, состояния и отношения  могут оказывать влияние на протекание познавательных психических процессов.

Люди, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, описывают свои ощущения как притупленные, неяркие, невыразительные: все вокруг как бы окрашивается в оттенки серого цвета, другие цвета становятся бледными, неинтересными, пища кажется безвкусной, пресной или одинаковой на вкус, звуки становятся или приглушенными или чрезмерно громкими, тело наливается непривычной тяжестью, так что каждое движение вызывает чувство дискомфорта. В приподнятом настроении человек, наоборот, ощущает необычайную легкость, все вокруг окрашивается в сочные цвета, все вызывает интерес и желание действовать, пища приобретает все оттенки вкуса. Известно, что страх повышает болевую чувствительность, а гнев или азарт — понижает, например, во время упоения боем человек может не чувствовать значительных повреждений.

Восприятие. Сильные эмоциональные  реакции могут существенно влиять на точность и содержание восприятия. Искажения эти могут быть настолько  серьезными, что разные люди, бывшие свидетелями сцен с сильным эмоциональным  воздействием, могут совершенно по-разному  описывать произошедшее. Это обстоятельство хорошо известно следователям по уголовным  делам. Эмоциональные состояния  оказывают влияние на избирательность  восприятия: например, в подавленном  состоянии человек обращает больше внимания на негативные стороны жизни, что может служить диагностическим  признаком — чем больше человек  подмечает плохое, тем больше оснований  для суждения о его сниженном  настроении. Влияние эмоционального отношения на восприятие известно всем: когда что-то или кто-то очень  нравится, недостатки и изъяны не замечаются, человек их буквально «не видит» и искренне считает, что другие его  просто дурачат или завидуют ему.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"