Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 01:13, контрольная работа
Искусство - это творение нового духовного мира, а философия - определения и творения смысла его. Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности создание образа (символа). Полностью отождествлять философию и искусство мы не в праве. Философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ выражает свой мысли абстракциями, а деятель искусства – художественными образами. Однако, искусство философично, когда создаваемый им мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами. Также фундаментальные философские идей зачастую находят отображение в художественной форме ( изобразительной, словесной, музыкальной ), многие именитые деятели искусства одновременно являются значимыми философами мыслителями. Например, такие как Парменид, Тит Лукреций Кар, Ницше, Достоевский. Как в философии, так и в искусстве главный предмет внимания – человек, его духовный мир, восприятие и понимание реальности, его ценности и идеалы.
1. Философия и искусство.
2. Спор о природе общих понятий. Реализм и номинализм.
3. Динамические и статистические закономерности.
4. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
5. Сознание: определение и сущность.
6. Религиозные ценности. Проблема свободы совести.
7. Личность и массы в историческом процессе.
8. Проблема духовного кризиса современного человечества.
9. Конформизм — это...
10. Атомизм — это...
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « ЮРИСПРУДЕНЦИЯ »
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По дисциплине: Философия
Вариант: №15
Выполнил
Студент 1 курса
1 семестр
Тюмень, 2013
Содержание.
1. Философия и искусство.
2. Спор о природе
общих понятий. Реализм и
3. Динамические и статистические закономерности.
4. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
5. Сознание: определение и сущность.
6. Религиозные ценности. Проблема свободы совести.
7. Личность и массы в историческом процессе.
8. Проблема духовного
кризиса современного
9. Конформизм — это...
10. Атомизм — это...
Искусство - это творение нового духовного мира, а философия - определения и творения смысла его. Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности создание образа (символа). Полностью отождествлять философию и искусство мы не в праве. Философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ выражает свой мысли абстракциями, а деятель искусства – художественными образами. Однако, искусство философично, когда создаваемый им мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами. Также фундаментальные философские идей зачастую находят отображение в художественной форме ( изобразительной, словесной, музыкальной ), многие именитые деятели искусства одновременно являются значимыми философами мыслителями. Например, такие как Парменид, Тит Лукреций Кар, Ницше, Достоевский. Как в философии, так и в искусстве главный предмет внимания – человек, его духовный мир, восприятие и понимание реальности, его ценности и идеалы.
Однако, не смотря на всю свою
близость, между философией и
искусством есть существенные
различия. Философия основывается
на философских категориях и
по возможности строгих
Как поймет человек то, что хочет выразить в своем произведении композитор или поэт, какой отклик вызовет оно в его душе – это зависит не только от автора, но и от данного человека Точно так же и понимание философских идей оказывается неоднозначным. Трактовка смысла и значения философских произведений, как и творений искусства, меняется в зависимости от культурно-исторических условий, происходящих в обществе процессов, социального положения человека, его индивидуальных особенностей.
Подобно шедеврам искусства, труды великих философов не стареют. В каждую эпоху в них обнаруживается что-то ранее недооцененное, непонятое и не истолкованное, в результате чего они приобретают новый смысл и актуальность. Поэтому они всегда остаются современными.
Вопрос об отношении общего к единичному был одним из важнейших философских вопросов средневековья. Обсуждения по этому поводу известны как спор о универсалиях.
Проблема универсалий – это
спор о соотношении отдельных
вещей и общих понятий, спор
о том существует ли
Реализм (от латинского realis – реальный, вещественный), согласно ему общие роды (универсалии) существуют реально, до единичных вещей и вне их, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают только общие понятия, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира.
Иоанн Скотт Эриугена выделял три вида существующих универсалий: «до вещей», «в самих вещах», «после вещей». Аристотель утверждал, что универсалии существуют в единичных вещах и не существуют независимо от вещей. Так универсалия «справедливость» не обладает независимым существованием, а существует в справедливых людях и справедливых обществах. Или не существует понятия «дом» вне конкретных домов. Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, последователи которого придерживались платоновского учения, согласно которому общее (идей) существует до единичных вещей и вне их. Согласно Платону, идея «стольности» существовала до конкретных столов и существует вне их.
Номинализм (от латинского nomen – имя, наименование). Крайние номиналисты утверждали, что универсалии существуют не в действительности, а только в уме человека. Действительным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии – это имена вещей. Основной тезис номинализма сформулировал Антисфен, он утверждал что они не имеют реального существования и находятся лишь в уме. «Я вижу человека, а не человечность, лошадь, а не лошадность». Номиналисты подчеркивали, что воля имеет преимущество над разумом. Крайние номиналисты считали, что общее является только словом – именем вещей. Умеренные представители течения (концептуалисты) включали в тезисы не только имя, но и понятие.
Понятие «человек», с точки
зрения номиналистов, включает в
себя все признаки присущие
каждой личности в отдельности,
Фома Аквинский подвел итог в споре об универсалиях. Общее, не имеет самостоятельного существования, не существует само по себе. Оно существует либо в вещах, либо в разуме. В вещах – в виде общей сущности, в разуме – в виде общего понятия. И так как разум есть у Бога и человека, общее существует трояким образом: до вещей в разуме Бога, в вещах, после вещей в разуме человека. Общее «до вещей» – это их прообраз, или божественная идея, «после» – их подобие, или человеческая идея. Следовательно, Фома как бы объединяет разные решения в одно.
Точка зрения реалистов больше
подходила к христианским
3. Динамические
и статистические
В
общем виде закон можно
Стабильность, неизменность законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает данное постоянство и порождает новое, что означает изменение законов, расширение или сужение сферы их действия, их модификации.
Можно выделить следующие типы законов: естественнонаучные, социальные, законы общие, частные (специальные), эмпирические и теоретические, законы развития и функционирования и так далее. Особую группу составляют динамические и статистические типы законов. Статистические и динамические законы, являются двумя основными формами закономерной связи явлений, отличающиеся по характеру предсказаний, которые следуют из них.
Предсказания статистических
В динамических законах,
Статистические и динамические законы не исключают, а дополняют друг друга.
4. Рациональное
и иррациональное в
Главным условием познавательной деятельности является наличие у человека познавательных способностей. Психофизические механизмы чувственного отображения и абстрактного мышления в целом одинаковы у всех людей, существуют не существенные половозрастные, социокультурные, индивидуальные различия в развитии познавательных способностей. Единство познавательного механизма позволяет выделить общие ступени познания, независимо от их расовой и социальной принадлежности, такие как чувственная (иррациональная) и рациональная.
В современном мире проблема взаимоотношения рационального и иррационального, это одна из сложных и неоднозначных в философии. В наиболее общей форме она состоит в выяснении смысла разумности (рациональное) или неразумности (иррациональное) по отношению к бытию, мышлению действию, познанию и т. д., а также в определении границ и точек соприкосновения рационального и иррационального.
Рациональное
познание базируется на
Любые понятия являются
Суждения являются формой
Умозаключение представляет собой определенное рассуждение, основываясь на некоторых суждениях, формируется новое суждение, логически вытекающее из предыдущих.
Иррациональное или
Ощущения отражают, соответствуют отдельным свойствам объектов. Свет, звук, запах вызывают у человека ощущения только при условии, что интенсивность равна пороговой или превышает её, при чрезмерном влиянии раздражителя может произойти повреждение органов чувств. Анализаторные способности индивидуальны, поэтому люди по разному ощущают качество предметов и явлений.
Восприятие связанно с узнаванием, воспроизводит целостный образ предмета, конкретно-чувственную систему его свойств. Любое восприятие субъективно, мы склонны замечать то, что хотим, и не обращать внимания на то что нам не интересно. Чем образованнее человек, тем богаче его восприятие. Восприятие во многом зависит от эмоционального состояния человека. Не восприятие нового тормозит развитие познания.
Будучи генетической предпосылкой восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения существуют преимущественно как части целостных восприятий. Чувственное представление характеризуется отсутствием непосредственной связи с отражаемым предметом, таковы образы памяти. В представлении больше чем в восприятии общих черт и сторон, происходит сравнение с конкретными образами ранее воспринимавшихся аналогичных предметов. В представление включены механизмы памяти, то есть способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека.
В реальном
человеческом сознании
5. Сознание: определение и сущность.
Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Нам дано все благодаря сознанию: оно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он при этом подумал, пережил. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.