Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 01:13, контрольная работа

Описание работы

Искусство - это творение нового духовного мира, а философия - определения и творения смысла его. Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности создание образа (символа). Полностью отождествлять философию и искусство мы не в праве. Философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ выражает свой мысли абстракциями, а деятель искусства – художественными образами. Однако, искусство философично, когда создаваемый им мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами. Также фундаментальные философские идей зачастую находят отображение в художественной форме ( изобразительной, словесной, музыкальной ), многие именитые деятели искусства одновременно являются значимыми философами мыслителями. Например, такие как Парменид, Тит Лукреций Кар, Ницше, Достоевский. Как в философии, так и в искусстве главный предмет внимания – человек, его духовный мир, восприятие и понимание реальности, его ценности и идеалы.

Содержание работы

1. Философия и искусство.
2. Спор о природе общих понятий. Реализм и номинализм.
3. Динамические и статистические закономерности.
4. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
5. Сознание: определение и сущность.
6. Религиозные ценности. Проблема свободы совести.
7. Личность и массы в историческом процессе.
8. Проблема духовного кризиса современного человечества.
9. Конформизм — это...
10. Атомизм — это...

Файлы: 1 файл

Философия. Контрольная работа..doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « ЮРИСПРУДЕНЦИЯ »

 

 

 

 

 

 

 

 

К О  Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине:       Философия

Вариант: №15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент  1 курса

1 семестр

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2013

 

Содержание.

1. Философия  и искусство. 

2. Спор о природе  общих понятий. Реализм и номинализм.

3. Динамические и статистические закономерности.

4. Рациональное  и иррациональное в познавательной деятельности.

5. Сознание: определение  и сущность.

6. Религиозные  ценности. Проблема свободы совести. 

7. Личность и  массы в историческом процессе.

8. Проблема духовного  кризиса современного человечества.

9. Конформизм  — это...

10. Атомизм — это...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия и искусство.

          Искусство - это творение нового духовного мира, а философия - определения и творения смысла его. Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности создание образа (символа). Полностью отождествлять философию и искусство мы не в праве. Философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ выражает свой мысли абстракциями, а деятель искусства – художественными образами. Однако, искусство философично, когда создаваемый им мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами. Также фундаментальные философские идей зачастую находят отображение в художественной форме ( изобразительной, словесной, музыкальной ), многие именитые деятели искусства одновременно являются значимыми философами мыслителями. Например, такие как Парменид, Тит Лукреций Кар, Ницше, Достоевский. Как в философии, так и в искусстве главный предмет внимания – человек, его духовный мир, восприятие и понимание реальности, его ценности и идеалы.

       Однако, не смотря на всю свою  близость, между философией и  искусством есть существенные  различия. Философия основывается  на философских категориях и  по возможности строгих доказательствах,  эмоции, фантазии и воображение,  здесь скорее исключение, чем правило. Философия доказывает и объясняет, а искусство показывает и описывает. Стихия искусства это личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис. Язык искусства – это язык художественных образов, метафор и символов, он принципиально исключает строгое и однозначное понимание, что так необходимо философии.

        Как поймет человек то, что хочет выразить в своем произведении композитор или поэт, какой отклик вызовет оно в его душе – это зависит не только от автора, но и от данного человека Точно так же и понимание философских идей оказывается неоднозначным. Трактовка смысла и значения философских произведений, как и творений искусства, меняется в зависимости от культурно-исторических условий, происходящих в обществе процессов, социального положения человека, его индивидуальных особенностей.

Подобно шедеврам искусства, труды великих философов  не стареют. В каждую эпоху в них  обнаруживается что-то ранее недооцененное, непонятое и не истолкованное, в результате чего они приобретают новый смысл и актуальность. Поэтому они всегда остаются современными.

  1. Спор о природе общих понятий. Реализм и номинализм.

       Вопрос об отношении общего  к единичному был одним из  важнейших философских вопросов средневековья. Обсуждения по этому поводу известны как спор о универсалиях.

      Проблема универсалий – это  спор о соотношении отдельных  вещей и общих понятий, спор  о том существует ли объективное  содержание у общих понятий  или нет, и если существует, то в какой форме. Универсалии характеризуют роды или виды ( «человек», «животное», «плод»). В споре появились два основных решения.

      Реализм (от латинского realis – реальный, вещественный), согласно ему общие роды (универсалии) существуют реально, до единичных вещей и вне их, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают только общие понятия, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира.

         Иоанн Скотт Эриугена выделял три вида существующих универсалий: «до вещей», «в самих вещах», «после вещей». Аристотель утверждал, что универсалии существуют в единичных вещах и не существуют независимо от вещей. Так универсалия «справедливость» не обладает независимым существованием, а существует в справедливых людях и справедливых обществах. Или не существует понятия «дом» вне конкретных домов. Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, последователи которого придерживались платоновского учения, согласно которому общее (идей) существует до единичных вещей и вне их. Согласно Платону, идея «стольности» существовала до конкретных столов и существует вне их.

       Номинализм (от латинского nomen – имя, наименование). Крайние номиналисты утверждали, что универсалии существуют  не в действительности, а только в уме человека. Действительным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии  – это имена вещей. Основной тезис номинализма сформулировал Антисфен, он  утверждал что они не имеют реального существования и находятся лишь в уме. «Я вижу человека, а не человечность, лошадь, а не лошадность». Номиналисты подчеркивали, что воля имеет преимущество над разумом. Крайние номиналисты считали, что общее является только словом – именем вещей. Умеренные представители течения (концептуалисты) включали в тезисы не только имя, но и понятие.

       Понятие «человек», с точки  зрения номиналистов, включает в  себя все признаки присущие  каждой личности в отдельности,  в итоге «человек» - это живое  существо с двумя ногами и  руками, одной головой и наделенный разумом в большей степени чем, чем кто-либо другой. Умеренные реалисты утверждали, что общее уже есть в вещах, то есть человечность существует в каждом человеке, а крайние реалисты настаивали на том, что - до вещей, человечность существует сама по себе, до человека.

     Фома Аквинский подвел итог в споре об универсалиях. Общее, не имеет самостоятельного существования, не существует само по себе. Оно существует либо в вещах, либо в разуме. В вещах – в виде общей сущности, в разуме – в виде общего понятия. И так как разум есть у Бога и человека, общее существует трояким образом: до вещей в разуме Бога, в вещах, после вещей в разуме человека. Общее «до вещей» – это их прообраз, или божественная идея, «после» – их подобие, или человеческая идея. Следовательно, Фома как бы объединяет разные решения в одно.

       Точка зрения реалистов больше  подходила к христианским догмам, по этой причине номинализм  преследовался и имел подозрительную  репутацию. Дискуссии на тему природы универсалии продолжаются и в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Динамические  и статистические закономерности.

     В  общем виде закон можно определить  как связь между явлениями,  процессами, которая является объективной,  существенной, необходимой, внутренней, устойчивой и повторяющейся.

     Стабильность, неизменность законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает данное постоянство и порождает новое, что означает изменение законов, расширение или сужение сферы их действия, их модификации.

      Можно выделить следующие типы законов: естественнонаучные, социальные, законы общие, частные (специальные), эмпирические и теоретические, законы развития и функционирования и так далее. Особую группу составляют динамические и статистические типы законов. Статистические и динамические законы, являются двумя основными формами закономерной связи явлений, отличающиеся по характеру предсказаний, которые следуют из них.

       Предсказания статистических законов  имеют вероятностный характер, обусловленный  действием множества случайных факторов. Статистические закономерности — форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с  определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденции изменения. Статистические законы возникают как следствие взаимодействия большого числа элементов, составляющих статистический коллектив, и характеризует поведение не отдельных его составляющих, а коллектива в целом. Регулярность и повторяемость, проявляющаяся в статистических законах, возникают вследствие взаимной компенсации действия различных случайных факторов.

       В динамических законах, отражается  поведение относительно изолированных  систем, состоящих из небольшого количества элементов, при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов, предсказания являются однозначными и достоверными. Так, в классической механике, если известен закон движения системы и заданы начальные координаты и скорость, можно точно определить ее координаты и скорость в любой другой момент времени.

   Статистические и динамические законы не исключают, а дополняют друг друга.

4. Рациональное  и иррациональное в познавательной  деятельности.       

      Главным условием познавательной деятельности является наличие у человека познавательных способностей. Психофизические механизмы чувственного отображения и абстрактного мышления в целом одинаковы у всех людей, существуют не существенные половозрастные, социокультурные, индивидуальные различия в развитии познавательных способностей. Единство познавательного механизма позволяет выделить общие ступени познания, независимо от их расовой и социальной принадлежности, такие как чувственная (иррациональная) и рациональная.

     В современном мире проблема взаимоотношения рационального и иррационального, это одна из сложных и неоднозначных в философии. В наиболее общей форме она состоит в выяснении смысла разумности (рациональное) или неразумности (иррациональное) по отношению к бытию, мышлению действию, познанию и т. д., а также в определении границ и точек соприкосновения рационального и иррационального.

     Рациональное  познание базируется на анализе  того материала, который дают  нам органы чувств. Выделяют такие формы рационального познания как, как понятия, суждения, умозаключения. Рационализм является ступенью познания, связанной со способностью обобщения и формулирования понятий. Понятия служат началом абстрактно-логического или рационального познания так же, как ощущения выступают начальной формой чувственно-образного отражения действительности. Все понятия можно подразделить на бытовые (одежда, ложка, часы) и научные (электрон, масса, энергия). Так же понятия делятся по общности: например «ложка» и «кружка» менее общие понятия, а «посуда» более общее. Наиболее общие научные понятия, такие как «материя», «сознание», «движение», «причина», называют категориями.

      Любые понятия являются абстракцией,  для их использования необходимо  обладать способностями к абстрагированию и обобщению. Использую понятия, человек формирует суждения, умозаключения, строит гипотезы и теории, которые являются более сложными формами рационального познания. Гипотезы и теории являются важнейшими элементами научного познания мира, они отражают степень рационального проникновения в сущность изучаемого объекта, характерные для данного этапа исторического развития общества.

        Суждения являются формой мысли,  в которой что-либо утверждается  или отрицается.

      Умозаключение представляет собой определенное рассуждение, основываясь на некоторых суждениях, формируется новое суждение, логически вытекающее из предыдущих.

       Иррациональное или чувственное  познание формируется в процессе  непосредственного взаимодействия  с внешними предметами. Выделяют три формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления.

        Ощущения отражают, соответствуют отдельным свойствам объектов. Свет, звук, запах вызывают у человека ощущения только при условии, что интенсивность равна пороговой или превышает её, при чрезмерном влиянии раздражителя может произойти повреждение органов чувств. Анализаторные способности индивидуальны, поэтому люди по разному ощущают качество предметов и явлений.

        Восприятие связанно с узнаванием, воспроизводит целостный образ предмета, конкретно-чувственную систему его свойств. Любое восприятие субъективно, мы склонны замечать то, что хотим, и не обращать внимания на то что нам не интересно. Чем образованнее человек, тем богаче его восприятие. Восприятие во многом зависит от эмоционального состояния человека. Не восприятие нового тормозит развитие познания.

       Будучи генетической предпосылкой восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения существуют преимущественно как части целостных восприятий. Чувственное представление характеризуется отсутствием непосредственной связи с отражаемым предметом, таковы образы памяти. В представлении больше чем в восприятии общих черт и сторон, происходит сравнение с конкретными образами ранее воспринимавшихся аналогичных предметов. В представление включены механизмы памяти, то есть способность воспроизводить образы предметов, в данный момент не действующих на человека.

       В реальном  человеческом сознании чувственное  пронизано рациональным, реализация абстрактно-мысленной способности человека невозможна без обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемым также в качестве средств достижения и выражения результатов рационального познания.

 

5. Сознание: определение  и сущность.

          Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Нам дано все благодаря сознанию: оно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он при этом подумал, пережил. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"