Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 01:13, контрольная работа

Описание работы

Искусство - это творение нового духовного мира, а философия - определения и творения смысла его. Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности создание образа (символа). Полностью отождествлять философию и искусство мы не в праве. Философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ выражает свой мысли абстракциями, а деятель искусства – художественными образами. Однако, искусство философично, когда создаваемый им мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами. Также фундаментальные философские идей зачастую находят отображение в художественной форме ( изобразительной, словесной, музыкальной ), многие именитые деятели искусства одновременно являются значимыми философами мыслителями. Например, такие как Парменид, Тит Лукреций Кар, Ницше, Достоевский. Как в философии, так и в искусстве главный предмет внимания – человек, его духовный мир, восприятие и понимание реальности, его ценности и идеалы.

Содержание работы

1. Философия и искусство.
2. Спор о природе общих понятий. Реализм и номинализм.
3. Динамические и статистические закономерности.
4. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
5. Сознание: определение и сущность.
6. Религиозные ценности. Проблема свободы совести.
7. Личность и массы в историческом процессе.
8. Проблема духовного кризиса современного человечества.
9. Конформизм — это...
10. Атомизм — это...

Файлы: 1 файл

Философия. Контрольная работа..doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

       Сознание всегда индивидуально-личностно, а потому уникально. Но в нем всегда есть такое содержание, которое является общим для всех  людей или отдельных групп людей. Сознание существует автономно, но не изолированно от материального. Оно связано с таким материальным явлением, как человек с его мозгом. Указанные два признака – автономия сознания и его связь с материальным – уже дают основания  для определения сущности сознания: сознание есть свойство человека, его способность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобразовывать себя и окружающую среду в процессе своей предметно-практической деятельности.

         Наиболее древним слоем человеческой психики является уровень подсознания. Его основные формы проявления - инстинкты, безусловные рефлексы, регулирующие поведение человека в обычных, повседневных, «штатных ситуациях».

        Другим, более развитым слоем идеального, является сфера чувственного сознания, функционирование которой обеспечивается пятью органами чувств: слухом, зрением, обонянием, вкусом и осязанием. Идеальное проявление активности этого уровня сознания - наши ощущения и восприятия, т.е. комплексы ощущений.

 

        Еще один уровень сознания, уже собственно человеческий, - сфера мышления, рационального сознания. Это способность человека воспринимать не только отдельные предметы, но и невидимые связи, взаимоотношения между ними и выражать их в форме понятий и образов, представлений и суждений. И, наконец, важный уровень сознания - способность человека к творческому воображению, так называемое сверхсознание, формами выражения которого являются такие уникальные формы человеческой психики, как озарение, откровение, интуиция, вера. Продуктом именно этой сферы сознания стали великие открытия, всеохватывающие философские и религиозные системы, выдающиеся произведения литературы, искусства, живописи. 

        Важнейшим признаком сознания является его действенность, активность. Опираясь на свою способность к идеальной активности, на многогранную психику, человек активно преобразует мир и самого себя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Религиозные  ценности. Проблема свободы совести.

          Религиозные ценности занимают ведущее место в иерархии человеческих целей и ценностей. В той или иной степени к ним причастно большинство населения нашей планеты. Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Этимологически термин «религия» означает восстановление утраченной связи, ибо, согласно христианской традиции, после грехопадения первого человека такая связь была утрачена и может быть восстановлена в полном объеме после второго пришествия и полного обновления человека и мира. Главным в понимании феномена религии и его роли в жизни человека является уяснение сущности веры. Вера понимается как мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, направленная на осуществление высшего смысла жизни человека, помимо  биологического существования. Вера дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасения души, воскресения, вечной жизни и т. д.) и в этом смысле она не требует доказательств.

    Вера и знание дополняют друг друга в сложном процессе познания Мира человеком. Выделяют рациональную веру, основанную на предполагаемой вероятности того или иного события и готовности в это поверить, и иррациональную веру, сутью которой является абсолютная убежденность в существовании иного мира, по сравнению с нашим обычным, мира потустороннего, не подчиняющегося физическим законам. Этот мир не является параллельным нашему повседневному миру и опыту, а он находится внутри нас и не менее реален, чем мир обычных вещей и явлений. Более того, этот сверхъестественный мир открывается человеку тем или иным способом, с ним можно общаться и, наконец, он дается человеку в словах и действиях «святых», «учителей», «пророков». Именно этот высший мир, данный человеку в акте религиозной веры, является той высшей ценностью, которой человек отдается полностью.

        Мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения. Вера или неверие выбирается человеком свободно и является актом личностного самоутверждения.

      В первобытных религиозных верованиях главным моментом была связь жизни и судьбы человека с таинственным миром злых и добрых духов, а также вера в существование души после смерти тела и возможности ее переселения в новые тела. Вся повседневная жизнь человека с рождения до смерти была непрерывным выполнением обрядов и правил, неисполнение которых влекло за собой тяжкие кары, вплоть до смерти. В эту эпоху формируются абсолютные запреты (табу) на определенный род пищи, на определенные виды половых отношений и причее. Слова римского поэта Стация «Страх создал богов» хорошо иллюстрируют начальный этап формирования религиозных ценностей.

        Соотнесение Бога как высшего идеала и нравственной ценности с ценностью жизни и духовного мира каждого человека чревато еще одной труднейшей проблемой, трудно отделить добро от зла, ценность от антиценности, служение идеалу от поклонения идолу. Жесткое следование нормам религиозной морали в сущности ведет к тому, что представители других конфессий, а тем более неверующие люди заведомо рассматриваются как ущербные, неполноценные, не овладевшие подлинными ценностями.

        Реализация этих принципов возможна при соблюдении одного из важнейших прав человека — права на свободу совести и свободу вероисповедания. Эта проблема в виде веротерпимости или преследования иноверцев прослеживается на протяжении всей истории. Она не раз была предметом острейших политических споров, столкновений, в том числе и кровавых, на религиозной почве. Государство в той или иной форме достаточно жестко определяло свою политику по отношению к религии. В Российской империи все религии делились на три группы: государственную (православие), терпимые (другие христианские конфессии, ислам, буддизм и др.) и нетерпимые (различные секты). Свободомыслие и атеизм преследовались по закону. В современной России действует закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1 октября 1997 г.), где под свободой совести понимается: «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Законом закрепляется и охраняется как светский характер государства и равенство всех религий перед законом, так и право гражданина на свободный выбор своего отношения к религии. Более того, нужно подчеркнуть, что в многонациональном и многоконфессиональном государстве, каким является Россия, общенациональная идея должна быть нерелигиозной, светской. В противном случае невозможна выработка национального самосознания всех россиян, а общество будет обречено на постоянную конфронтацию.

 

7. Личность и массы в историческом процессе.

       История - это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим. Долгое время в науке и философии существовала линейная модель исторического развития, согласно которой общество эволюционирует от одной, простой, к другой, более сложной ступени. В настоящее время более корректным считается взгляд о поступательном ходе истории отдельных обществ (культур, цивилизаций), имеющей свой «конец». На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек. Человек – биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Человек - это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти. Примером тому в отечественной истории могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как Петр Великий, Ленин, Сталин, повлиявшие на ход развития страны на несколько десятилетий или столетий.

         Бытует мнение, что отдельный человек, личность, и массы – это как бы два противоположных полюса на шкале социально-психологического знания. Значит, между ними существует множество различий, так как масса представляет собой некое новое целое, несводимое к сумме входящих в нее людей. Применительно к нашей теме это означает, что масса состоит из личностей, а личности образуют массу. Личность и масса неразрывно связаны.

      Личность может двигаться в общем течении, когда ее думы и деяния соответствуют "логике истории", а может и противиться ее тенденциям. В любом случае возникает вопрос – насколько любая личность, каждый из нас может воздействовать на ход исторического процесса или все мы марионетки, которых дергают за ниточки неведомые нам высшие силы. Такой провиденциализм, в сущности, ведет к фатализму, оставляя человеку достаточно узкий выбор возможностей в ходе развития. С другой стороны, каждая личность не является в полной мере продуктом истории и именно этот момент делает человека уникальным существом и индивидуальностью. Особенно это относится к историческим личностям, гениям, сутью которых является именно наличие того, что прямо не вытекает из особенностей среды их породившей. Отсюда вытекает трагичность судеб многих гениев, их непринятие современниками и упование на потомков. Решающая роль народных масс не означает отрицания или принижения роли личности в истории. Истоки роли личности в истории - в ее общественной природе, а также в ее неразрывной связи с социальными общностями, социальными отношениями. Именно в личностях, их действиях находит свое преломление, воплощение роль народных масс, классов и других социальных общностей в истории.

       Выделяют несколько основных типа личности, которые прослеживаются на каждом витке человеческой истории. Первый тип – деятели: охотники, воины, земледельцы, инженеры, медики, педагоги, для них главное активное действие, изменение мира и других людей, включая себя. Второй тип – мыслители, воплощающие в себе традиции и историческую память. Третий тип – люди чувств и эмоций, деятели искусства. Четвертый тип – миротворцы, их сила в вере в свое предназначение, в служении людям и всему живому.

        Относительно остальных людей,  которых принято объединять в понятие «массы», наиболее крупные сдвиги в истории объясняются действием этих групп. В этом случае правы те, кто говорил, что идея становится силой, когда она овладевает массами. При этом идея исходит от конкретной личности. Таким образом, можно сделать вывод, что личность и массы – это два полюса единого целостного организма, общества; связывающего людей сетью общественных отношений, интересов, взглядов и концепций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Проблема духовного  кризиса современного человечества.

      Кризис духовности в обществе  должен оцениваться исходя из позиции понимания субъектом сущности духовности, от его воззрений на характер отношения человека к духовной реальности. Если ограничить сферу духовности общественным сознанием, то индивидуальная бездуховность будет выглядеть как поражение отдельных людей такими глобальными проблемами, как наркомания, современное положение общества, живущего под диктовку так называемой сексуальной революции , и других проблем потери нравственного устоя духовного мира человека. Общество, утратив свой духовный стержень основной критерий морали по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Многие люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в обществе первенство принадлежит материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали.

  Необходима новая система духовных ценностей, на основе анализа необходимо выявить те общие ценности в каждой религии и разработать систему, которая бы могла стать общей для многих народов мира, которую важно внедрять в сферу образования и культуры. Именно на духовной основе должна строиться вся материальная сфера жизни общества. Когда каждый из нас осознает, что человеческая жизнь это также есть ценность, когда добродетель станет нормой поведения каждого человека, когда мы, наконец, преодолеем ту разобщенность, которая присутствует сегодня в обществе, именно тогда мы сможем жить в гармонии с окружающим миром, природой, людьми. Человек, выстроив для себя удобную материальную сферу и духовные ценности, сам утопает в них.

        В современное время во избежание политических, социальных и межэтнических конфликтов, необходим открытый диалог между мировыми религиями, культурами. Основу развития стран должны составлять духовные, культурно-религиозные силы.

 

 

 

9. Конформизм - (от позднелат. conformis — подобный, сообразный) — морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как Конформизм расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

 

10.  Атомизм  - (от греч. atomon – неделимое) - атомистика, учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. До конца 19 в. атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц - атомов. С точки зрения современного атомизма электроны - «атомы» электричества, фотоны - «атомы» света и так далее. В более широком смысле атомизм обозначает дискретность объекта, процесса, свойства (социальный атомизм, логический атомизм и др.). Это представление об атоме и по сей день господствует в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных связей, и лишь постепенно начинает уступать место современному взгляду на предмет – целостному его рассмотрению.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Иванов А. В., Миронов В. В. Онтология и теория познания: Учебник. – М., 2005

 

2. Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005 – 828 с..

 

3. П.В. Алексеев История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 – 240 с.

 

4. Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы - Гардарики, 2006 г. - 384 c.

 

5. Зеличенко А.И. Психология духовности М.: Издательство Трансперсонального Института, 1996. - 400 с.

 

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"