Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:23, контрольная работа
Философия является способом духовной деятельности людей. Она представляет собой наиболее древнюю часть общей духовной культуры человечества. Во все времена люди размышляли о коренных проблемах природы, общества и познания, о проблемах существования человека и смысле его жизни, о предназначении человека и целях развития общества в целом.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Предмет философии…………………………………………………. 4
Функции философии………………………………………………… 7
Философские дисциплины…………………………………………. 10
Заключение………………………………………………………………. . 16
Список литературы………………………………………………………... 17
УО БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Факультет заочного обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Философия»
Философские дисциплины
Выполнила:
Студентка 311 группы
Богумилова Алеся Дмитриевна
2013 г.
Содержание е работы:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Философия является способом духовной деятельности людей. Она представляет собой наиболее древнюю часть общей духовной культуры человечества. Во все времена люди размышляли о коренных проблемах природы, общества и познания, о проблемах существования человека и смысле его жизни, о предназначении человека и целях развития общества в целом.
В историческом плане представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Известно, что в условиях античности философия была наукой наук. Аристотель выделял её как царицу, госпожу наук. Действительно, в то время философия включала в себя целостную совокупность теоретических сведений мировоззренческого характера, унаследованных от мифологии и религии. В отдельных областях имели место значительные достижения, например, в математике, геометрии, астрономии, но эти науки, как и зарождавшиеся физика, оптика, механика, ботаника, и т. п., никогда не были философскими дисциплинами - как тогда, так и теперь.
Этот мир - как целостная, беспредельная в пространстве и непреходящая, вечная во времени объективная реальность, существующая изначально, независимо от человека и человеческого опыта. Любые, даже самые общие теоретические обобщения конкретных наук, имеющие чрезвычайно важное значение для познания и обобщенной практики, несопоставимы с философскими абстракциями. В этом сила, уникальность и неуязвимость философии.
Есть два основных определения предмета философии:
1. Философия – это
теоретически разработанная
2. Философия – это
форма деятельности человека
направленная на осмысление
Термин "философия"
древнегреческого
Философия есть определенная
способность думать о вечных
вопросах, о человеческой жизни
и смерти, о предназначении человека,
и в таком своем качестве
она возникла вместе с
Первым, кто объяснил
слово «философ», был Пифагор.
Согласно Пифагору, смысл философии
- в поиске истины. Разделял это
мнение и древнегреческий
Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.
Философию можно определить
как учение об общих принципах
бытия, познания и отношений
человека и мира. Прежде всего,
философия всегда оформляется
в виде теории, формулирующей
свои категории и их систему,
закономерности, методы и принципы
исследования. Специфика философской
теории заключается в том, что
ее законы, категории и принципы
носят всеобщий характер, распространяются
одновременно на природу,
Современная философия - это прежде всего наука. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем. Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.
Истоком возникновения
философии является
Мировоззрение - система обобщенных взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к действительности, к другим людям, к самому себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, поведенческие установки. Основой мировоззрения являются знания, которые составляют его информационную сторону. Но чтобы знание обрело мировоззренческий смысл, оно должно быть освещено лучами нашей оценки, т.е. стать убеждением. Убеждение - идеи, воплощенные в действия, и действия, озаренные идеей. Убежденность является одной из наиболее важных составляющих мировоззрения сильной социально активной личности. Это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые, овладев всем существом человека, подчиняют себе его чувства, совесть, волю и поступки.
Относя философию
к мировоззренческим формам
Выделяют функции философии:
а) Мировоззренческая функция, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально - теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение - научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
Философия формирует
мировоззрение не только
б) Познавательная. Развитая всесторонность мышления - один из главных атрибутов мудрости. Именно односторонность подходов к явлениям, учет одних качеств и связей при игнорировании других ведет с неизбежностью к искажению действительности, ложным выводам в познании и провалам в практической деятельности. Поэтому одна из важнейших задач философии - показать человеку многомерность и сложность реальности, удержать от соблазна одномерных, простых решений, научить всестороннему подходу к исследуемым явлениям. Истинный философ невозмутим, ибо видит в одном и том же событии множество сторон, в том числе и противоположных (созидания и разрушения, добра и зла и т.п.). Не случайно философскому отношению к действительности присуща ориентация: "не смеяться, не плакать, а понимать" (Б.Спиноза).
в) Ценностно - ориентационная, т.е. анализирует существующие ценности, помогает ориентироваться, предлагает свои. "Познай самого себя" - этот афоризм древнего спартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главных путеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни и мудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритика позволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям.
г) Интегративная. Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством в конкретных сферах познания и деятельности. Философия - это единственная, уникальная наука, которая стремится обобщить и осмыслить опыт человечества в целом на протяжении всей его истории. В этом обобщении она опирается на опыт всех наук, всех сфер человеческой деятельности, на опыт всей мировой истории и культуры. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно - технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления - современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.
д) Прогностическая. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р. Акофф: “мудрость - это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо”. Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.
По мере того, как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру.
Гегель считал, что главная цель философии состоит в диалектическом раскрытии категориальной структуры ума. В человеке Гегель, прежде всего, видел способность к разумному мышлению. Суть человека состоит в способности к постижению разумного умом. Поэтому философию Гегель определяет как самопостижение человеком своей сути. Идеал человека для Гегеля - разумный человек, который познает действительность при помощи понятий и категорий. В "Энциклопедии философских наук" Гегель выделяет три части философского знания, которые обозначены в суровой последовательности: