Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Философия является способом духовной деятельности людей. Она представляет собой наиболее древнюю часть общей духовной культуры человечества. Во все времена люди размышляли о коренных проблемах природы, общества и познания, о проблемах существования человека и смысле его жизни, о предназначении человека и целях развития общества в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
Предмет философии…………………………………………………. 4
Функции философии………………………………………………… 7
Философские дисциплины…………………………………………. 10
Заключение………………………………………………………………. . 16
Список литературы………………………………………………………... 17

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 35.29 Кб (Скачать файл)

1) логика,

2) философия природы,

3) философия духа.

К философии духа (объективного, субъективного, абсолютного) Гегель относит комплекс философских дисциплин о государстве  и праве, морали и моральности, о  всемирной истории, об искусстве, религию  и саму философию. Таким образом, гегелевская система философии  универсальна, она охватывает мир  человеческой культуры, действительность во всем ее разнообразии. Поэтому правомерно использовать такого рода структуру  для выделения и описания основных разделов философии, которые формируют  ее современный дисциплинарный образ.

Первый раздел: Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определение. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными и разнообразными вещами (большими и маленькими, продолжительными и однодневными, живыми и неживыми). Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным мельтешением отдельных вещей какая-то единая основа, какой-то незримый фундамент, что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность Быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия. Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все творит и во все вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. Проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами как простор, время, движение, причинность. В ХХ веке возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное нераздельны.

Второй раздел философского знания - теория сознания и теория познания (гносеология). Теория познания имеет  свои истоки в стародавних философских  учениях. Уже у античных мыслителей мы находим сложные размышления  о том, каким же способом человек  сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет - можно  ли вообще познать истину. Гносеология  тесно связана с онтологией. Если для индийской ведичной философии мир построен так, что в нем царит иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в том числе и ученый, никогда не касается истины, она только кружит в колесе иллюзорных представлений. Истина доступна только человеку, который самозабвенно занимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину в духовном озарении без помощи слов и понятий. В европейской традиции, напротив, разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формой выражения истины. Больше того, это имеет, по мнению философов - рационалистов, онтологичную основу. Так, к примеру, Г. Гегель (1770 - 1831гг.) думал, что ум - это подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, логика - их истинная природа. И если мы будем целенаправленно и настойчиво развивать свое теоретическое мышление, овладевать языком понятий, то обязательно подружимся с истиной.

Третий раздел философии - логика, методология, философия науки и  научного познания (эпистемология). Если гносеология озабочена тем, можно  ли познать мир, логика и методология  непосредственно обращены к тому, что же нужно делать, лишь бы познавать доброе и правильное. То есть, она разрабатывает наиболее эффективные способы и правила мышления, чтобы ученый уверенно шел вперед, а не блуждал в сумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира.

Четвертый раздел философии, который  сформировался в XVIII в. И интенсивно развивается в ХХ в. - это философская антропология и философия культуры. Философская антропология пытается выяснить место человека в мире, установить его особенное качество, что отличает его от животных, выявить разовую суть человека. Она пытается выявить общие моменты и законы биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. "Кто мы, куда идем, где наше место и назначение во Вселенной?" - вот вопросы, которые занимают разум философов - антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является "мерой развития самого человека".

Крупным и традиционным разделом философии  выступают социальная философия  и философия истории. Социальная философия близка к теоретической  социологии, рассматривает организацию  общества, его взаимоотношения с  природой, взаимоотношения, которые  существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений. Философия истории обращает внимание исследователя на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала и конца.

Следующий угол зрения философии на социальный мир - философия политики и философия права. Классическая политическая философия вытекает из Сократа и Платона. Ими четко  сформулирована главная цель политической философии: жизнь каждого человека протекает в обществе; ни один человек  не может избежать участия в политике; и только через это участие  лежит путь к философии, мировоззрению  и способу жизни, то есть к определенному  идеалу человека. Традиционная политическая философия вела поиск оптимального политического строя и предлагала рецепты воспитания политиков, законодателей, которые имеют необходимые качества.

Современная философия политики концентрирует  внимание на гносеологических и методологических аспектах познания реальных политических процессов. Ее главный предмет - политическая власть, которая реализуется в  политических системах и иных формах политических взаимоотношений. С философией политики тесно связанна философия  права, которая изучает наиболее общие теоретико-мировоззренческие  проблемы правоведения и государства (например, взаимоотношения права  и власти, права и закона, права  и справедливости, положение права  в иерархии социальных ценностей  и др.).

Давним и традиционным предметным звеном философии есть философия  религии. Сама религия не теоретическая, это вид мировоззрения, который  допускает наличие бога либо богов  как творцов и упорядочивателей действительности. Для религии характерны культ и практические действия по установлению контакта с высшими силами реальности. Но религия не сводится только к культу и обрядности. Она имеет идейную, собственную мировоззренческую сторону, вокруг которой и продолжаются философские и теологические дебаты. Философия религии в широком смысле есть совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские размышления о его природе и отношение к миру и человеку. Кроме религиозной философии (христианской, мусульманской, буддийской) существует также эзотерическая философия. Эзотерический - значит тайный, закрытый для непосвященных. Издавна в разных странах возникали тайные общества, где искатели истины отдавались сложным духовным практикам, медитировали, проходили испытания, чтобы им открывались тайны мироздания. Полученные переживания оформлялись в теорию, которую и называют эзотерической или оккультной философией.

Два последних раздела в мире философии - этика и эстетика.

Этика - это философская теория моральности, которая изучает, что  такое характер, натура человека и  как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какая вообще природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спутник свободы.

И, наконец, эстетика - это теория прекрасного. Эстетика, как философская дисциплина анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом, где пребывает красота, в мире самом по себе, что в нашем сознании и представлениях, старается выяснить внутренние законы эстетического.

Наконец сказать, что многочисленные гуманитарные науки тесно связанные  с философией и переплетаются  с ней: гуманитарная психология, история, этнография, литературоведение, филология.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Философия не только стремится  подниматься над случайным и единичным, а и перешагнуть через время. Философская мысль - это мысль о вечном. Она является тем волшебным зеркалом, вглядываясь в которое человек видит себя как существо космическое, вечное.

Как было уже сказано - философия это мировоззрение, многообразный путь познания мира, что приникает в саму суть вещей. Тот факт, что философия является мировоззрением, говорит о том, что каждый человек вольно или нет, живет со своей философией, что влечет за собой ответственность. Она заключается в том, что человек обязан анализировать свои философские взгляды, давая отчет в своем мировоззрении, изучать верно ли оно и является ли оно той единственной истиной, которая превосходит все учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, стр.57.
  2. Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии / Философия и социология. М. 1965 Т.1. С.571-572.
  3. Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С.7-8.
  4. Философия: Учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 2-е издание., перераб. и доп. – М: Академический проект; Триктса, 2004.- 688 с.
  5. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/д.: Феникс, 1995.-576 с.
  6. Философия: учебник для Вузов/ под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Юнити, 2000.- 584 с.
  7. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. /Вопросы философии, 1989.9. С.116 - 122.
  8. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"