Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Изменяется и понимание предмета философии. Так, смысл философии Пифагор и другой древнегреческий философ Гераклит видели в поиске истины, Платон - в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика древнегреческого философа Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. Еще большее разнообразие в понимании своего предмета обнаруживает философия в XIX-XX вв., представленная множеством школ и направлений.
При всем многообразии подходов к определению предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому знанию вообще.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Предмет философии. Основные элементы системы философского знания..4
2.Основные вопросы философии……………………………………………….10
3.Практическое задание…………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 29.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Предмет философии. Основные  элементы системы философского  знания..4

2.Основные вопросы философии……………………………………………….10

3.Практическое задание…………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись  в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей  все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов  на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для  людей.

Само понятие «философия», означающее «любовь к мудрости», впервые объяснил древнегреческий  мыслитель и математик Пифагор, а в качестве названия особой науки  употребил впервые древнегреческий  философ Платон.

В своем развитии философия  проходит длительный путь становления. Человек в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы и тем самым осмысливать  как свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего  ему и отличающегося от него.

Изменяется и понимание  предмета философии. Так, смысл философии  Пифагор и другой древнегреческий  философ Гераклит видели в поиске истины, Платон - в познании вечных и  абсолютных истин, по мнению его ученика  древнегреческого философа Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. Еще большее разнообразие в понимании  своего предмета обнаруживает философия  в XIX-XX вв., представленная множеством школ и направлений.

При всем многообразии подходов к определению предмета философии  можно выделить то общее, что свойственно  философскому знанию вообще.

Философию можно определить как учение об общих, универсальных  принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к  окружающему миру.

 

Предмет философии. Основные элементы системы философского знания

Философия (от греч. phileo –  люблю и sophia – мудрость) - форма  общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука  о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует  познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение  человека к миру.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального  и идеального, бытия и мышления.

Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все  сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы  и внешние взаимодействия между  частями и частицами мира, а  на то, чтобы понять их внутреннюю связь  и единство.

Возникновение философии  – сложный процесс. В философской  литературе родословная философии  давно уже получила определение "от мифа к логосу". Возникновение  философии связано с особенностями  как развития индивидуального человеческого  бытия и сознания, так и с  историческим развитием общественного  бытия. Поэтому необходимо назвать  те предпосылки, благодаря которым  стало возможным появление философии  и философского сознания. Речь идет об источниках философии.

Первый из них – психологический  – удивление. Сущность его кратко можно выразить как знание о незнании.

Второй источник – теоретический. Однако среди философов нет единого  мнения по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия  возникла из накопившихся знаний о  природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).

В итоге философия представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой  установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.

Предпосылками для возникновения  философии являются:

1. Возможности человека:

- выделение умственного  труда;

- появление товарно-денежных  отношений (возможность заказать  и купить знания);

- возникновение государственных  структур и правовых норм регулирования  общественной жизни;

- постепенное накопление  элементов научного знания, используемого  на практике и способствующего  развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего  этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и  своего места в нем;

2. Потребности человека:

- интерес человека не  только видеть (созерцать) мир,  но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен,  желание использовать на практике  полученные знания.

 

Первым, кто объяснил слово  «философ», был Пифагор. По словам Диогена  Лаэртского, именно ему принадлежит  высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни  иные, подобные рабам, рождаются жадными  до славы и наживы, между тем  как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл  философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий  философ Гераклит. Однако совсем другого  мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить  своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением  истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Знаменитый древнегреческий  мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под  силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего  в самом мире, а ее предметом  являются первые начала и причины  бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание  и понимание ради самого знания и  понимания».

Следует отметить, что понимание  предмета философии связано и  с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного  общества, безусловно, повлияло на появление  концепций, согласно которым философия  призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий  и способствовать достижению счастья  и душевного здоровья. 

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным  интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить  обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это  проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования.

Однако сказанное вовсе  не означает, что различным философским  концепциям не присуще общее. Можно  вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Итак, структура  философского знания состоит из следующих  элементов:

1. Исследование наиболее  общих вопросов бытия. При этом  сама проблема бытия понимается  в универсальном смысле. Бытие  и небытие; бытие материальное  и идеальное; бытие природы,  общества и человека. Философское  учение о бытии получило название  онтологии (от греч. ontos – сущее  и logos – учение).

2. Анализ наиболее общих  вопросов познания. Познаваем или  непознаваем мир; каковы возможности,  методы и цели познания; в чем  заключается сущность самого  познания и что есть истина; каков субъект и объект познания  и т. д. При этом философии  не интересны конкретные методы  познания (физические, химические, биологические  и т. д.), хотя она, в большинстве  случаев, не игнорирует их. Философское  учение о познании получило  название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos –  учение).

3. Изучение наиболее общих  вопросов функционирования и  развития общества. Формально эта  проблема, конечно, находит свое  место в учении о бытии. Но  поскольку именно общество оказывает  основное влияние на развитие  личности, формирует социальные  качества человека, постольку эту  проблему следует выделить в  отдельный раздел. Раздел философии,  который изучает общественную  жизнь, называется социальной  философией.

4. Исследование наиболее  общих и существенных проблем  человека. Этот раздел также представляется  одним из важнейших для философии,  поскольку именно человек является  исходным и конечным пунктом  философствования. Творит и действует  не абстрактный дух, а человек.  Философия человека называется  философской антропологией.

5. Изучение вопросов, связанных  с природой ценностей, их месте  в реальности и о структуре  ценностного мира, т.е о связи  различных ценностей между собой,  с социальными и культурными  факторами и структурой личности. Это учение о ценностях получило  название аксиология (от греч. axia ценность и logos учение)

6. Изучение способов достижения  истины в процессе познания  опосредованным путём, не из  чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее. Это логика (от греч. logos – учение, мысль, рассуждение,  разум) - учение о способах получения  знания с помощью применения  законов логики и методов логического  мышления.

Предмет и специфику философии  нельзя раскрыть в достаточной степени  полно, не затрагивая вопроса о её функциях. Функции философии —  основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие  функции философии: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую.

Мировоззренческая функция  способствует формированию целостности  картины мира, представлений об его  устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

 Методологическая функция  заключается в том, что философия  вырабатывает основные методы  познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что  философия учит концептуально мыслить  и теоретизировать — предельно  обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии  — имеет целью правильное и  достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир  и существующее знание, искать их новые  черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции —  расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его  модернизация, увеличение достоверности  знания.

Аксиологическая функция  философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической  функции — быть "ситом", через  которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Социальная функция —  объяснить общество, причины его  возникновения, эволюцию, современное  состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

 Воспитательно-гуманитарная  функция философии состоит в  том, чтобы культивировать гуманистические  ценности и идеалы, прививать  их человеку и обществу, способствовать  укреплению морали, помочь человеку  адаптироваться в окружающем  мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция  заключается в том, чтобы на основании  имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях  познания спрогнозировать тенденции  развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы  и общества.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"