Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Изменяется и понимание предмета философии. Так, смысл философии Пифагор и другой древнегреческий философ Гераклит видели в поиске истины, Платон - в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика древнегреческого философа Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. Еще большее разнообразие в понимании своего предмета обнаруживает философия в XIX-XX вв., представленная множеством школ и направлений.
При всем многообразии подходов к определению предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому знанию вообще.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Предмет философии. Основные элементы системы философского знания..4
2.Основные вопросы философии……………………………………………….10
3.Практическое задание…………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 29.46 Кб (Скачать файл)

 Все функции философии  взаимосвязаны и только через  их целостное единство проявляется  специфика и сущность философского  знания.

 

 

Основные вопросы  философии

Философия как сложившаяся  система знаний имеет целый ряд  специфических проблем, которые  она призвана исследовать. Можно  выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность и происхождение  бытия; материя и её формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; человек и его; духовный мир человека; общество; перспективы человека, общества и многие другие вопросы.

Основным в философии  традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а  бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается  в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте  человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя  и сознание (дух) – две неразрывные  и в то же время противоположные  характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного  вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона  основного вопроса философии  заключается в постановке и решении  проблемы: что первично – материя  или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного  вопроса: познаваем или непознаваем  ли мир, что первично в процессе познания?

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса  философии можно выделить такие  направления, как материализм и  идеализм, дуализм; а гносеологической (познавательной) стороны: эмпиризм и рационализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – это философское  направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности  материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма, природа  существует вечно, она несотворима  и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле.

Идеализм («линия Платона») – это философское направление, которое решает основной вопрос философии  в пользу первичности сознания и  вторичности материи. В идеализме  существуют два течения – объективный  идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичным  объявляют объективное, т. е. внечеловеческое  сознание, называя его «мировым духом», «мировым разумом», «божественным сознанием». Субъективные идеалисты первичным  считают субъективное, т. е. человеческое сознание. С их точки зрения, внешний  мир комбинируется из человеческих ощущений.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии  — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм – это философское  направление, которое утверждает, что  в основе мира лежат два вечных начала – материальное и духовное. Следовательно, дуализм снимает  вопрос о том, что первично: материя  или сознание.

 

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что  в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы ни было до этого в опыте и чувственных  ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в  том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно  из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение –  мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для  разума (аксиомы) и не нуждающиеся  ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

  Основными средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование, являются диалектика и метафизика.

Диалектика – метод  философского исследования, при котором  вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный  диалектике, при котором объекты  рассматриваются: обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск  абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и  фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в  западной философии наметилась тенденция  уделять меньше внимания традиционному  основному вопросу философии, так  как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что  в будущем может появиться  другой основной вопрос философии –  проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и  с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места  в жизни, счастья.

 

Практическое  задание

По каким основаниям можно  классифицировать концепции следующих  философов: Конфуций, Лао-цзы, Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, М. Хайдеггер.

 

Ответ: Основной вопрос не только определяет направленность философского исследования и его рамки, но в самом общем виде задает и структуру философского исследования.  Различные формы ответа на основной вопрос, различные аспекты его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций. По характеру решения вопроса о связи материи и духа "по происхождению" философские концепции обычно разделяют на материалистические и идеалистические.

Идеализм признает первичным  началом всего существующего  дух, идею, сознание.

К идеалистам относятся: Платон, Р. Декарт, М. Хайдеггер, Г. Гегель, И. Кант, Н. Бердяев, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, М. Хайдеггер, Конфуций.

Материализм решает основной вопрос философии в пользу первичности  материи и вторичности сознания

К материалистам относятся: Гераклит, Демокрит, Фалес, Ф. Энгельс, Л. Фейербах, В. Ленин, Ф. Бэкон, К. Маркс, Лао-Цзы,

Дуализм: Р. Декарт, Аристотель.

Данная классификация  достаточно упрощенна, однако позволяет  выделить общие тенденции в развитии философии.

 

 

Заключение

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей  повседневной жизни. Нет ничего более  далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут  начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится  главное поле ее интересов.   С точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Философия заставляет людей  думать. Изменить мир можно лучше  всего путем морального совершенствования  и самосовершенствования. Философия  способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли  и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность  к творческому труду, он может  преуспеть в духовном самосовершенствовании  и достичь счастья.

Назначение философии  – поиск удела человека, обеспечение  бытия человека в мире. Быть или  не быть? – вот в чем вопрос. А если быть, то, каким? Назначение философии  состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении универсальных  условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения  возможно лучшего состояния человечества.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004.
  2. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002.
  4. Философия. Справочник студента. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. М.: ЭКСМО, 2003.
  5. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004



Информация о работе Контрольная работа по "Философии"