Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Образ жизни — форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сферах труда, быта, досуга, общественно-политической и культурной деятельности, понятие «образ жизни» дает типологическую, «портретную» характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные условия жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т. д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей.

Содержание работы

1 ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  КАК ЕДИНСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2 СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

7

16

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  КАК ЕДИНСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Образ жизни — форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сферах труда, быта, досуга, общественно-политической и культурной деятельности, понятие «образ жизни»  дает типологическую, «портретную» характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные условия жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т. д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей.

В зависимости от того, какие  условия или параметры человеческого  бытия выступают в качестве основных факторов и признаков, различают  «кочевой» и «оседлый», «городской»  и «сельский», «традиционный» и «индустриальный», «аристократический» и «буржуазный» и т. д. образ жизни. Иногда это понятие использовалось для формационной и цивилизационной характеристики типа жизни и поведения («советский» или «американский», «западный» или «восточный», «социалистический» или «капиталистический» образ жизни), что может быть оспорено.

Образ жизни личности в  определенной степени зависит и  от психологических особенностей самого человека (характера, темперамента, индивидуального  склада мышления и пр.) и поэтому  может быть «медлительным» или «подвижным», «рациональным» или «нерациональным» и т. д. Интегративные и операциональные возможности этой категории реализуются и проявляются в сопоставлении с такими понятиями, как «уровень жизни», «качество жизни»  и «стиль жизни», которые можно рассматривать как конкретизацию и различные «срезы» этого весьма сложного по своему составу и структуре социального феномена.

Именно социально-философский  подход к пониманию образа жизни  дает методологическую основу для социологического, экономического, социокультурного и  любого иного «аспектного» (демографического, психологического, медицинского и т.д.) исследования реально функционирующих форм жизнедеятельности индивидов и групп.

В целостной системе и  структуре образа жизни по-своему проявляется и проступает диалектика общего, особенного и единичного. Хотя образ жизни зависит от условий  жизнедеятельности, вбирает в себя и отражает общие типологические черты данного социума, «порядка жизни», он не может быть сведен к  совокупности обстоятельств и синтезу  неких «родственных» признаков (научная  и эвристическая ценность такой  «собирательной» характеристики весьма относительна). Специфика и содержательная ценность понятия «образ жизни» обнаруживается тогда, когда предметом рассмотрения и оценки становятся именно формы человеческой жизни, т. е. формы существования и развития (производства и воспроизводства) индивида и социальных групп, формируемых обществом, исторической эпохой.

Однако образ жизни  не есть какой-то безличный экстракт общих условий, норм деятельности и  поведения тех или иных социальных, культурных, профессиональных, этнических и т. п. групп и отдельных индивидов. Всеобщее определяет, но отнюдь не исчерпывает рамки и возможности выбора индивидами конкретных форм своего бытия и деятельности. Необходимо всегда учитывать также момент отношения индивида и общностей к условиям и образу жизни, которые они застают уже сложившимися.

Важно учитывать существенные различия в образе жизни людей  как на уровне особенного, в рамках данного социума, так и на уровне индивидуальности, внутри групповой  общности, что сказывается, напр., на выборе основного занятия, или в  предпочтении форм проведения досуга, в распределении внерабочего  времени и т. д. М. Вебер, предпочитая  вместо понятия «образ жизни» понятие «стиль жизни», рассматривал последний в качестве важнейшего определителя стратификационных различий и деления общества. В качестве единицы социального действия он выделяет «Stand» -общность людей, основанную на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, вкусов, представлений о чести и др. психологические мотивы. Каждому стилю жизни, согласно М. Веберу, соответствует более или менее высокая оценка (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные представления и нормы поведения.

Как система конкретных культурных форм общения образ жизни составляет необходимое звено во взаимосвязи  сферы производства и потребления, с одной стороны, и собственно духовной, нравственной, эстетической и т. д. сферы человеческой жизнедеятельности  — с другой. В процессе культурного  развития общества вырабатывается определенное, присущее данной общности, единство социально  типизированного и психологически индивидуального (неповторимого) поведения  людей, формируется специфический  внутренний склад каждодневного  бытия личности.

Так, И. Кант считал «культуру  воспитания» важнейшим элементом  образа жизни, имея в виду привитие морально доброго образа мысли, без  чего создается лишь «видимость» культуры. Зависимость образа жизни от характера и состояния культуры общества исторически конкретна.

По К. Марксу, «жизненные средства, которые необходимы рабочему, для того чтобы он жил как рабочий... различны в различных странах  и при различных состояниях культуры...». Характеристика культурного «фонда» общества, группы или отдельной личности позволяет не только раскрыть ценностное значение того или иного уклада и образа жизни, но и объяснить многие особенности и противоречия последнего, которые нельзя непосредственно вывести из социальноэкономических и политико-идеологических условий того или иного общества (например, различия «западного» и «восточного» образов жизни в рамках однотипного общественного устройства, как в США и Японии).

Интерес к проблеме образа жизни заметно повысился в  настоящее время,  когда в контексте  глобализации мира со всей остротой встает вопрос о смене парадигмы и  формировании «глобального стиля жизни», активно обсуждается тема судьбы существующих образов жизни.

 

2 СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Структура деятельности представляет собой взаимосвязь ее основных элементов: а) субъекта действий, направленных на те или иные объекты; б) объектов, т.е. тех предметов и явлений, на которые направлена деятельная активность субъекта; в) материальных и духовных орудий и средств деятельности, с помощью которых субъект деятельности воздействует на объект деятельности.

Субъект деятельности (человек, группа людей, общество) является активной стороной деятелъностного процесса, носителем целенаправленных действий, выражающих его жизненные нужны и потребности.

Что же делает субъекта инициатором  собственных действий?

Основополагающей причиной деятельного отношения субъекта к миру служит необходимость в  определенных условиях его бытия, детерминирующая  потребности, интересы и цели.

Именно потребности индивида, отражающие адаптивный характер деятельности, определяют все предшествующие ей состояния  сознания и воли, которые выступают  в качестве регуляторов человеческих действий (через целеполагание, продуманность, идеальную версию способов и результатов  деятельности, осознанный контроль над последней).

Другими словами, все человеческие действия осуществляются ради реализации самых разных человеческих нужд и  потребностей. "Беспотребностной" деятельности не существует, поскольку потребность - это свойство субъекта нуждаться в определенных условиях своего существования.

Нужно различать потребности  и предмет потребности, например "быть сытым и одетым" от "пищи и одежды", а также отличать потребность субъекта как свойство его деятельности от нужды как  актуализированной потребности, ее состояния, которое после удовлетворения потребности переходит в состояние удовлетворенности. См. об этом: Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. Разд. А. Гл. 2.

Разумеется, многообразие человеческих потребностей не исчерпывается необходимостью физического существования и  воспроизводства. Можно вслед за А.Маслоу выделить два основных типа потребностей: дефициентных и бытийных. Первые выражают необходимость в биологическом или социальном существовании, а вторые - отношение человека к своим потребностям, т.е. их качество, уровень реализации. Например, бытийная потребность людей - это не просто их потребность в пище, а потребность в определенном качестве и условиях удовлетворения дефициентной потребности в пище. К числу бытийных потребностей относятся потребности человека в самоуважении, переживании прекрасного, любви, дружбе, сочувствии и т.д.

Человек стремится к удовлетворению прежде всего тех потребностей, от которых он не может отказаться и которые принимаются им как данные. В зависимости от ряда факторов, в том числе сложившейся системы собственных ценностных предпочтений, он классифицирует свои индивидуальные потребности или как жизненно необходимые, первоочередные, или как второстепенные, неактуальные.

Можно предложить и иные классификации всей многоликости потребностей человека: материальные и духовные, индивидуальные и общественные, стратегические и тактические, здоровые и нездоровые, субстанциональные и атрибутивные, т.д.

Классифицируя потребности  действующего человека, мы сталкиваемся еще с одной его существенной характеристикой - отношением к своим  потребностям, осознанием их, субъективным выражением. Все это обнаруживается в форме интересов. Нужно видеть отличие понятия интереса как  свойства самого субъекта, с одной  стороны, и предмета интереса как  объекта действия, представляющего  для человека определенную ценность - с другой. Например, денежные купюры являются предметом интереса, отличного от самого интереса человека в них как средстве удовлетворения своих различных потребностей.

В качестве осознания потребности  интерес выступает как единство объективного и субъективного моментов деятельности, объективного положения  субъекта действия и субъективных характеристик  состояния его сознания, идеальных  побуждающих к действию сил: мотивов, установок, желаний, ценностных ориентаций. Обычно интересы становятся отчетливым осознанием потребностей в ситуациях  повторяющихся затруднений, когда  субъектом деятельности определяются и конкретизируются цели и средства для получения определенного  результата действий.

Цель и средства - понятия  соотносительные: средства призваны способствовать достижению цели, а сама цель определяется в соответствии с имеющимися у субъекта средствами. Не менее важной предпосылкой целеполагания служит реальный опыт, полученный субъектом в итоге предшествующей деятельности. Формирование цели всегда есть процесс мысленной организации законов и характеристик внешнего и внутреннего мира человека в соответствии с его потребностями для создания версии предстоящей деятельности. Предметы окружающего мира в ходе реализации цели становятся средствами деятельности.

Содержание понятия "средства деятельности" можно описать как  предмет, явление или процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что благодаря своим  свойствам служит орудием действий. В качестве средств деятельности может выступать лишь уже существующее в действительности, и поэтому деятельность всегда обусловлена возможностями ее средств. По мере развития деятельности увеличивается число средств и степень использования содержащихся в них возможностей. В процессе своей деятельности человек осуществляет выбор существующих или создает новые, необходимые для его действий средства.

Существуют ли объективные  причины, от которых зависит выбор  средств деятельности?

На первый взгляд выбор  средств зависит от реализуемой  цели. Действительно, любое средство деятельности - это орудие достижения цели, способствующее ее реализации наиболее оптимальным образом. Но выбор средства деятельности определяется уровнем  развития общества и самого субъекта, а значит, уровнем развития потребностей. Чем выше потребности субъекта деятельности, тем выше и уровень организации  используемых средств, тем выше уровень  их специализации. Выбор средства деятельности осуществляется также в связи  с волеизъявлением субъекта.

Именно поэтому к одной  и той же цели люди нередко приходят разными путями, с использованием различных средств деятельности. Да и сама структура деятельности предполагает возможность альтернативы средств для осуществления одной и той же цели. В пределах этих возможностей и осуществляется свобода выбора средств достижения цели.

Цель деятельности человека - получение определенного результата, т.е. предмета, процесса, явления. Осуществленная цель становится результатом человеческих деяний. Однако факт обусловленности результата деятельности ее целью еще не говорит об их тождестве.

Результатом деятельности может  быть та или иная, большая или  меньшая степень воплощения поставленной цели. Но в любом случае никогда  мы не будем наблюдать совпадения результата и цели хотя бы уже потому, что цель гипотетична, а результат  реален.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"