Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Образ жизни — форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сферах труда, быта, досуга, общественно-политической и культурной деятельности, понятие «образ жизни» дает типологическую, «портретную» характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные условия жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т. д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей.

Содержание работы

1 ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, результат не является простым механическим воплощением цели. На структуру и содержание результата воздействуют и ряд специфических характеристик действующего субъекта. Это и его опыт, навыки и умения, характер, эмоциональный настрой жизни и многие другие индивидуальные особенности, которые как минимум позволяют субъекту деятельности предпочесть те или иные средства реализации поставленной цели.

Несоответствие результата поставленной действующим субъектом  цели происходит также в связи  с недостаточно четкой и детализированной формулировкой цели, программы действий, а также по причине некоторых форс-мажорных обстоятельств, появившихся в процессе достижения цели. То, что получилось в итоге деятельности, но не целеполагалось, именуется последствиями. Здесь важно иметь в виду, что иногда последствия могут противостоять результату, дискредитировать даже благую цель. Несовпадение цели и результата, отрицательная роль последствий в образной форме удачно выражены в афоризме: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

И еще одно обстоятельство. Если на прежних этапах осуществления  деятельности основными средствами достижения необходимых результатов  были сначала мускульная сила человека, затем машины и автоматы, то теперь "главным являются информация и  творчество. И это изменяет все", - считает известный автор "новой технократической волны" А. Тоффлер. Это означает, что для достижения целей деятельности все в большей мере необходимыми становятся символические, знаковые, языковые, информационные и биокомпьютерные средства и технологии.

Обратимся теперь к вопросу  о том, как осуществляется взаимодействие основных компонентов в деятельности. К.Х. Момджян предлагает различать три основных типа связей в структуре процесса деятельности: а) взаимоположенности; б) композиционного взаимопересечения; в) взаимопроникновения субъекта и объекта.

Связь взаимоположенности выражает единство субъекта действия со всеми составляющими действия: не может быть никакого действия вне и помимо субъекта - носителя субстанциональной способности к целенаправленной деятельности. Не бывает "бездействующего" субъекта, самим способом существования которого является деятельность, даже если она есть релаксация или "толерантное действие" в интерпретации П.А. Сорокина, или деятельность по "терпеливому приятию" в трактовке М. Вебера.

Субъект-объектная связь  композиционного взаимопересечения характеризует относительность понятий субъекта и объекта, возможность замены свойств субъекта на противоположные свойства объекта, определенную совмещаемость инициирующей и инициируемой сторон деятельностного процесса в одном и том же индивиде. Подобное происходит, например, в ситуации морального и физического самосовершенствования, саморефлексии, аутотренинга и т.д.

Субъект-объектная связь взаимопроникновения субъекта и объекта выражена в уже упоминавшихся процессах опредмечивания и распредмечивания: переходе в процессе деятельности свойств и характеристик субъекта в свойства и характеристики объекта, и наоборот.

Таким образом, структура  деятельности представляет собой процессуальную взаимосвязь определенным образом  взаимодействующих элементов: субъекта действия (его потребностей и интересов, информационных механизмов сознания, нормирующих постановку целей, мотивы, контроль за деятельностью и пр.); объекта действия, на который распространяется деятельность, средств деятельности, используемых в процессе целереализации; результатов, продуктов деятельности.

Многообразие проявлений деятельности ставит серьезный вопрос о ее классификации. Чаще всего деятельность типизируют по видам, формам и уровням.

Осуществляя классификацию  основных видов деятельности, обычно выделяют две ее разновидности - духовную и материальную. Это вызвано прежде всего различным предназначением и характером создаваемых продуктов.

Материальная деятельность всегда предполагает наличие в качестве ее субъекта работника физического  труда и достаточно весомую степень  самого этого физического труда. Целью же субъекта духовной деятельности - работника умственного труда - является не производство материальных предметов, а производство идей, образов, символов, духовных ценностей.

К основным формам деятельности человека относятся организационно-управленческая и социальная деятельность. Организационно-управленческая или регулятивная деятельность - это  сфера регулирования связей и  отношений между людьми, их согласования и упорядочения с помощью различных  способов - от сотрудничества до принуждения.

Содержание социальной или  гуманитарной формы деятельности представляет собой обслуживание людей, создание основных условий жизни человека, условий воспроизведения его  жизненной активности. К социальной относится и воспитательная деятельность, и бытовое обслуживание членов семьи, и врачевание, и оказание помощи нуждающимся и т.п.

В реальном бытии общества все перечисленные формы деятельности тесно переплетаются, дополняют  друг друга и в целом формируют  единую целостную систему человеческой жизни.

Что касается уровней деятельности, то таковых принято различать  два: индивидуальный и общественный.

Деятельность на индивидуальном уровне - это прежде всего проявление способности конкретного индивида быть субъектом своей деятельности; одновременно это процесс, взятый в отношении к нуждам и потребностям этого субъекта без учета обязательных связей с другими субъектами деятельности. Отличие индивидуальной деятельности от общественной условно, так как деятельность индивида всегда социальна с точки зрения ее условий, целей и средств, благодаря которым она и совершается. Однако деятельность отдельного индивида не сводится к производству и потреблению общественного продукта. Люди всегда создают продукты, предназначенные для личного потребления. Независимо от того, осуществляет человек производство общественно необходимого продукта (продукта, предназначенного для общественного обмена) или производит продукты для личного пользования, его индивидуальная деятельность структурируется в зависимости от индивидуальных и общественных условий ее осуществления, уровня его общей культуры и профессиональной специализации.

В отличие от понятий жизненного пути, судьбы, биографии, экзистенции, в категории индивидуальной деятельности раскрываются разнообразные формы взаимодействия общественно-исторического индивида с действительностью во всей ее конкретности как проявление его общественной сущности, развернутое в исторически определенном времени и пространстве.

Основными уровнями личностно-общественного  взаимодействия являются отношения  по линии: субъект - микросреда (уровень  семьи, круг приятелей, коллег по работе и т.п.); субъект - мегасреда (взаимодействие в масштабе социальной группы, страны проживания и пр.); субъект - макросреда (взаимоотношения с окружающей средой, обществом в целом).

Подытоживая сказанное, определим  индивидуальную деятельность как конкретную систему личностного проявления активности, взятую в масштабе индивида и соответствующую уровню и формам его жизнедеятельности. Деятельность представляет собой не исчерпывающую, но существенную характеристику человеческого  бытия. Невозможно составить более  или менее полное представление  о человеке, многообразных формах его взаимоотношений с миром  предметов, явлений и других людей, не обратившись к философскому пониманию  деятельности.

Многообразные явления жизни  человека предстают перед нами как  тот или иной вид деятельности, будь то организация семейного быта, выполнение профессиональных обязанностей, воспитание детей или образование  и самосовершенствование человека. Философская теория деятельности служит методологической базой для специально-научных  исследований деятельности, обеспечивает упорядочение и определенную интеграцию узкопрофессиональных подходов к ней  в любой сфере научного анализа - биологии, социологии, психологии, экономической  теории и т.д. Философия деятельности представляет и немалый практический интерес с точки зрения ее использования в целях оптимизации управления в различных областях общественной жизни.

 

3 ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Деятельность — специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям. В отличие от животного, человек относится к природе не пассивно-приспособительно, а активно-преобразующе. И если поведение животного обусловлено врожденными морфофизиологическими механизмами, то деятельность человека социально обусловлена и строится в соответствии с законами объектов, она определена предметом и в то же время с ее помощью выделяется ее предмет как отличный от нее. Поэтому человеческую деятельность Маркс называл предметной. Все, чем располагает человек, извлечено им, в конечном счете, из природы, но вне деятельности это богатство существует лишь потенциально.

Фундаментальным и определяющим видом деятельности является труд, основные характеристики которого присущи и предметной деятельности. По своему содержанию деятельность есть производство материальных и духовных благ, форм общения людей, преобразование общественных условий и отношений, развитие самого человека, его способностей, умений, знаний.

Поскольку деятельность немыслима вне выдвижения и реализации человеческих целей, постольку материальное преобразование и идеальное воспроизведение природы неразрывны и составляют две относительно самостоятельные стороны единой предметной деятельности.

Предметно-деятельное отношение  к природе не дано в качестве готового, а представляет собой саморазвивающийся процесс. В деятельности осуществляется развитие человеческого общества; именно люди творят историю, и законы их деятельности являются законами истории. В классовом обществе действительное содержание деятельности выступает в так называемых превращенных ее формах, причина чего лежит в социальном разделении труда и порождаемых им следствиях.

В результате историческое творчество выступает в форме  подчинения людей безликим законам  истории, общественное противоречие как  двигатель прогресса — в форме  социального антагонизма, отношения  людей — в форме отношения  вещей, свобода — в виде стремления действовать вопреки общественным законам, труд — в форме деятельности, производящей только прибавочную стоимость, единая человеческая деятельность — в виде противоположности теории и практики и т. д.

Помимо основных своих  составляющих, деятельность имеет свои специфические особенности. Так, согласно Леонтьеву, человеческая деятельность обладает следующими особенностями:

1. Предметность – главная характеристика. Люди понимают предмет как нечто, к чему относится живое существо, если осуществляет деятельность по отношению к предмету.

2. Самостоятельно открывать формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют ему образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Деятельность человека имеет социальную и общеисторическую природу.

3. Опосредованный характер деятельности (люди применяют определённые средства). В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и в первую очередь общение.

4. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, то есть подчинена цели, как сознательно представленному результату, достижении которого она служит. Цель направляет деятельность, корректирует её ход. Цнль всегда осознанна. Следовательно, деятельность всегда осознана.

5. Неаддитивный (несуммарный) характер деятельности. Деятельность всегда инициирует субъект. Она запускает внешние воздействия, поэтому деятельность не совокупность реакций, а система действий, побуждающих мотив.

6. Неадаптивная природа деятельности, то есть человек может действовать в противовес принципу гомеостазиса (постоянства).

7. Продуктивный характер деятельности. Благодаря деятельности человек преобразовывает себя, изменяет сам себя, а так же изменяет внешний мир.

8. Личность – это внутренний момент деятельности. Благодаря различным видам деятельности индивид приобретает любое качество. Он становится личностью.

Таким образом, опосредованный характер деятельности является ничем  иным как одной из его неотъемлемых особенностей.

Сама деятельность порождает опосредованный характер связи человека с миром. Во взаимоотношениях между природой и человеком встает посредник. Ведь человек потребляет не вещество природы в готовом виде, а только те предметы, которые сам создает. А прежде чем предмет потребить, он должен его создать, что, в свою очередь, требует предварительного создания орудий труда. Можно сказать, что связь человечества с природой опосредована сотворенными им предметами потребления, а получение их опосредовано совокупностью трудовых операций.

Данный посредник в  самом общем виде можно назвать  словом «искусственная среда» или «вторая  природа». Это сами предметы потребления (пища, жилища, одежда, например) и средства их получения или способы преобразования природы. Они состоят из «техники» - орудий, которые человек использует, и «технологии» - приемов, правил, которые  человек применяет в процессе создания нужных ему предметов.

Эта искусственная среда  выполняет две функции:

а) она является средством  освоения природного мира через технику  и технологии.

б) она является конечной целью человеческих усилий.

Ведь сама по себе природа  в ее естественном виде не столь  нужна человеку. Она важна ему  в форме продуктов его деятельности. Это значит, что человек нуждается в искусственной среде как в условии своего существования, поскольку только ее наличие делает его человеческим существом. Вот почему мир природы он воспринимает и осваивает опосредованно через свои потребности, теории, технику и технологию.

Опосредованное отношение  к миру определяет универсальность  человеческого существования. Оно  возможно повсюду и применимо  по отношению ко всему. Деятельность приводит к тому, что человек начинает зависеть не от мира природы, а от своих  собственных целей и продуктов  собственной активности. Можно сказать, что поведение человека задается миром культуры. Мир культуры есть область образцов человеческого  существования. Они определяют, к  чему должен стремиться человек и  как он должен действовать. Поэтому  человек сначала помещает в природную  среду искусственную оболочку, которая  обеспечивает ему возможность существовать везде.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"