Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:18, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально и несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние душевного и физического здоровья и др. Различают не только особые взгляды, но и способы осмысления мировоззренческих проблем, роль образности и логики в построении мировоззрения а так же степень и характер его эмоциональности.
Все типы мировоззрения можно разделить на экзистенциально-личностные и социально-исторические.

Содержание работы

Типы мировоззрения ……………………………………………………….. 3
Общая характеристика философии эпохи Просвещения ………………… 5
Проблема бытия в философии ХХ века …………………………………… 8
Познание и творчество ……………………………………………………... 9
Сознание и бессознательное ……………………………………………….12
Ценности, идеалы и святыни человека ……………………………………15
Отличие человеческого общества от сообществ животных и насекомых.17
Духовно-исторические предпосылки экологического кризиса…………..18
Человек – это… ……………………………………………………………19
Позитивизм – это… ………………………………………………….…….19
Список использованной литературы ………………………………………20

Файлы: 1 файл

контрольная работа по философии №10.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « юриспруденция »

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине: философия

Вариант № 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Э.А. Фатеев

Студент I курса

 I семестр

 

 

 

 

 

_____________, 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Типы мировоззрения ……………………………………………………….. 3
  2. Общая характеристика философии эпохи Просвещения ………………… 5
  3. Проблема бытия в философии ХХ века …………………………………… 8
  4. Познание и творчество ……………………………………………………... 9
  5. Сознание и бессознательное ……………………………………………….12
  6. Ценности, идеалы и святыни человека ……………………………………15
  7. Отличие человеческого общества от сообществ животных и насекомых.17
  8. Духовно-исторические предпосылки экологического кризиса…………..18
  9. Человек – это…   ……………………………………………………………19
  10. Позитивизм – это…   ………………………………………………….…….19
  11. Список использованной литературы ………………………………………20
  12.  
  13. Типы мировоззрения.

 

Мировоззрение каждого  человека глубоко индивидуально  и несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние душевного и физического здоровья и др. Различают не только особые взгляды, но и способы осмысления мировоззренческих проблем, роль образности и логики в построении мировоззрения а так же степень и характер его эмоциональности.

Все типы мировоззрения  можно разделить на экзистенциально-личностные и социально-исторические.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: мифологический, религиозный, философский и архаический.

Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются  на различных стадиях духовного становления человека и различаются тем способом каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечеств и сам продуцирует их. По другим основаниям так же можно выделять и другие типы мировоззрения:

- обыденное мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения как в онтогенезе, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.

- религиозное мировоззрение.  Мифологическое сознание исторически  предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно нежели мифологическое и более совершена в логическом плане. Религиозное мировоззрение работает на двух уровнях: на теоретико-идеологическом, т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. на уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шел по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде, для них есть естественно самое противоестественное.

Религиозное мировоззрение различают естественное и противоестественное. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая.

- философское мировоззрение.  Философия может быть религиозной  а так же атеистической, - все  зависит от того каким исходным  мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.

Философское мировоззрение  выступает в понятийной и категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе и обществе, обладая определенной мерой логической доказательности.

Философское мировоззрение  имеет основные черты:

    1. концептуальная обоснованность;
    2. универсальность;
    3. систематичность;
    4. критичность.

Несмотря на свою максимальную научность и критичность, философия чрезвычайно близка к обыденному, к религиозному и к мифологическому мировоззрению.

Все типы мировоззрения  выявляют некоторое единство, охватывая  определенный круг вопросов, например, как дух соотносится к материей, что такое человек и какого место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний.

 

  1. Общая характеристика философии эпохи просвещения.

 

ХVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период времени наблюдается становление и развитие промышленного производства. В чисто производственных целях активнее осваивается новые природные силы и явления: сооружаются водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. В XVII веке многие полагают, что «знание – сила» (Ф. Бэкон), что именно «практическая философия» поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать «господами и хозяевами» этой природы (Р. Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

Многие мыслители XVIII века уверено стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является «просветление умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что в последствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Англия вступает в  эту эпоху первой. Для английских просветителей (Д. Локк, Д. Толанд, М. Тиндаль  и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое  объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

И все же английское просвещение  было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие  от него французское просвещение  ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел», энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме(а не научных трактатах) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

Идейным вождем этого  начинания выступает Д. Дидро, а  его ближайшим соратником – Д. Аламбер. Статьи же для этой «Энциклопедии» соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д. Дидро в «Энциклопедии» должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. более того, в «Энциклопедии» стали помещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию «Энциклопедии». Работа над «Энциклопедией» с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIIIвек так и не увидел. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России и Украины).

В Германии движение Просвещения  связано с деятельностью Х. Вольфа, И. Гердера, Г. Лессинга и др. если иметь  в виду популяризацию наук и распространение  знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х. Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И. Кант, и Гегель.

Философия для Х. Вольфа – это «мировая мудрость», предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал  практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, математик и философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И. Кант). Работы свои писал Х. Вольф на простом и понятном языке.

Его философская система  излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы. Х. Вольф был избран членом многих академий Европы.

У самого Х. Вольфа учились  М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие  учебу в Германии. И если деятельность Х. Вольфа не освещалась должным образом в нашей философской литературе, то, по-видимому, потому, что он был сторонником телеологического взгляда на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х. Вольф оставался сторонни ком деизма, что несомненно предопределило последующем и деизм М.В. Ломоносова.

Подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно  отметить следующие важные моменты  в ее общей характеристике:

- получает заметное развитие глубока вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф. Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

- развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

- формируется новое  представление об общественной  истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

 

  1. Проблема бытия в философии XX века.

 

В XX веке Европа окончательно отказалась от античных традиций в понимании бытия. Люди вдруг ощутили себя живущими в мире, где нет никаких гарантий и никаких опор, где все зыбко и плохо устроено. Разум не сумел предотвратить страшных войн XX века и более того, сам поработал над созданием средств массового уничтожения людей, создав невиданные ранее виды оружия. Он не мог обеспечить гармонию и порядок в мире. Возникло ощущение безопорности во всех сферах жизни в экономике, политике, морали и т.д. Сформировалась эпоха тотального плюрализма, для которого нет никакой иерархии ценностей. Плюрализм (лат., pluralis - множественный) стал главной идеей общественного устролйства, согласно которой общественно-политическая жизнь есть состязание множества социальных групп и представляющих их интересов, плюрализм ценностей стал основой жизни человека и общества: все стало равно всему, исчезли приоритеты; нравственные, политические, государственные, экономические, классовые и т.д.; общество автоматизировалось в атомы-индивиды, разрушив ценностную вертикаль, где был низ - верх, конец – начало, спроецировали все ценности на горизонтальную поверхность, уравняв их в пространстве и времени своего бытия. Возникло огромное разнообразие ценностей, каждая из которых замыкается на личностное «я так хочу», претендуя на свое право утверждать себя без оглядки на другие ценности, без попытки соотнести себя с ними; если нет вертикали – иерархии ценностей, то нет и надобности примерять свое содержание к тому, что выше и, следовательно, более истинно.

В XX веке люди пытаются уйти от переживания страха, сопровождающего разочарование в возможностях разума быть опорой, в разрушении иерархий ценностей, а в конечном счете – в игру, правила которой создаются людьми и ими же произвольно изменяются. XX век рекомендует людям не быть очень серьезными, ибо никто не знает, как правильно жить, никто не вправе диктовать, какой должна быть жизнь. Все оправдано тем, что ничего в этом мире нет навеки. Надо жить, но знать, что ни в чем нет опоры, и нет таких ценностей, которые выступали бы в качестве эталонов истинности и меры бытии.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"