Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:18, контрольная работа
Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально и несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние душевного и физического здоровья и др. Различают не только особые взгляды, но и способы осмысления мировоззренческих проблем, роль образности и логики в построении мировоззрения а так же степень и характер его эмоциональности.
Все типы мировоззрения можно разделить на экзистенциально-личностные и социально-исторические.
Типы мировоззрения ……………………………………………………….. 3
Общая характеристика философии эпохи Просвещения ………………… 5
Проблема бытия в философии ХХ века …………………………………… 8
Познание и творчество ……………………………………………………... 9
Сознание и бессознательное ……………………………………………….12
Ценности, идеалы и святыни человека ……………………………………15
Отличие человеческого общества от сообществ животных и насекомых.17
Духовно-исторические предпосылки экологического кризиса…………..18
Человек – это… ……………………………………………………………19
Позитивизм – это… ………………………………………………….…….19
Список использованной литературы ………………………………………20
Человек самим своим существованием выделен из мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?». Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру.
Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка, которая часто выражается в так называемых лингвистических переменных, т.е. без задания числовых функций. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны достаточно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда это требует исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценностях называется аксиологией. В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность».
Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступает истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономические, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности. Шелер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение она вызывает. В этой связи он ставил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетворением чувственных наклонностей человека.
В мире ценностных ориентации человека непреходящее значение имеет вера, субъективный акт принятия чего-либо как истинного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате целого ряда психологических актов. Философы в отличие от теологов традиционно уделяют значительное внимание соотношению сомнения и веры. Религиозная вера обычно рассматривается как непосредственный результат откровения, она, мол, не нуждается в обосновании.
Кант справедливо подчеркивал, что вера не сводится к деятельности разума, о ней нельзя дать отчет исключительно на языке понятий. Вера – это эйдос. Вера есть некоторый смысл субъективного ориентирования человека в его предрасположенности к действию. Итак, вера – один из наиболее значимых феноменов духовной жизни человека.
Вера – это тот мост, который связывает человека с миром. Это непременная характеристика личности, она требует веры в себя, веры, переходящей в уверенность в своих возможностях.
Вера как ценностный феномен имеет свои градации, на высшей ее отметке мы находим идеал. Идеал – это признающийся максимально целостным образ (эйдос) желаемого будущего. Ясно, что содержание идеала зависит от жизненного опыта субъекта, степени его образованности, уровня культуры.
Идеал – это отнюдь
не просто конкретный образ конечного
будущего, а совокупность направленных
в будущее различных
После создания Ч. Дарвином эволюционной теории, со второй половины XIX в., получила распространение трудовая теория происхождения человека и общества. Согласно этой теории, труд, начавшийся с изготовления простейших орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более умелой и свободной, наряду с рукой развивается мозг человека, возникают возможность и необходимость коммуникации и межличностных отношений. Таким образом, орудийная деятельность, речь и мышление, сплочение в общность становятся решающими факторами становления человека.
Почему предки человека начали трудиться? Ведь животные в природе не испытывают в этом никакой потребности и вполне способны поддерживать свое существование. Даже тогда, когда животные осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.
Если выводить мышление из труда, а не труд из мышления, у нас не будет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу от инстинктивных к целеполагающим формам труда. Но поскольку труд возник, мы получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Речь идет о возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей возможности становления человека. Животные в ряде случаев тоже осуществляют орудийную деятельность с элементами целеполагания. Однако этот опыт не аккумулируется, передача его от поколения к поколению не происходит, развития животных не наблюдается. Существенной чертой антропосоциогенеза является то, что человек изготовляет орудия труда, а не только использует удобные природные предметы, и придает изготовляемому орудию целесообразную форму. Эту форму сохраняет, аккумулирует способы деятельности с этими орудиями, и так осуществляется социальное наследование. Но из этого вытекает, что не мышление должно выводиться из труда, а наоборот – труд из мышления.
Американский философ Л. Мамфорд критически проанализировал трудовую теорию становления человека и предложил иную концепцию антропосоциогенеза. Он обращает внимание на важный факт: способность к изготовлению орудий труда не требовала остроты ума и не создавала развитого черепно-мозгового аппарата у древних людей. И если бы уровня технических умений было достаточно для определения активности интеллекта, то по сравнению с бобрами и термитами, демонстрирующими технически сложные строительные способности, человек долгое время выглядел бы как неудачник. По мнению Л. Мамфорда, преимущество человека состояло не в том, что он стал использовать орудия, а в том, что он изначально обладал одним универсальным орудием – собственным телом, движимым умом, т.е. являлся самосовершенствующимся животным, использующим свой ум. Орудийная техника служила лишь вспомогательным средством в процессе самотрансформации, самопостроения человека.
Применение нового оружия
массового уничтожения
Первая проблема – проблема предотвращения мировой термоядерной войны. Компьютерное моделирование показало, что если в возникшем ядерном конфликте будет использована только часть смертоносного потенциала атомного и водородного оружия, то и тогда на Земле наступит «ядерная зима», или «ядерная ночь». От совокупного действия радиации, взрывом и пожаров в воздух попадет огромное количество пылеваых частиц, которые резко уменьшат попадание солнечных лучей на поверхность Земли и снизят температуру воздуха до такого уровня, что сделается невозможным существование на Земле человека и большинства растительных и животных видов. Количество стран, имеющих или могущих стать обладателями ядерного оружия, неуклонно растет, и вместе с тем растет опасность термоядерной войны.
Вторая глобальная проблема, также возникшая в эпоху НТР, - экологическая. В наше время проблема отношения человека к природе привлекает к себе пристальное внимание. Тому есть важные причины. Беспрецедентное возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и открыло перед ним необычайные перспективы. В то же время во взаимодействии человека с природной средой его обитания проявляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода. Имеются в виду негативные аспекты современной НТР (прогрессирующее загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т.д.), а также проблемы, которые и в прошлом стояли перед человечеством (нехватка продовольствия и др.), но сейчас заметно обострились, особенно в развивающихся странах в связи с демографическим взрывом и другими обстоятельствами.
Широкий круг вопросов, связанных
с взаимодействием современного
общества с природной средой, объединяется
под общим названием экологичес
Человек – это
Позитивизм – это
направление в методологии
Список использованной литературы:
1. Губин В.Д. Философия: учебник. 2 изд./ Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. – М.: ТОН – Остожье, 2001г.;
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия./ Алексеев П.В. – М.: ЮНИТИ, 2004г.
3. Алексеев П.В., Панин
А,В. Хрестоматия по философии/
4. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: основные проблемы, идеи, концепции/ Кармин А.С. – СПб., 2003г.
5.Алексеева А.П. Философия в вопросах и ответах/ Алексеева А.П., Яковлева Л.Е. – М., 2005г.