Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:18, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально и несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние душевного и физического здоровья и др. Различают не только особые взгляды, но и способы осмысления мировоззренческих проблем, роль образности и логики в построении мировоззрения а так же степень и характер его эмоциональности.
Все типы мировоззрения можно разделить на экзистенциально-личностные и социально-исторические.

Содержание работы

Типы мировоззрения ……………………………………………………….. 3
Общая характеристика философии эпохи Просвещения ………………… 5
Проблема бытия в философии ХХ века …………………………………… 8
Познание и творчество ……………………………………………………... 9
Сознание и бессознательное ……………………………………………….12
Ценности, идеалы и святыни человека ……………………………………15
Отличие человеческого общества от сообществ животных и насекомых.17
Духовно-исторические предпосылки экологического кризиса…………..18
Человек – это… ……………………………………………………………19
Позитивизм – это… ………………………………………………….…….19
Список использованной литературы ………………………………………20

Файлы: 1 файл

контрольная работа по философии №10.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Ценности, идеалы и святыни человека.

 

Человек самим своим  существованием выделен из мира. Это  вынуждает человека дифференцированно  относиться к фактам своего бытия. Человек  едва ли не постоянно находится в  состоянии напряженности, которое  он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?». Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру.

Ценностью является для  человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка, которая часто выражается в так называемых лингвистических переменных, т.е. без задания числовых функций. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны достаточно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда это требует исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценностях называется аксиологией. В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность».

Часто проблему ценностей  понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступает истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономические, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности. Шелер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение она вызывает. В этой связи он ставил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетворением чувственных наклонностей человека.

В мире ценностных ориентации человека непреходящее значение имеет  вера, субъективный акт принятия чего-либо как истинного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате целого ряда психологических актов. Философы в отличие от теологов традиционно уделяют значительное внимание соотношению сомнения и веры. Религиозная вера обычно рассматривается как непосредственный результат откровения, она, мол, не нуждается в обосновании.

Кант справедливо подчеркивал, что вера не сводится к деятельности разума, о ней нельзя дать отчет  исключительно на языке понятий. Вера – это эйдос. Вера есть некоторый смысл субъективного ориентирования человека в его предрасположенности к действию. Итак, вера – один из наиболее значимых феноменов духовной жизни человека.

Вера – это тот  мост, который связывает человека с миром. Это непременная характеристика личности, она требует веры в себя, веры, переходящей в уверенность в своих возможностях.

Вера как ценностный феномен имеет свои градации, на высшей ее отметке мы находим идеал. Идеал – это признающийся максимально  целостным образ (эйдос) желаемого  будущего. Ясно, что содержание идеала зависит от жизненного опыта субъекта, степени его образованности, уровня культуры.

Идеал – это отнюдь не просто конкретный образ конечного  будущего, а совокупность направленных в будущее различных теоретических  и других представлений, которые могут быть пересмотрены. Таким образом, идеалотворчество, если оно проводится недостаточно ответственно, приводит к утопиям, превращается в идолотворчество. Вместе с тем идеалотворчество – непременное основание достижений человека. Интересно, где было бы сейчас человечество, если бы оно не занималось идеалотворчеством. Но для успешного идеалотворчества необходима развитая философия, современная философия.

 

  1. Отличие человеческого общества от сообществ животных и насекомых.

 

После создания Ч. Дарвином эволюционной теории, со второй половины XIX в., получила распространение трудовая теория происхождения человека и общества. Согласно этой теории, труд, начавшийся с изготовления простейших орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более умелой и свободной, наряду с рукой развивается мозг человека, возникают возможность и необходимость коммуникации и межличностных отношений. Таким образом, орудийная деятельность, речь и мышление, сплочение в общность становятся решающими факторами становления человека.

Почему предки человека начали трудиться? Ведь животные в природе не испытывают в этом никакой потребности и вполне способны поддерживать свое существование. Даже тогда, когда животные осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

Если выводить мышление из труда, а не труд из мышления, у  нас не будет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу от инстинктивных к целеполагающим формам труда. Но поскольку труд возник, мы получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Речь идет о возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей возможности становления человека. Животные в ряде случаев тоже осуществляют орудийную деятельность с элементами целеполагания. Однако этот опыт не аккумулируется, передача его от поколения к поколению не происходит, развития животных не наблюдается. Существенной чертой антропосоциогенеза является то, что человек изготовляет орудия труда, а не только использует удобные природные предметы, и придает изготовляемому орудию целесообразную форму. Эту форму сохраняет, аккумулирует способы деятельности с этими орудиями, и так осуществляется социальное наследование. Но из этого вытекает, что не мышление должно выводиться из труда, а наоборот – труд из мышления.

Американский философ  Л. Мамфорд критически проанализировал  трудовую теорию становления человека и предложил иную концепцию антропосоциогенеза. Он обращает внимание на важный факт: способность к изготовлению орудий труда не требовала остроты ума и не создавала развитого черепно-мозгового аппарата у древних людей. И если бы уровня технических умений было достаточно для определения активности интеллекта, то по сравнению с бобрами и термитами, демонстрирующими технически сложные строительные способности, человек долгое время выглядел бы как неудачник. По мнению Л. Мамфорда, преимущество человека состояло не в том, что он стал использовать орудия, а в том, что он изначально обладал одним универсальным орудием – собственным телом, движимым умом, т.е. являлся самосовершенствующимся животным, использующим свой ум. Орудийная техника служила лишь вспомогательным средством в процессе самотрансформации, самопостроения человека.

 

  1. Духовно-исторические предпосылки экологического кризиса.

 

Применение нового оружия массового уничтожения произвело  громадное впечатление на все  население планеты. Стало ясно, что  произошла действительно революция  в средствах воздействия человека на других людей и на окружающую его природную среду. Никогда  ранее не было такого, чтобы человек был способен уничтожить самого себя и почти все живое на Земле, т.е. в глобальном масштабе.

Первая проблема –  проблема предотвращения мировой термоядерной войны. Компьютерное моделирование  показало, что если в возникшем  ядерном конфликте будет использована только часть смертоносного потенциала атомного и водородного оружия, то и тогда на Земле наступит «ядерная зима», или «ядерная ночь». От совокупного действия радиации, взрывом и пожаров в воздух попадет огромное количество пылеваых частиц, которые резко уменьшат попадание солнечных лучей на поверхность Земли и снизят температуру воздуха до такого уровня, что сделается невозможным существование на Земле человека и большинства растительных и животных видов. Количество стран, имеющих или могущих стать обладателями ядерного оружия, неуклонно растет, и вместе с тем растет опасность термоядерной войны.

Вторая глобальная проблема, также возникшая в эпоху НТР, - экологическая. В наше время проблема отношения человека к природе  привлекает к себе пристальное внимание. Тому есть важные причины. Беспрецедентное возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и открыло перед ним необычайные перспективы. В то же время во взаимодействии человека с природной средой его обитания проявляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода. Имеются в виду негативные аспекты современной НТР (прогрессирующее загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т.д.), а также проблемы, которые и в прошлом стояли перед человечеством (нехватка продовольствия и др.), но сейчас заметно обострились, особенно в развивающихся странах в связи с демографическим взрывом и другими обстоятельствами.

Широкий круг вопросов, связанных  с взаимодействием современного общества с природной средой, объединяется под общим названием экологической проблемы. Слово «экология» сейчас встречается в лозунгах, под которыми происходят демонстрации в западных странах (так называемое движение «зеленых»); упоминание в официальных государственных документах, в статьях ученых, юристов, журналистов и представителей других профессий. В самом широком смысле слова экологический взгляд на мир предполагает при определении ценностей и приоритетов человеческой деятельности учет последствий влияния, которое эта деятельность оказывает на природную среду , равно как и влияние природной среды на человека.

 

  1. Человек это…

 

Человек – это космобиопсихосоциокультурное существо.

 

  1. Позитивизм – это…

 

Позитивизм – это  направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

 

Список использованной литературы:

 

1. Губин В.Д. Философия: учебник. 2 изд./ Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. – М.: ТОН – Остожье, 2001г.;

2. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия./ Алексеев П.В. – М.: ЮНИТИ, 2004г.

3. Алексеев П.В., Панин  А,В. Хрестоматия по философии/  Алексеев П.В. – М.: Дело и Сервис, 2005г.

4. Кармин А.С., Бернацкий  Г.Г. Философия: основные проблемы, идеи, концепции/ Кармин А.С. – СПб., 2003г.

5.Алексеева А.П. Философия в вопросах и ответах/ Алексеева А.П., Яковлева Л.Е. – М., 2005г.




Информация о работе Контрольная работа по "Философии"