Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

1. Можно ли рассматривать марксизм как разновидность «экономического детерминизма»?
49. В чем Вы видите различия между религиозной и атеистической версиями экзистенциализма?
52. Какие проблемы Вы считаете философскими? Приведите примеры. Постарайтесь сформулировать критерии философичности проблем.
140. В.И. Вернадский создал учение о «ноосфере». Что такое ноосфера? Каково ее планетарное значение? Что такое «русский космизм»?

Файлы: 1 файл

философия Тарасенко Н.В. НБФЗОП-121.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное  казенное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Омская академия МВД России»

Кафедра

Философии и  политологии


 

Контрольная работа по дисциплине:

философия

   

Тема (вариант):

Вариант 49 (23, 49, 52, 140)

   
   

Выполнил:

Слушатель  ОмА МВД  России

 

следователь

(должность)

 

майор юстиции

(звание)

 

Тарасенко Наталья Валерьевна

(Ф.И.О.)

     
 

НБФЗОП-121

аббревиатура учебной  группы

(выбрать)

     

Номер зачетной

10199

 

книжки

   

Комплектующий орган:

ОМВД России по Омскому району

Контактный  тел:

8904-327-69-87

Email:

 

 

ОМСК 2012 г.

Контрольный талон

 

Дата поступления работы на кафедру

«

 

»

201_ г.

 

Рег. №

 

 

Замечания

 
 
 
 
 
 
 

 

Результат проверки  контрольной  работы:

 

 

Контрольную работу проверил:

 

(должность,  ученая степень  (ученое звание), инициалы, фамилия)

Дата проверки работы

«

 

»

201_ г.

     

 

Вариант 49 (23, 49, 52, 140)

  1. Можно ли рассматривать марксизм как разновидность «экономического детерминизма»?

Прежде чем ответить на данный вопрос, следует сказать, что к изучению теорий К.Маркса можно подходить по-разному. Так, можно Маркса воспринимать как одного из более или менее известных ученых XIX века, внесших определенный вклад в развитие отдельных вопросов социальной науки. Например, антропологии. Но можно к Марксу подходить как к создателю достаточно широкого социального мировоззрения, оказавшего мощнейшее влияние не только на развитие социальной науки в целом, но и трансформации социальной практики. Многие исследователи под марксизмом понимают довольно разнообразные вещи. Действительно, марксизм как сложное социальное учение состоит из ряда положений, некоторые из них являются основными, так сказать, конституирующими марксизм, и другого ряда положений, которыми в общем случае можно пренебречь. Будет чрезвычайно глупо каждое высказывание или действие К.Маркса и Ф.Энгельса принимать за божественную истину и биться за нее «до последнего». Если, конечно, не превращать марксизм в религию.

Марксизм это научная теория, объясняющая закономерности развития общества. Экономический детерминизм – это теория, согласно которой экономический базис общества детерминирует все другие стороны его жизни. Такой теории придерживался и К. Маркс, поэтому можно утверждать, что марксизм - это разновидность экономического детерминизма, которая предполагает, что экономика определяет все элементы жизни общества, включая форму правления, доминирующие представления, законы и даже религию. Не идеи, а экономика является определяющим фактором истории. Даже «человеческая природа» зависит от экономической системы. Различия между людьми и социальными группами исчезнут, как только будет достигнут определенный уровень экономического развития.

Однако следует отметить, что Марксизм никогда не считал экономику единственным фактором истории. Для него несомненным было, что в истории действуют многие факторы, среди которых экономический в конечном счете является определяющим. Материалистическое понимание истории никогда не отрицало, хотя и относительной, но тем не менее огромной самостоятельности духовной, политической и иных сфер общественной жизни. Если толковать экономический детерминизм столь примитивно, как это нередко делают, то материалистическое понимание истории к нему не может быть отнесено, как и многие другие концепции, в которых экономика рассматривается в качестве главного фактора общественного развития. Кстати, именно такое примитивное понимание экономического детерминизма, а тем самым и материалистического понимания истории и было одной из причин критики марксизма со стороны ряда сторонников историко-экономического направления.

Экономический детерминизм К. Маркса опирался на признание производственных отношений как лежащих в основании  смены всех форм общественного устройства. Вслед за изменением производительных сил, по К. Марксу, рано или поздно меняются производственные отношения, которые должны прийти в соответствие с характером производительных сил. Производственные отношения детерминируют всю надстройку, состоящую из системы взглядов и теорий (политических, правовых и др.) и аналогичных учреждений. Антагонистические противоречия в классическом капитализме пронизывают как способ производства, так и отношения между ним и надстройкой. Движущей силой, разрешающей (или преодолевающей) это противоречие, является классовая борьба рабочего класса с буржуазией и революция угнетенных против угнетателей. Классовую борьбу К. Маркс называл «локомотивом истории». Проблему соотношения таких движущих факторов истории, как народные массы и личность, К. Маркс решал исходя из положения в системе производства эксплуатируемых и эксплуататоров: на первый план выдвигались «рабочие массы», которые считались главной движущей силой общества. В связи с этим утверждалось, что идеология тоже становится «материальной движущей силой» (правда, лишь постольку, поскольку «овладевает» массой). Цели, провозглашаемые К. Марксом, особенно в первый период его научной деятельности, были по существу своему гуманными. Но теоретический анализ проблемы отчуждения привел его к необходимости исследования частной собственности, а углубленное ее (политэкономическое) исследование - к выводу о том, что экспроприаторов надо экспроприировать. Политэкономия сомкнулась с политикой. Итак, у К. Маркса - ряд факторов или движущих сил общественного развития, но основным пунктом его теоретических построений оказывалось представление о производственных, экономическо-политических отношениях.

 

49. В чем Вы видите различия между религиозной и атеистической версиями экзистенциализма?

Следует отметить, что  экзистенциализм, или философия существования, — одно из влиятельнейших направлений философии XX в. Термин происходит от латинского «existentia» — «существование». Центральное место в философии экзистенциализма заняла проблема человеческого существования (экзистенция). Акцент на трагичности этого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния», а понимание творчества как «способа прорыва из этого мира» позволяет называть его «философией творчества».

Экзистенциализм как философское  течение является весьма неоднородным. Особо существенно различие между экзистенциализмом религиозным и атеистическим. Центральное место в экзистенциализме (как и в философии жизни) занимает проблема человека и его существования (экзистенции). Но понять человеческое бытие невозможно рациональными методами и тем более методами естественных наук, оно постигается только интуитивно. Как и в философии жизни, человеческое бытие предстает перед взором исследователя в виде потока переживаний, в который вовлечен и сам исследователь, а значит, он не только его созерцает, но и сам живет в нем. Для анализа человеческой жизни экзистенциалисты используют ряд понятий, описывающих определенные состояния человека — «модусы» (виды): «страх», «надежда», «отчаяние», «решимость». Но в отличие от философии жизни экзистенциализм утверждает присутствие некой трансцендентной сущности, стоящей за этими переживаниями, на которую, собственно говоря, эти переживания и направлены. Отсюда, глубинная тайна человеческого существования состоит, с одной стороны, в постоянной направленности (интенциональности) на что-то вне его самого, а с другой — в открытости, незамкнутости — в силу направленности к этой трансцендентной сущности.

Идеи экзистенциализма, защищали и  развивали многие выдающиеся философы. В Германии - это Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.), Карл Ясперс (1883-1969 гг) Во Франции - Жан Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю 1913-1960), В России - Лев Шестов, (1866-1938). Николай Бердяев (1874-1948). Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.

Центральные вопросы экзистенциализма - существование человека, смысл  его жизни и судьбы в мире - необычайно созвучны любому, задумывающемуся  над своим бытием, человеку. Вот  почему экзистенциализм столь популярен  и поныне.

Другими словами, экзистенциальные проблемы - это вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования. Существование, или экзистенция - это нечто невыразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить.

Основное различие между  данными версиями экзистенциализма я вижу в том, что атеистические экзистенциалисты боролись за автономную личность, находящуюся вне социальных и культурных структур, т. е. за личность ради нее самой. Религиозные экзистенциалисты самыми разными путями искали утраченную связь с Богом. Также можно отметить, что религиозный экзистенциализм говорит о том, что свободу можно обрести только в Боге; атеистический же экзистенциализм, в котором трансценденция есть Ничто, понимает свободу как возможность для человека выбирать самого себя, т.е. свою сущность, которая не зависит ни от чего в этом мире. Свобода оказывается при этом тяжелым бременем, которое вынужден нести человек, если он выбрал себя как личность. Но человек может и отказаться от этого выбора, тогда он перестает быть самим собой и становится «как все». При этом он погружается в мир обезличенности, анонимности, где никто ничего не решает и не несет ни за что никакой ответственности.

В атеистическом экзистенциализме тем, что личность всегда одинока. В религиозном экзистенциализме, любовь понимается как трансцендирование, прорыв к Богу или другому человеку, осуществляемый перед лицом Бога.

Таким образом, религиозные экзистенциалисты были воодушевлены одной мыслью — что-то сделать, чтобы убедить и вернуть человечество к вере для избежания религиозного кризиса и разрушения духовной культуры, видели в человеке, прежде всего, религиозную личность, имеющую незримые связи с Богом и находящую основу для существования в вечности. В противовес им, атеистические экзистенциалисты искали основания для своей философии в замкнутой человеческой экзистенции.

 

 

 

 

52. Какие проблемы  Вы считаете философскими? Приведите  примеры. Постарайтесь сформулировать критерии философичности проблем.

Хочу отметить тот  факт, что в обыденном сознании в течение многих веков существовало, да нередко встречается и в наши дни, представление, будто философия не имеет собственных реальных проблем. Я с данным представлением не согласна и считаю, что проблемы философии не менее реальны, чем в любой другой науке. Здесь я могу выделить основную проблему (или основной вопрос) мировоззрения, то есть отношение человека к миру в целом. Мировоззрение есть общая картина мира, т. е. более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве, а также (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части, как человечество; основной вопрос мировоззрения — это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого). Например, основные вопросы, которые здесь рассматриваются: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек? Кроме того, можно назвать следующие проблемы мировоззрения: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить? В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Таким образом, вопрос об отношении человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения. Здесь также можно выделить проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия. Все эти вопросы — «экзистенциальные», поскольку неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной потребностью в осмыслении мира и своего отношения к нему.

Критерии философичности проблем заключается в специфики проблем философии, чем эти проблемы отличаются от проблем частных наук. Несмотря на общность проблем философии и проблем частных наук, они имеют между собой существенные различия. Все философские проблемы спроецированы на предмет философии, его отражают и его спецификой обусловлены. Своеобразие этих проблем — это прежде всего своеобразие предмета философии. Всеобщее в системе «мир — человек», составляющее предмет философского познания, и является предметным основанием проблем философии. Они сами всеобщи, предельны — предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем в мировоззрении (по их значимости для деятельности человека), не бывает. Понятия материи, пространства, времени, движения, причины, возможности, необходимости и т. п. — предельные. Предельными эти понятия оказываются в силу того, что они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: 1) онтологическую, 2) антропологическую (жизневоззренческую), 3) аксиологическую, 4) гносеологическую и 5) праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии.

Основной вопрос (или основная проблема) философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является, центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Это предметное ядро философии и пытаются игнорировать сторонники антропологистской и онтологистской концепций. Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их, оказывается, можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм.

Итак, можно выделить всеобщность, предельность — важнейшая и определяющая черта проблем философии и их «вечность». Это проблема «мир в целом», проблема человека, смысла жизни, свободы, взаимоотношения философии и культуры, философии и естествознания и др. Вечность проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития общества, да и в зависимости от способностей самих философов.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"